Оборудование, техника энкаустики

ЭНКАУСТИКА КАК ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ

Энкеаустика включает смешивание пигментов в плавленом воске, после чего горячие восковыекраски наносятся на поверхность основы.

Энкаустика — одна из наиболее устойчивых техник живописи, некоторые древние работы, выполненные восковыми красками, и сейчас так же свежи, как во время их создания. Следует использовать только светостойкие пигменты, а сами работы не должны нагреваться до высоких температур, при которых поверхность воска может расплавиться. Преимущества этой техники заключаются в том, что работы безучастны к влиянию нормальных атмосферных изменений и они не сжимаются и не расширяются; воск не вызывает агрессивных химических реакций при взаимодействии с пигментами и грунтовочным слоем; он обладает хорошими отражающими свойствами и после натирания тканью демонстрирует характерный, привлекательный блеск.

В технике энкаустики возможен широкий спектр разнообразных эффектов; кроме того, вы можете приостанавливать и возобновлять работу по своему усмотрению без какого-либо ущерба для пленки краски. При этом поверхность восковых красок должна быть защищена от неосторожного механического воздействия.

История восковой живописи

История энкаустики уходит корнями в далекое прошлое — по крайней мере, во времена Древней Греции, несмотря на то, что ни одна из работ этого периода не сохранилась. Большинство уцелевших образцов восковой живописи раннего периода представляют собой римско-египетские доски, известные под названием «Фаюмские портреты», которые были обнаружены в Хаваре (см. пример ниже). Эти небольшие портреты выполнены на деревянных досках, покрытых клеевой краской. Все эти изображения — практически без исключения и они не сжимаются и не расширяются; воск не вызывает агрессивных химических реакций при взаимодействии с пигментами и грунтовочным слоем; он обладает хорошими отражающими свойствами и после натирания тканью демонстрирует характерный, привлекательный блеск.
В технике энкаустики возможен широкий спектр разнообразных эффектов; кроме того, вы можете приостанавливать и возобновлять работу по своему усмотрению без какого-либо ущерба для пленки краски. При этом поверхность восковых красок должна быть защищена от неосторожного механического воздействия.
Все эти изображения выполнены с огромной убедительностью и силой; они характеризуются выразительностью и непосредственностью, свойственными технике энкаустики. Живопись восковыми красками была широко распространена вплоть до средних веков, затем последовал период некоторого забвения, когда она встречалась крайне редко и на короткое время. Так продолжалось до второй половины ХГХ века, когда в Германии наступил период настоящего возрождения энкаустики.

Портрет молодого человека

(П-Швек нашей эры), неизвестный египетский художник Бородатый молодой человек на этом портрете (римско-египетская школа) оживленно смотрит на зрителя — качество, свойственное подобным работам. Телесные тона выстраивались постепенно до образования плотного и цельного поверхностного слоя. Темные тени сформированы характерными приглушенными коричневыми/красными, а более светлые телесные тона созданы разнообразными оттенками розовой, оранжевой и коричневой. В направлении висков заметен намек на зеленую, но использование столь холодных цветов на участках лица сведено к минимуму; чаще всего художники не прибегают к ним совсем. Художники того периода, возможно, корректировали и смешивали краски с помощью металлического инструмента, известного под названием «каутерий». Он напоминает шпатель с длинной ручкой и небольшим наконечником в форме ложки. Он нагревался над горячими углями и затем использовался для моделирования поверхности воска. В данном портрете с помощью этой метода на верхних участках усов могли быть созданы мягкие переходы в телесные тона.
Забота и тщательность, вложенные в моделирование и образование форм, свидетельствуют об искреннем желании привнести в изображение натуралистические черты. Мы видим аккуратно нанесенные тени под каждым завитком волос на лбу объекта. Энкаустика в совершенстве отвечает всем требованиям этого решительного и одновременно очень осторожного метода живописи.

Оборудование для энкаустики

Специфическая природа восковых красок обусловливает выбор необходимых специальных инструментов и оборудования. Восковые краски должны быть горячими, чтобы их можно было наносить кистями; поэтому краски смешиваются и содержатся на горячих плитах или палитрах. Как только кисть оставит мазок на холодной поверхности основы, расплавленный воск застывает и на него может быть немедленно нанесена другая краска.

