Техника алла прима или техника прямой живописи

Этот прямой, непосредственный метод живописи в техническом отношении очень эффективен. Его преимущество заключается в том, что все краски на любом участке картины наносятся в течение одного сеанса живописи или, по крайней мере, в период их высыхания. Это означает, что фактически снимаются все проблемы, связанные с применением различных объемов масел или смол, а также неравными сроками высыхания краски между слоями, поскольку, по существу, в картине присутствует лишь один слой. Данная методика укрепилась в живописи с появлением импрессионистов, которые в поисках возможности более продолжительной работы «по сырому» часто применяли в красках в качестве связующего вещества полувысыхающее маковое масло.

Принципы техники алла прима

Во многих отношениях живопись в технике алла прима — наиболее сложный метод работы масляными красками, поскольку он в огромной степени основывается на верном формировании каждого отдельного мазка, а не только на его собственных выразительных возможностях. Кроме того, результат зависит от цветовых и тональных характеристик выбранной краски, а также от цвета, тона и формы мазков кисти, примыкающих к уже нанесенному. Конечно, художник всегда может удалить неудавшийся участок с поверхности основы в процессе выскабливания, пока краска остается влажной, и затем переработать его. К этому прибегают многие художники; поэтому элементы работы, кажущиеся свежими, легкими и подвижными, на самом деле могут представлять собой результат шестой или седьмой попытки. Это вполне приемлемо, если в конце концов вы добиваетесь необходимого результата.

Как правило, способность внимательно изучать объект и верно переносить его в красках непосредственно на холст является результатом длительной практики — обычно в более систематизированных техниках живописи. Эта практика помогает художнику постепенно разрабатывать свой собственный, «персональный» язык в работе с краской, который может быть перенесен на любой другой объект живописи. Достижение беглости и подвижности в «языке» живописи требует от художника умения интуитивно оценивать и подготавливать на палитре смесь верного тона и цвета для каждого из участков холста, а также правильно выбирать кисть и методику работы. Кроме того, овладение собственным «языком» включает способность быстро принимать решения и готовность рисковать.

Во многих отношениях техника алла прима наиболее применима в работах малого формата, которые могут быть завершены в течение одного сеанса живописи. Это — отличный способ создания этюдов масляными красками, которые впоследствии могут быть переработаны в более крупные картины в условиях мастерской.

«Систематизированные» методики работы в технике алла прима

Далеко не все работы в технике алла прима отличаются экспрессивными характеристиками. Некоторые художники предпочитают работать в непосредственной и прямой манере, но наносят краски на пустое пространство холста медленно, последовательно и методично — до полного покрытия его поверхности; при этом на поверхность предварительно может быть нанесен рисунок карандашом.

Техника алла прима — экспрессивный метод живописи

В данном фрагменте представлен Клод Моне у этюдника в процессе работы; фрагмент достоверно передает непринужденность, оживление и возбуждение, свойственные живописи в технике алла прима на пленэре. Картина является образцом экономичности в подходе и при этом создает иллюзию движения благодаря разбросанным мазкам кисти; кроме того, краска, взятая непосредственно из тубы, выглядит чрезвычайно свежей и живой.

img_668

Клод Моне за работой на окраине леса (1888 г.), Джон Сингер Сарджент

Живопись в технике алла прима на тонированных грунтовках

Представленный здесь набросок натюрморта выполнен в прямой, непосредственной манере с использованием корпусных красок поверх грунтовки средних тонов. Очарование данной методики в условиях непосредственного, прямого и открытого способа живописи состоит в том, что теплые коричневые тона грунтовки просматриваются сквозь любые — даже незначительные — участки пространства между примыкающими красками других цветов, образуя целостную, объединяющую основу-матрицу для картины.

maslo42

1. Наиболее светлые тона заднего плана образованы в виде наброска при использовании непрозрачных масляных красок.

maslo43

2. Краски заднего плана нанесены изолированно, при использовании чистых кистей.

maslo44

3. Здесь промоделированы формы яблок — в процессе последовательной проработки от самых ярких светлых тонов до наиболее темных.

maslo44

Завершенный набросок

Набросок сохраняет «свежесть» красок, нанесенных в технике алла прима — без перекрывающих слоев.

Многослойность техники алла прима

Не существует отчетливых границ между техникой алла прима и многослойной живописью. Достаточно грубый подмалевок может формировать основу для работы в технике алла прима. Например, для крупных участков пейзажа можно сделать грубоватый подмалевок в разных тонах и цвете, соответствующих определенным участкам картины: затем непосредственно нанести на них краски локальных (местных) цветов. Подмалевок в данном случае будет выполнять объединяющую функцию, а сама картина сохранит спонтанный характер техники алла прима. Более завершенный подмалевок может составить основу для картины, выполненной позднее в результате последовательного наложения слоев краски в прямой и непосредственной манере.

Рекомендации по успешному использованию техники алла прима

Старайтесь придерживаться ограниченной палитры цветов — приблизительно восьми красок. Палитру большего количества красок сложнее контролировать, а большинство тонов и цветовых оттенков можно получить благодаря смесям ограниченного числа красок.

Не пользуйтесь «загрязняющими» красками и работайте несколькими кистями. При повторных (аналогичных по характеристикам) мазках в картине используйте одну и ту же кисть. Отдельно держите кисти для создания бледных оттенков и белил; не смешивайте их с кистями для образования темных тонов.

Хорошо наполняйте кисть краской. Это поможет сохранить чистоту краски, наносимой на влажную поверхность. Держите кисть под небольшим углом к поверхности основы.