Виды акриловых красок

Быстрый период высыхания

Поскольку акриловые краски высыхают достаточно быстро и после высыхания их довольно сложно растворить, кисти должны быть аккуратно вымыты немедленно после использования. Это особенно важно для кистей высокого качества, так как высохшая акриловая краска может аккумулироваться на «пятке» кисти — месте соединения пучка и обоймы. Это вызывает крайне неприятные последствия — волоски пучка расщепляются, а сама кисть теряет форму. Если вы намерены использовать мягкие кисти, возможно, было бы разумнее применить синтетические, а не колонковые кисти.

 

Крупные брызги (1967 г.), Дэвид Хокни В сюжете, изображающем залитый калифорнийским солнцем бассейн, нет ни одной человеческой фигуры, но на присутствие человека явно указывает массив брызг.

Акриловые и другие краски

Акриловые краски

Наиболее общепринятые формы акриловых красок основаны на полиакрилатах и полиметакрилатах. Они используются в дисперсии как связующее, с которым смешиваются пигменты. Акриловая полимерная эмульсия во влажном состоянии является водорастворимой и образует эластичную, водостойкую и нежелтеющую пленку при высыхании. В независимом состоянии эта пленка достаточно мягкая, хотя при добавлении пигментов становится более твердой.

Пигменты в акриловых красках

Диапазон пигментов, используемых производителями высококачественных акриловых красок, не столь обширен в сравнении с масляными или акварельными красками. Производители стремятся ввести ряд более новых синтетических или неорганических пигментов и исключить некоторые традиционные. В результате акриловые средства не демонстрируют характеристики пигментных частиц так же, как акварель в тонких заливках (см. «Прозрачные акварельные техники», с. 206). При использовании более новых пигментов существует возможность достижения высокой степени светостойкости в диапазоне высококачественных акриловых красок.

Летучие органические соединения (ЛОС)

Существует мнение, что, поскольку ариловые средства основаны на воде, не существует никаких проблем, связанных с использованием растворителей (что свойственно масляным краскам). В действительности некоторые объединения растворителей, которые могут применяться для изготовления акриловых красок, способны высвобождать в атмосферу летучие органические соединения. Они пагубно воздействуют на окружающую среду, а некоторые из них вредны для здоровья человека. Большинство производителей художественных материалов исключили из своей рецептуры ЛОС. Если вас интересует данная проблема, обратитесь к производителю.

img_689

Светостойкие пигменты, обычно используемые в акриловой живописи
1 Кадмий красный
2 Хинакридон красный
3 Нафтол малиновый
4 Оксид железа красный
5 Азо желтый
6 Кадмий желтый
7 Охра желтая
8 Сиена натуральная

9 Сиена жженая
 10 Умбра натуральная
11 Умбра жженая
12 Голубая ФЦ
13 Ультрамарин синий
14 Диоксазин пурпурный
15 Зеленая ФЦ
 16 Оксид (окись) хрома зеленый
 17 Белила титановые
 18 Кость слоновая черная

Краски ПВА

Краски ПВА основаны на поливинилацетатных смолах; обычно их причисляют к диапазону дешевых полимерных красок. Большинство видов смол ПВА (используемых производителями художественных материалов) представляют собой недорогие, более простые и элементарные виды, которые занимают самую нижнюю нишу постоянно растущего рынка, где сополимеры винилидин хлорида или этилен винила образуют более сильное связующее наравне с акриловыми смолами.

Большинство пигментов, как правило, требуют добавления пластификатора для улучшения эластичности высохшей пленки. Пластификаторы подвержены миграции, из-за чего пленка становится хрупкой. В поливинилацетатной пленке при низких температурах образуются трещины. Поэтому в работе с красками ПВА лучше использовать жесткие основы.

Низкокачественные материалы на основе ПВА нельзя применять на открытом воздухе, поскольку краски имеют тенденцию к образованию меловатого налета (когда пигмент начинает превращать поверхность в мелкий порошок благодаря воздействию ультрафиолетовых лучей). Кроме того, необходимо проверять светостойкость. Так называемое «растворимое» средство на основе ПВА, используемое, например, в школах, может представлять собой ПВА с добавлением декстрина для улучшения растворимости или это может быть поливиниловый спирт, который при высыхании остается водорастворимым. Поливинилацетат после высыхания становится нерастворимым.