Несмотря на то, что краски чаще всего наносятся на основу в горячем состоянии при комнатной температуре, вы можете поддерживать высокую температуру самой основы в процессе нанесения краски, чтобы воск оставался жидким. Это обеспечивает возможность дальнейшей работы с ним на поверхности картины. Слой застывшего воска может быть переработан на более поздних стадиях живописи — следует воспользоваться нагретыми металлическими инструментами; кроме того, вы можете растопить слой воска и смешать краски, перемещая источник тепла над поверхностью основы. Необходимо добавить, что вы можете также обработать поверхность охлажденного воска лезвием ножа для создания разнообразных эффектов.

Сохранение температуры краски

В прошлом производители выпускали специальные нагреваемые палитры для энкаустики — в настоящее время они практически не используются. Тем не менее вы можете самостоятельно изготовить достойную альтернативную палитру: расположите над газовой или электрической плитой прочный железный или стальной лист прямоугольной формы толщиной 6 мм. Металлический лист должен быть укреплен на расстоянии 2,5 см над поверхностью источника тепла, а сам источник следует отрегулировать до минимальной температуры. Более дорогую нагревательную плиту можно приобрести у поставщиков пищевого и кухонного оборудования. Она имеет вид широкой металлической столешницы с электрическим подогревом, служащей для поддержания постоянной температуры разогретых продуктов. Поскольку в энкаустике приспособления для нагрева красок должны использоваться при невысоких температурах, приобретайте устройства, снабженные плавным, легко регулируемым термостатом.

Емкости для смешивания красок

Восковые краски могут быть смешаны в отдельных металлических емкостях (подобных тем, что используются для приготовления небольших кексов). Важно следить за тем. чтобы плоское днище каждой емкости находилось в плотном контакте с горячей металлической плитой. Крупный поддон с несколькими углубленными секциями не пригоден для работы, так как тепловое воздействие может вызывать его деформацию — например, выгиб центральной части, при котором нарушается контакт с плитой для нагрева.

Горячие инструменты для работы красками

Для последовательных манипуляций восковыми красками могут использоваться другие виды электрического оборудования. Например, очень эффективным инструментом является электрический шпатель (разновидность со съемным наконечником и металлическими насадками различной формы для разглаживания и смешивания краски), температуру которого можно контролировать. Для выполнения завершающих операций смягчения, плавления и образования единого слоя краски может применяться обычный фен.

Краску можно наносить на основу как щетинными, так и мягкими кистями. Мягкие дешевые нейлоновые кисти могут «плавиться»; не оставляйте их надолго в емкостях для смешивания красок. (Следует поддерживать высокую температуру воска: он должен быть достаточно горячим, чтобы при нанесении на основу он не образовывал «тянучку».)

img_778

Оборудование для энкаустики

Для моделирования краской необходимо нагреть ее до высоких температур, поэтому среди наиболее эффективных инструментов следует выделить фен и газовую пли-ту. На иллюстрации также показаны пчелиный воск, карнаубский воск и пигментный порошок в отдельных емкостях.

Подготовка Изготовление восковых красок

Для изготовления восковых красок требуется расплавить достаточный объем подходящего воска, после чего смешать его в небольших емкостях с пигментным порошком.

Среди художников и специалистов существуют различные мнения по поводу лучшего типа воска. Я рекомендую использовать натуральный, неотбеленный, кусковой пчелиной воск, который оказывает минимальный красящий эффект на бледные и даже белые пигменты. Однако, если вы хотите, чтобы поверхность работы была тверже и прочнее, чем поверхность используемого воска, добавьте в краски около 10 процентов более твердого карнаубского воска. Образуемая пленка краски значительно прочнее, чем пленка обычного пчелиного воска без каких-либо добавок.

В энкаустике не существует непреложных правил в отношении пропорций смесей краски, если в распоряжении художника имеется достаточный запас воска для покрытия частиц пигмента. У каждого художника со временем появляются свои собственные предпочтения. Количество пигмента, в первую очередь, зависит от необходимой степени непрозрачности смеси. Добавляя очень малый объем пигмента, художник может приготовить краску, напоминающую смесь для создания прозрачных лессировок — в особенности при использовании пигментов, которые являются прозрачными по своей природе (см. текст в рамке на с. 226). Если вы добавите в смесь слишком большой объем пигментного порошка, краска станет менее работоспособной (т. е. плохо управляемой), а более вероятно, застынет на кисти непосредственно в процессе работы. Пигменты значительно отличаются друг от друга по способности диспергироваться в воске, но, как правило, пигмент и воск смешиваются достаточно легко и быстро.

