Приемы выдавливания краски

Акриловые краски обладают отменными эластичными свойствами, которые позволяют применять их в разнообразных, даже экзотических техниках, в которых более традиционные краски использоваться не могут. В частности, акриловая краска может быть выдавлена через наконечник баллона (разновидность пищевого шприца) и образовывать при высыхании пластичные пряди, жилы и нити. Высохшая краска легко снимается с поверхности холста; ее можно связывать в узлы, переплетать и подвергать совершенно неожиданным и нетрадиционным манипуляциям.

Краску можно выдавливать непосредственно на холст из тюбика (прямой способ живописи); кроме того, во влажном виде она может подвергаться дальнейшим манипуляциям посредством добавления воды, а также выдавливаться на влажную или фактурную грунтовку. При выдавливании краски из тюбика его наконечник может касаться поверхности холста, находиться в горизонтальном или вертикальном положении. Краска может также наноситься с определенного расстояния от холста при использовании разнообразных движений тюбика для контроля над конфигурацией образуемых завитков и изгибов нитей краски.

Рисунок наконечником баллона

Для выдавливания акриловой краски используйте баллон (разновидность пищевого шприца) с пластмассовым или стальным наконечником. Это — лучший способ рисования непосредственно на поверхности холста. Преимущества баллона заключаются в способности вмещать большой объем краски и выдавливать ее при более ровном и постоянном давлении в сравнении с другими методами. Стандартные пищевые шприцы несколько хуже: как правило, их размер слишком мал и они не могут обеспечить необходимый уровень герметичности. Работа с краской в этом ключе — уже само по себе искусство, которое требует умения точно контролировать объем выдавливаемой краски при сохранении беглости процесса.

В первую очередь, необходимо удалить из краски воздушные пузырьки — в противном случае наносимая линия может «лопнуть». После загрузки краски в баллон держите его у основания наконечником вверх, слегка постукивая по корпусу, чтобы воздух выступил на поверхность через наконечник.

Крупная контурная работа выдавленной краской

Беглая контурная работа в данной технике требует от художника определенной практики, в особенности при осуществлении крупных проектов. Для того чтобы линия была ровной, необходимо сохранять равномерное давление на баллон. Проще работать на натянутом холсте, поверхность которого обладает эластичностью и податливостью. При выполнении этой увеличенной копии детского рисунка (1.8 м по вертикали) требовался огромный контроль. В работе использовался единственный красно-оранжевый цвет на фоне черной грунтовки, однако густая консистенция акриловой краски позволила сохранить яркость и энергию цвета.

Использование баллона. Крепко удерживая баллон, равномерно надавливайте на корпус; краска устремляется к наконечнику.

Рисунок выдавленной пастозной краской

В данном случае оригинал детского рисунка, выполненный белым мелом на черном матовом грунте, был скопирован в увеличенном масштабе выдавленной красной краской.

Освобождение от основы. Используя одновременно красную и черную, вы можете создать матрицу из выдавленной краски: она представляет собой вполне завершенную работу акрилом, которой не требуется холст или доска в качестве основы.

Связывание и плетение краски

Выдавленную нить акриловой краски можно положить на холст, дать возможность краске высохнуть, затем снять с поверхности и завязать в узел или переплести подобно куску эластичной пластиковой ленты. Если один конец нити акриловой краски вдавить в поверхность холста шпателем или скребком и т. д., он прочно склеится с ней и будет поддерживать свободный конец нити, который можно легко связывать в узлы.

Вы можете также переплетать короткие, смыкающиеся, параллельные нити в «канатики», укрепленные на холсте с двух концов. После высыхания краски приподнимите среднюю часть каждой «нитки» с поверхности основы и вплетите отдельную нитку высохшей краски. Существует множество вариаций этой техники. Можно наложить влажные краски различных цветов для создания многоцветных «прядей», наполнить ими тубу или баллон и выдавить их на основу в частично смешанном состоянии. Вы можете манипулировать влажными красками, но значительно легче работать с высохшим и слегка теплым акрилом.

Плетеные нити акриловой краски, шаблоны и влажная основа Третья из представленных здесь работ (см. справа) была выполнена при использовании шаблона-трафарета непосредственно на холсте, покрытом теплой, корпусной коричневой. После полного высыхания грунтовка была смочена водой непосредственно перед выдавливанием зеленой краски через шаблон-трафарет. После его удаления выдавленная краска растекается по поверхности коричневой грунтовки во всех направлениях (как в технике «по сырому»), создавая эффект «перистых» контуров. На левой иллюстрации вы видите менее вырази-тельный вариант того же эффекта — красная краска смешивается с теплой желтой краской грунтовки. Вертикальные нити на объекте в центральной работе созданы в результате объединения влажных красок трех отдельных цветов.

Переплетение нитей акриловой краски. Высохшая пленка акриловой краски характеризуется мягкостью, но при создании трехмерных объектов она становится более чувствительна к воздействию частиц грязи и пыли. Представленные выше работы были помещены в застекленные рамы, и я рекомендую всегда вставлять работы подобного типа в рамы под стекло для защиты.

img_771

Плотно закрытая рама

Картины "запечатываются" в рамах под стеклом.

На заднем плане широкоформатного холста показан орнаментальный потолок старого, заброшенного загородного дома. Он написан в традиционном ключе на грунтовке сине-серых тонов тонким слоем кроющих белил (для создания ярких акцентов) и тонкого слоя прозрачной краски (для более темных тонов). Данная техника применялась художниками в течение многих веков; она представляет собой очень эффективный и экономичный способ моделирования трехмерных объектов на плоской поверхности холста. Причудливые плавающие фигурки нанесены на холст выдавливанием густой акриловой краски через картонные трафареты в горизонтальном положении.

Комбинация традиционных и нетрадиционных методов

На заднем плане широкоформатного холста показан орнаментальный потолок старого, заброшенного загородного дома. Он написан в традиционном ключе на грунтовке сине-серых тонов тонким слоем кроющих белил (для создания ярких акцентов) и тонкого слоя прозрачной краски (для более темных тонов). Данная техника применялась художниками в течение многих веков; она представляет собой очень эффективный и экономичный способ моделирования трехмерных объектов на плоской поверхности холста. Причудливые плавающие фигурки нанесены на холст выдавливанием густой акриловой краски через картонные трафареты в горизонтальном положении.

img_773

Полтиморский полтергейст, 2001

Иллюзорный задний план помогает объекту воспарить над поверхностью холста.