Прозрачные и непрозрачные акриловые техники

Прозрачные акриловые техники

Акриловые краски особенно пригодны для техники прозрачной живописи, обычно ассоциируемой с акварелью. Они обладают большим преимуществом — вы можете наносить и накладывать один на другой любое число слоев тончайших заливок, не опасаясь «растворить» краску предшествующего слоя, поскольку после высыхания каждой заливки она становится нерастворимой в воде. Однако существует и недостаток: именно благодаря этому качеству краски на подлежат удалению (губкой и пр.); в акварельной технике это возможно. Акриловые краски высыхают стремительно и в этом их преимущество при наложении слоев; но если вы не смягчили края форм чистой влажной кистью (или не увлажнили грунтовку вокруг формы перед нанесением красок), они высыхают, образуя четкий, резкий контур. Это нежелательное свойство линии трудно исправить: линию нельзя смягчить водой. Единственный выход — скрыть ее, нанеся на поверхность некоторый объем кроющей краски.

Эффекты акварели посредством акриловых красок

Как и в акварельной технике, наложение двух прозрачных заливок различных чистых цветов формирует третий, совершенно иной цвет. Новый цвет будет более насыщенным, резонансным, чем может дать обычная смесь двух красок на палитре. Возможны эффекты смягченных граней, а также создание плавных переходов из одного тона в другой, если вы выполните одну из техник смягчения, описанных ниже. Подобные эффекты можно также создавать с помощью аэрографа (см. с. 214), который может использоваться как с прозрачными, так и с корпусными красками.

Акриловыми красками вполне возможно работать в технике «сырым по сырому». Для того чтобы увеличить текучесть акриловых красок и усилить их сходство с акварелью, краски можно смешать с раствором для снятия поверхностного натяжения воды или работать красками по поверхности, уже покрытой этим раствором.

img_703

Наложение прозрачных заливок

На данном цветовом круге, где накладываются краски трех основных цветов в тонких, прозрачных заливках, можно видеть второстепенные цвета. Именно так выглядел бы круг, выполненный акварельными красками. Каждая краска должна полностью высохнуть перед нанесением следующей.

img_704

Эффекты в технике «по сырому»

На данном цветовом круге краски трех основных цветов нанесены, как и ранее, в тонких, прозрачных заливках; они перетекают одна в другую. Вторичные цвета можно видеть там, где смешиваются между собой на бумаге основные (первичные) цвета. Данный эффект также напоминает акварель.

img_705

Набросок в технике «по сырому»

В данном этюде краски нанесены в технике «по сырому», начиная с желтой; синяя и зеленая перетекают в желтую. Затем был стремительно нанесен контур еще по влажной краске.

Смягчение контуров

В прозрачной акриловой технике большую проблему представляет нежелательный резкий кон-тур на высохшей заливке. Хотя техника смягчения контуров легко применяется в акварельной живописи, проблема резких контуров в акриле может быть решена двумя путями: следует увлажнить бумагу перед нанесением красок или использовать дополнительную кисть, наполненную объемом чистой воды.

Увлажнение бумаги. 

  Перед нанесением краски нанесите кистью с объемом чистой воды мазок вдоль предполагаемого контура. Объем воды должен быть достаточным для того, чтобы увлажнить бумагу и рассеять краску на влажном участке. Контур образуется в результате действий чистой колонковой кистью, чтобы удалить излишки краски и воды.

img_706

Использование двух кистей

Альтернативный вариант заключается в использовании двух кистей; одна должна быть наполнена краской, другая — водой. Нанесите контур краской и немедленно смягчите его мазками кисти с чистой водой. Тонкая заливка акриловыми красками высыхает очень быстро, поэтому любые контуры, требующие смягчения, должны прорабатываться немедленно.

Живопись в прозрачных заливках на бумаге

При использовании акриловых красок в тонких и прозрачных заливках они очень схожи с акварелью. Множество акварельных техник легко воспроизводятся средствами акриловых красок, в особенности техника аккуратного и осторожного построения картины в прозрачных слоях. В этой технике у акриловых красок есть дополнительное преимущество. После высыхания краски она становится практически нерастворима, поэтому вы можете накладывать почти неограниченное количество слоев заливок при условии, что краски предыдущего слоя полностью высохли до нанесения следующего.

Аналогичные операции в акварельной живописи несут в себе определенный риск: вы можете растворить краски нижнего слоя. В этом отношении акриловая техника значительно безопасней. Это означает, что вы также можете добиться существенной глубины тона и цвета.