Обращение с красками

Для работы над энкаустической картиной вам потребуются семь или восемь красок и несколько пустых емкостей для создания специфических смесей красок. Кроме того, небольшая, плоская емкость с одной стороны плиты для нагрева поможет вам смешивать очень малые объемы красок определенных цветов. Если краска оставлена на листе над плитой и какое-то время не используется, пигмент постепенно оседает на дне емкостей для смешивания: в этом случае просто размешайте краску перед использованием. Краску можно наносить на холодную или теплую основу. На холодной основе она застывает незамедлительно: на нагретых основах примыкающие краски легко смешиваются между собой.

Энкаустика: различные виды техник

Наиболее распространенный способ работы в энкаустике — нанесение горячих красок на холодную основу. Они, как правило, наносятся короткими мазками. Сама природа этой техники исключает длинные, беглые мазки. Подобный мазок возможен лишь в случае использования кисти с очень длинным пучком в вертикальном расположении и быстрой работе. Портрет, представленный ниже (как и подобные ему работы), характеризуется интенсивной, повсеместной проработкой, где каждый следующий мазок не менее важен, чем предыдущий.

Воссоздание традиционных эффектов

Данная копия египетского портрета(приблизительно II или III век нашей эры) выполнена на доске, покрытой белой акриловой грунтовкой с добавлением охры желтой. Был использован целый ряд плоских, нейлоновых кистей с длинным, пучком. Применялась относительно ограниченная палитра красок, по возможности, соответствующая оригинальному портрету; краски были смешаны и оставлены горячими на нагретом металлическом листе над плитой.
Совокупный эффект коротких и прямых мазков, которые «строятся» вокруг формы, направлен на создание предельно открытого и привлекательного образа. Взгляд устремлен в сторону зрителя — он спокоен, непосредственен и честен, что характеризует большинство погребальных портретов в энкаустике римско-египетского периода (см. также с. 223).

Построение портрета

Сначала были нанесены черты лица и смоделирована форма головы, после чего мазки краски были сплавлены с помощью фена. Будьте осторожны в процессе использования фена, так как краски могут расплавиться только на одном участке и внезапно «потечь». На участках теней использованы зеленая и синяя краски. В подобных портретах мумий иногда заметен намек на зеленую (на участках теней), но тени более часто обозначались бледной красной или коричневой.
Египетский портрет. После плавления и смешивания красок по всей поверхности портрета форма головы была проработа-на более детально; определенные участки — например, массив волос — были проработаны кончиком теплого утюжка.

Проект Этюд с деревом

Этот этюд был выполнен горячими красками, нанесенными на холодную фанерную основу, которая предварительно была покрыта тонким слоем акриловой грунтовки средних тонов. В то же время краски легко наносятся непосредственно на дерево, сохраняя при этом светостойкость и устойчивость. Тонированная грунтовка способствует объединению элементов композиции.

Лессировка в энкаустике

Для создания эффектов полупрозрачной лессировки в технике энкаустики, перемешайте небольшое количество выбранного пигмента в плавленом пчелином воске; их количество должно быть достаточным лишь для того, чтобы слегка окрасить состав. В действительности толщина слоя восковых красок в лессировке практически не отличается от толщины слоя краски на любом другом участке картины.

Последовательное построение этюда

Сначала легкими ударами кисти были нанесены короткие мазки красок от средних до темных тонов, затем — яркие световые акценты. После этого с помощью фена были расплавлены краски на некоторых участках листвы; это привело к созданию более свободных эффектов чуть расплывчатых цветов (см. ниже).
Контраст между яркими световыми акцентами и тенями темных тонов оказался слишком сильным, поэтому использовался вариант лессировок восковыми красками (см. текст в рамке выше), чтобы локализовать и ограничить цвета листвы на определенных участках — бледной желтой, оранжевой и зеленой. В некоторых местах для удаления излишков красок применялось лезвие.

Задачей следующей стадии работы было перераспределение наиболее темных тонов, после чего вся поверхность работы была снова подвергнута воздействию тепла. Большое внимание было уделено локальному цвету. У основания работы появились тусклые, темные зеленая и синяя в качестве дополнительных цветов для пурпурно-красных и оранжевых.

1. Участки листвы созданы в манере пуантилизма — легкими ударами кисти, наполненной густой краской.
2. Определенные участки были расплавлены феном достаточно сильно — некоторые краски «потекли».
3. На данной стадии осуществлялась дальнейшая проработка картины — некоторые участки соскоблены и добавлены детали.

img_783

Завершенный этюд. Однородность законченной работы достигается в результате нанесения более целостных, общих лессировок, таких, как желтая на участках листвы, и заключительного «плавления» поверхности феном.