 Перламутровые акриловые краски

Среди относительно новых средств в гамме акриловой продукции следует выделить перламутровые или флуоресцентные краски, включающие диапазон «металлик» от золотой до бронзовой. Они производятся с применением хлопьев слюды, покрытых слоем красок — диоксидом титана или оксида железа. Они обладают высокой светостойкостью и мерцающим блеском при надлежащем свете. Их качества проявляются наилучшим образом на соответствующих окрашенных грунтовках. Цвет грунта в представленном примере (справа) образован смесью сиены жженой и кадмия красного.

img_691

Белила перламутровые
Золотая перламутровая
Медная перламутровая
Бронзовая перламутровая

Другие акриловые материалы

Производители предлагают несколько других акриловых средств, предназначенных для использования с акриловыми красками. Они позволяют создавать различные эффекты, например, в таких техниках, как пастозная или лессировочная.
Большинство из этих материалов представляют собой варианты той же эмульсии, которая используется для изготовления акриловой краски.

Глянцевое средство

В своей простейшей форме это средство является акриловой полимерной эмульсией, на которой основаны акриловые краски. Оно приносит оптимальный результат тогда, когда содержит все добавки, необходимые для формирования качественной пленки. Акриловая полимерная эмульсия уже имеет в составе внутренний пластификатор для увеличения эластичности пленки, что придает пленке мягкость. Это, в свою очередь, может привести к повышению клейкости и загрязняемости. В пигментных красках сам пигмент уменьшает влияние данных качеств и необходимость в дальнейшей модификации отпадает. Если говорить о глянцевом средстве, объем пигмента в его составе может оказаться недостаточным в прозрачных лессировках, поэтому необходимо добавить немного твердой смолы. Термин «глянец» — понятие весьма относительное, поскольку акриловое глянцевое средство никогда не сможет сравниться с масляными в отношении уровня глянца.

Матовое средство

Если вы хотели бы создать, например, прозрачные лессировки, добавив самый небольшой объем акриловой краски в матовое средство, лессировки неизбежно будут матовыми. Матовое средство, в сущности, представляет собой то же самое глянцевое средство, в которое добавлен матовый реагент. Данным реагентом могут быть восковая эмульсия или неорганический матовый реагент, такой, как кварц (кремнезем). Для достижения оптимального результата можно использовать оба одновременно. Благодаря присутствию матовых реагентов консистенция данного средства гуще консистенции глянцевого.

Гель

Это — глянцевое средство, в состав которого включены целлюлозный или полиакриловый сгустители. Гель может действовать как наполнитель; кроме того, он способствует увеличению прозрачности краски без каких-либо изменений в ее структуре.

Средство для улучшения текучести (для снятия поверхностного натяжения воды)

Данные продукты являются просто концентрированными растворами смачивателей. Они способствуют разбавлению акриловых красок для лессировок без понижения интенсивности цвета (обычном явлении при добавлении излишних объемов воды). Поскольку акриловые краски существуют в виде гелей, разбавить их только водой без ослабления интенсивности цвета непросто. Добавки увлажнителей помогают разрушить структуру геля.

Замедлитель

Замедлители предназначены для увеличения времени высыхания красок. Они производятся из пропиленгликоля в виде гелей или жидкости. Первые считаются наиболее предпочти-тельными, поскольку благодаря структуре способны удерживать больше воды.

Тонирование вспомогательного акрилового средства

Очень часто возникает необходимость в окраске акрилового средства для проведения таких приемов, как лессировки или создание эффектов прозрачной пастозной техники. Добавьте краску в средство, а не наоборот.
1. Пользуясь кистью, добавьте небольшой объем краски в средство.
2. Хорошо размешайте смесь для достижения ровной тональной консистенции.

Моделирующие или фактурные пасты

Производители художественных материалов часто включают в свой ассортимент продукции для акриловой живописи моделирующие или фактурные пасты. Они изготавливаются в процессе смешивания мраморной крошки в акриловой полимерной эмульсии. Иногда используются песок, кремень, а также полимерные хлопья или гранулы. Состав инертен и устойчив. По своей фактуре он напоминает наполнители, используемые в бытовых целях — например, для замазывания трещин и щелей в стенах и т. д. Рекомендуется применять их только на жестких основах, где вы можете создавать трехмерные фактурные эффекты с помощью мастихина, лопаточки или скребка. Материал может быть также использован в качестве фактурной грунтовки для последующей акриловой живописи.

img_693

Грубая фактура Процарапанная фактура


Тонкий картон был наложен на фактурную ласту и сразу же удален с ее поверхности.

Фактурная паста, окрашенная акриловой краской и «процарапана».