Если возникает необходимость в смягчении контуров нанесенной акриловой заливки, вы должны действовать быстрее по сравнению с акварельной техникой. Это особенно важно, если — как в данном случае — вы пишите лицо. Грубый контур может разрушить существенную и естественную мягкость черт лица.

Смягчение контуров в портретах

Данный портрет выполнялся очень осторожно при использовании тончайших, прозрачных заливок акриловых красок на акварельной бумаге (300 г/см!). Белая основа бумаги и заливки самых бледных тонов формируют яркие световые акценты и наиболее светлые тона, в то время как более темные тона образованы наложением заливок различных цветов. Контуры нанесенных заливок были смягчены, поэтому черты лица представляются гладкими, плавными и непрерывными. Для работ данного типа, где белая основа бумаги усиливает яркость и насыщенность цветов, очень важно работать бледными заливками и постепенно выстраивать тональность. Если в самом начале нанести слишком темные тона, восстановить изображение будет практически невозможно.
1. Сначала очень бледной заливкой серых тонов была образована структура глаз.
2. Последующая заливка желтых/коричневых тонов создает цвет радужной оболочки.
3. В результате моделирования глаза приобретают форму.

Прозрачная живопись на холсте

Прозрачные акриловые краски на грунтованном холсте без подмалевка не дают столь же успешных результатов, как это было на бумаге, поскольку изображение кажется несколько «бедным».

Один из способов решения этой проблемы — окрасить грунтовку или нанести непрозрачный цветной грунт поверх имеющейся грунтовки перед работой тонкими прозрачными заливками. Этот метод особенно эффективен, если в выполняемой работе существует один доминирующий цвет. В данном случае, например, во фрагментах листвы доминирующим цветом является зеленый, по-этому холст был покрыт двумя слоями относительно насыщенной, желто-зеленой корпусной краски. После ее высыхания была выполнена основная часть работы по определению и моделированию листвы и папоротника — темной прозрачной краской и мягкими синтетическими кистями. Затем тон отдельных листьев был несколько углублен при использовании разбавленных заливок того же цвета. На другие участки листвы и стеблей — более светлые по тону — была нанесена слабая корпусная или полупрозрачная краска. Это — чрезвычайно эффективный и экономичный метод быстрого построения сложных изображений.

Что касается портрета, лучший способ — сначала определить черты лица и широкие тональные участки, используя тонкие, прозрачные заливки и затем нанести полупрозрачные или непрозрачные заливки, изменяя или комбинируя их с прозрачными эффектами. Эта техника должна выполняться по принципу «повсюду и везде», хотя корпусные и полупрозрачные краски обычно сконцентрированы на участках средних и светлых тонов, а также ярких акцентов на лице; прозрачные заливки образуют более темные области. Наконец, полное изображение можно объединить единой лессировкой или заливкой очень слабого телесного тона. После их высыхания можно откорректировать яркие световые акценты или самые светлые тона. Это — неторопливая, систематическая техника, которая включает значительный объем повторной работы с краской. Поэтому акриловые краски подходят для ее выполнения как нельзя лучше благодаря быстрому времени высыхания, а также стабильности в процессе множественного нанесения слоев.

Листва темных тонов. Участки листвы папоротника сформированы темными прозрачными красками поверх непрозрачной зеленой грунтовки.

img_711

Светлые тона. Корпусные краски использовались на участках желтой листвы и на освещенных солнцем элементах работы. Это помогает выдвинуть вперед светлые, в то время как темные прозрачные тона теней отступают на задний план.

Живопись прозрачными красками на деревянной доске

После работы на бумаге и холсте, уровень абсорбции которых можно считать относительным, достаточно трудно приспособиться к невпитывающим материалам, одним из которых является деревянная доска. Если вы работаете вязкими корпусными красками, проблема не кажется неразрешимой, но в тонких заливках краски практически невозможно добиться на участке основы единого, однородного тона, поскольку даже малейший намек на грязь, жир и пр. на грунтованной поверхности способен превратить заливку в отдельные скопления пятен краски. Если вы столкнулись с этой проблемой, сначала воспользуйтесь аэрографом или распылителем, чтобы нанести слой краски.

img_713

Самолет

Объект — самолет — был создан тонкими заливками краски с помощью кисти. Аэрограф был использован только на финальной стадии работы для усиления наиболее глубоких тонов и выделения ярких белых акцентов.