Энкаустика: многослойные техники

Свойства восковых красок позволяют художнику в процессе работы накладывать один слой на другой. Вы можете располагать рядом и перекрывать слои прозрачных и корпусных пигментов в разнообразных комбинациях, создавая полупрозрачную пленку краски, которая обладает удивительной глубиной. Слои с кажущейся сложной структурой «выстраиваются» при помощи самых простых средств.

Пpoeкт «Подводный» этюд

Этюд с рыбами демонстрирует простой  и быстрый метод создания в энкаустике сложной, на первый взгляд, поверхностной структуры красок. Весь процесс протекал в стремительном темпе — не только потому, что это был всего лишь набросок; скорость выполнения работы была обусловлена тем, что краски застывали практически мгновенно и могли немедленно подвергаться дальнейшей проработке.

1. Задний план создан средними и темными тонами синих, коричневых, красных и в левой нижней части работы — охры.
2. Краски наносились движениями плоских нейлоновых кистей. Работа подверглась тепловой обработке, чтобы разжиженные краски смешались между собой.

img_788

3. После высыхания вся поверхность осторожно обрабатывалась бритвой.

img_789

4. С помощью нейлоновой кисти и белил титановых были созданы формы первых рыбок; затем они были покрыты лессировками желтой с небольшим объемом красной.
5. Поверхность работы была покрыта пчелиным воском, окрашенным пигментами голубой ФЦ и зеленой ФЦ. В результате соскабливаний работа приобрела глубину.
6. На данной стадии были дважды повторены шаги 4 и 5; в промежутках усилена работа по плавлению красок (следите за тем, чтобы краски не «потекли»).

img_790

Завершенный этюд. Многослойная техника позволяет увеличить тональное разнообразие и глубину. Поверхность работы приобретает интригующий вид — создается впечатление, что под верхним слоем находятся плавающие, «ожившие» формы и краски.

Другие техники энкаустики

Уникальная природа горячих восковых красок предоставляет каждому художнику (учитывая индивидуальные особенности его стиля) широкий спектр различных технических возможностей. Например, художник может применять методику создания изображений горячими восковыми красками, которые вытекают на рабочую поверхность через отверстие небольшой воронки, которая обычно используется в технике батик. Воск должен быть очень горячим
и каждую операцию следует выполнять быстро, чтобы воск не застыл в резервуаре. Некоторые художники — например, Джаспер Джонс — объединяют энкаустику с масляной и коллажной техниками, используя такие материалы, как дешевая газетная бумага, покрытая толстым защитным слоем воска. Контурная техника, описанная ниже, представляет собой еще один вид энкаустики, который обладает уникальными свойствами.

Проект Создание изысканных эффектов в контурной технике

Вы можете создать поверхность энкаустики, в которой контурная работа (например, рисунок) внедрена в красочный слой. Следует покрыть доску относительно плотным слоем цветного воска (при этом он может и не быть безукоризненно гладким). Изображение процарапывается в этом слое любым «скребковым» инструментом. Затем поверх нанесенных линий рисунка быстро накладывается горячий воск различных цветов, после чего воск охлаждается и застывает. Очень важно наносить краски одиночными мазками — без повторного наложения горячего воска (втирания краски и т. д.); в противном случае воск нижнего слоя может расплавиться и изображение будет разрушено.
Охлажденная поверхность соскабливается лезвием бритвы до открытия оригинальных процарапанных линий, заполненных второй краской, как рисунка в пределах единой восковой пленки.

1. На поверхность доски наносится восковое покрытие бледно-желтого тона. Набросок процарапывается любым «скребковым» инструментом в поверхности застывшего воска.

img_795

2. Затем на поверхность очень быстро наносится горячий воск, пигментированный голу-бой ФЦ.

img_796

3. После полного остывания слоя синей краски он аккуратно соскабливается с поверхности.

Завершенный этюд. Наконец, работа покрывается лессировкой в оранжево-коричневых тонах, которая для создания визуальной неоднородности была частично удалена.

Рисунок твердыми восковыми красками

Как только источник тепла удаляется от восковых красок (или металлический лист остывает), они твердеют в своих «кюветах». Краски можно извлечь из емкостей и впоследствии использовать в качестве восковых мелков. В действительности такие краски, содержащие чистые пигменты на основе пчелиного и карнаубского восков, значительно более светостойки по сравнению с дешевыми восковыми мелками, предлагаемыми в обычных магазинах.

Для изготовления подобных мелков следует использовать хорошо пигментированный воск. Тщательно размешайте восковую краску перед ее застыванием. Вы можете выполнить этими мелками рисунок и подвергнуть его воздействию тепла, чтобы расплавить и заново смешать краски в результате расплавились в «краску».