Непрозрачные акриловые техники

Помимо блестящих эффектов прозрачных красок, акриловые краски в равной степени применимы в непрозрачной технике. В этой технике непрозрачность пигментов, плотность цвета и добавления белых пигментов дают художнику краски, которые при последовательном наложении способны полностью перекрыть краски нижнего слоя. Данные техники особенно подходят для работы на тонированных грунтовках среднего диапазона тонов, где яркие световые акценты создаются благодаря белому цвету нанесенной краски, а не белой грунтовке.

В сравнении с похожими техниками в масляной живописи акриловые техники обладают преимуществом — краска высыхает очень быстро, что позволяет без риска наносить следующий слой. Это особенно важно в процессе работы по высохшей краске полусухой кистью и техники «прерывистого» цвета. Среди недостатков — процесс быстрого высыхания оставляет немного времени для создания аккуратных, плавных тональных и цветовых переходов (что возможно в масляной живописи поскольку краска остается влажной достаточно долго и художник может позволить себе нанести несколько тонов, перед тем как смешать их на поверхности работы). Кроме того, в масляной живописи, цвет наносимой краски остается без изменений после ее высыхания. Акриловые краски после высыхания несколько темнеют, и это осложняет координацию тонов и цветов уже высохших красок, особенно в портретной живописи. Эти недостатки в некоторой степени усиливаются из-за того, что художник во многом полагается на приемы масляной живописи.

Цветовой круг (кроющих красок)

Сравните этот круг с цветовыми кругами прозрачных красок на с. 206. Здесь вы не заметите спонтанных эффектов смешивания цветов.

Смешивание кроющих красок

Учитывайте, что акриловые краски высыхают очень быстро, поэтому наносите только те краски, которые успеете смешать, пока они остаются влажными.

img_716

Эффект «физического» смешивания

«Корпусная» версия цветового круга (где в краски основных цветов добавлены белила, чтобы они стали непрозрачными и более плотными) показывает, что краски в местах наложения необходимо смешивать (переход из цвета в цвет) «физическим» методом для создания второстепенных цветов.

img_715

1. Нанесите краску до линии предполагаемого смешивания, оставив здесь небольшой «гребень» краски.
2. Проведите чистой влажной кистью вдоль линии смыкания цветов. Это поможет смягчить соединение между двумя красками.
3. Для создания более плавного перехода между красками проведите кистью из стороны в сторону, чтобы выполнить «физическое» смешивание. Это не сложно.

Наложение кроющих красок

В данной «непрозрачной» версии этюда прозрачными красками синий и зеленый тона воды образованы кроющими красками и смешаны, как описано выше. После высыхания красок заднего плана непрозрачными белилами было нанесено изображение рыбы. Затем после высыхания красок и этой формы она была покрыта желтой с небольшим объемом оранжевой. И снова на сухую поверхность формы были нанесены линии контура. Этот процесс типичен для непрозрачной техники живописи.

Рыба. Смешанные непрозрачные краски воды создают интересный задний план для акцентированной желтой.

Прозрачные и непрозрачные техники

Принято считать, что объект темного тона следует эффективно, наносить светлые тона на объект, изображать красками темных тонов на светлой грунтовке. В действительности в определенных  ситуациях может быть одинаково, если не более, наносить светлые тона на объект и вокруг него, используя темную грунтовку.

 Создание монохромных этюдов

Данные изображения (первое выполнено прозрачной образованы непосредственно красками, в то время синей акриловой краской на белой бумаге, второе — как во втором изображение строилось корпусной белой акриловой краской на синей тонированной бумаге) отчетливо демонстрируют два различных подхода к воспроизведению одного и того же обратной). Акриловые краски отлично подходят для этюда подобного рода. Вы можете свободно работать тонкой колонковой или синтетической кистью и относительно темной прозрачной краской — чуть более влажной или беглой на некоторых участках (таких, как ветви и сучья) или более «сухой» — для работы сухой кистью на участках переднего плана, где краска выделяет фактуру бумаги.

Нанесение корпусной белой. Корпусные акриловые белила наносятся плотным слоем поверх темно-синей грунтовки.

 В первом изображении темные тона объекта любого из этих подходов.

img_719

Синяя на белом Белая на синем

Акрил — превосходное средство для создания кистью монохромного этюда подобного рода. Вы можете свободно работать тонкой колонковой или синтетической кистью и относительно темной прозрачной краской — чуть более влажной или беглой на некоторых участках (таких, как ветви и сучья) или более «сухой» — для работы сухой кистью на участках переднего плана, где краска выделяет фактуру бумаги.

Белая на синем. Данное изображение представляет собой обратный вариант первого. В этом случае корпусная белая
акриловая краска предназначена для осоздания акцентов и нанесения всех наиболее светлых тонов в работе. Набросок
оставляет несколько иное впечатление, по сравнению с первым, он кажется менее беглым. Благодаря более плотной поверхности он имеет несколько грубоватый и обрывистый вид. Эта техника, позволяет создавать более сложные тональные контрасты и изысканные полутона.

img_720

Нанесение корпусной белой. Корпусные акриловые белила наносятся плотным слоем поверх темно-синей грунтовки.

Проект Ночь костров

Непрозрачный, монохромный акриловый подмалевок способен формировать прочную и цельную основу для нанесения одной или нескольких прозрачных тонированных лессировок акриловыми красками. Очень важно, чтобы подмалевок полностью высох перед нанесением лессировки на его поверхность. Прозрачная лессировка может наноситься кистью, аэрографом или пистолетом-краскораспылителем . Обратите внимание, что при распылении акриловой краски необходимо носить лицевую маску (респиратор) и при необходимости защитную одежду. Вы можете окрасить вспомогательное акриловое средство и нанести более вязкую лессировку поверх крупного участка, используя тонкий пластиковый скребок (пригодна и старая кредитная карточка). Прозрачные заливки могут наноситься как по всему пространству работы, отдельных крупных участках, так и — более избирательно — на участках малых размеров.
Рассматриваемый пример прорабатывался монохромным методом белой акриловой краской поверх сине-черной грунтовки и технически во многом напоминает вторую работу на предыдущей странице, хотя объем тонального моделирования здесь несколько больше.

1. Участки дыма и костра созданы при использовании белил титановых и тонкой колонковой или полукруглой синтетической кистью. Наиболее светлые тона написаны более плотно, чем менее светлые (краска разбавлена небольшим объемом воды).
2. Тонкие заливки желтой Азо в смесях с хинакридоном красным использовались для создания оттенков и лессировок поверх белого подмалевка.
Завершенная работа. В итоге белый подмалевок обусловил яркий, вибрирующий эффект прозрачных красок.
5. Поверх белых пятен была нанесена лессировка желтого тона, в результате чего весь каскад фейерверка приобрел пространственную глубину.
4. Затем поверх центральной россыпи звезд была нанесена прозрачная красная краска. После высыхания на ее поверхность были нанесены пятнышки белил.
3. Участки фейерверков были проработаны по аналогии с мас-сивом костра, но процесс прошел несколько стадий. Первая стадия — нанесение подмалевка.

 Лессировки крупных монохромных участков

Данная работа — «После огня» (1987 г.), состоящая из четырех частей, — представляет собой акриловый вариант техники масляной живописи — создания монохромного подмалевка и последующего нанесения лессировок. Размер каждой части — 240 х 170 см, поэтому общую площадь для нанесения лессировок можно считать значительной. Для лессировки некоторых участков (как показано ниже в шагах 3 и 4) акриловая краска была просто разбавлена водой и нанесена кистью.

В других случаях (см. внизу крайние левую и правую части завершенной работы) краска была смешана со вспомогательным акриловым глянцевым средством: затем смесь наносилась с помощью гибкого пластмассового скребка в форме старой кредитной карты. Благодаря быстрому времени высыхания акриловые краски готовы к нанесению практически немедленно (в отличие от масляных красок).

1. Фигура создана корпусной белой на грунтовке темных тонов: темно-синего на заднем плане и темно-красного — для силуэта фигуры. Белая наносилась мелкими, отдельными мазками, что создало эффект фактуры. Цвет грунтовки остался частично видимым.
2. После высыхания белой краски монохромный подмалевок можно считать завершенным. Теперь все готово для нанесения лессировки.

img_722_1

3. Лессировка голубой ФЦ наносилась последовательно на сравнительно малые участ-ки. При этом после на-несения краски использовалась сухая круглая щетинная кисть с куполообразным концом или старый помазок — для нанесения легких ударов-точек по поверхности.

img_722_2

4. Сплошная лессировка голубого тона на белой фактурной грунтовке позволяет фигуре явно выступить вперед и отделиться от фактурного заднего плана. Похожая красная лессировка нанесена на грунтовку, отделяя три главных участка композиции.

img_722

5. Поверх белых пятен была нанесена лессировка желтого тона, в результате чего весь каскад фейерверка приобрел пространственную глубину.

img_723

Завершенная работа

Данная работа была выполнена при использовании непрозрачного монохромного подмалевка и тончайших прозрачных лессировок. Весь процесс представлен по стадиям; он показывает, как создавалось и развивалось изображение фигуры в саване (вторая слева).

 Лессировки крупных монохромных участков

Данная работа — «После огня» (1987 г.), состоящая из четырех частей, — представляет собой акрило-вый вариант техники масляной живописи — создания монохромного подмалевка и последующего нанесения лессировок. Размер каждой части — 240 х 170 см, поэтому общую площадь для нанесения лессировок можно считать значительной. Для лессировки некоторых участков (как показано ниже в шагах 3 и 4) акриловая краска была просто разбавлена водой и нанесена кистью. В других случаях (см. внизу крайние левую и правую части завершенной работы) краска была смешана со вспомогательным акриловым глянцевым средством: затем смесь наносилась с помощью гибкого пластмассового скребка в форме старой кредитной карты. Благодаря быстрому времени высыхания акриловые краски готовы к нанесению практически немедленно (в отличие от масляных красок).

1. Фигура создана корпусной белой на грунтовке темных тонов: темно-синего на заднем плане и темно-красного — для силуэта фигуры. Белая наносилась мелкими, отдельными мазками, что создало эффект фактуры. Цвет грунтовки остался частично видимым.

img_725

2. После высыхания белой краски монохромный подмалевок можно считать завершенным. Теперь все готово для нанесения лессировки.

img_726

3. Лессировка голубой ФЦ наносилась пос-ледовательно на сравнительно малые участки. При этом после нанесения краски использовалась сухая круглая щетинная кисть с куполообразным концом или старый помазок — для нанесения легких ударов-точек по поверхности.

img_727

4. Сплошная лессиров-ка голубого тона на белой фактурной грунтовке позволяет фигуре явно выступить вперед и отделиться от фактурного заднего плана. Похожая красная лессировка нанесена на грунтовку, отделяя три главных участка композиции.

img_728

Завершенная работа

Данная работа была выполнена при использовании непрозрачного монохромного подмалевка и тончайших прозрачных лессировок. Весь процесс представлен по стадиям; он показывает, как создавалось и развивалось изображение фигуры в саване (вторая слева).

 Живопись акриловыми красками «в слоях»

Живопись «в слоях», или непрямой способ живописи, представляет собой технику, особенно подходящую для работы акриловыми красками. Это объясняется тем, что акриловая краска, как и масло, может одинаково хорошо использоваться как в более плотных непрозрачных, так и в тонких прозрачных слоях. Однако в отличие от масляных красок акрил высыхает очень быстро, и это качество позволяет художнику стремительно и эффективно выстраивать слои красок.

Представленный ниже пример демонстрирует некоторые из стадий создания картины, которая на первый взгляд кажется крайне сложной (настолько сложной, что если бы вы собирались сделать с нее копию, то просто не знали, с чего начать). В действительности процесс ее создания абсолютно прост. Слои красок картины последовательно накладываются один на другой от нижнего до самого верхнего. Создается задний план, затем белой акриловой краской наносятся формы некоторых рыб, на которые накладываются краски разных цветов. Этот процесс продолжается и в дальнейшем: добавляются различные объекты и снова наносятся формы рыб — до полного завершения картины. На каждой стадии работы поверхность покрывается тонкой сплошной лессировкой с использованием вспомогательных акриловых средств.

img_729

1. В традициях акварельной живописи — в тонких прозрачных красках — создается задний план.
2. Корпуса рыб образованы тремя слоями белой краски, чтобы обеспечить их непрозрачность, в то время как хвосты и плавники наносятся двумя слоями, что придает им полупрозрачные характеристики.

img_731

3. Затем наносится косяк рыб красками синих и красных цветов.

img_732

4. Акриловыми белилами наносится каменная арка, затем с помощью техники нанесения точек создается фактура, после чего арка окрашивается в реальный цвет камня
5. С помощью белил наносятся силуэты растений и затем окрашиваются; последовательно создаются формы пластмассового ныряльщика, лягушки и еще одного растения.

img_734

6. Во фрагменте очевиден чистый и яркий оранжевый цвет костюма ныряльщика. Он образован благодаря белому подмалевку.
7. Заключительный косяк рыб на переднем плане написан белилами, затем в цвете, как было показано выше.

img_736

Завершенная работа

Этюд, названный Неоновый свет, кажется сложным и напряженным, но этот эффект был достигнут при использовании самых простейших технических приемов.