Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Техника работы кистями | Масляные краски
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Техника работы кистями

Из всех материалов для живописи масляные краски, вероятно, обладают наибольшей готовностью к выполнению любых воздействий кистью и способствуют созданию множества различных эффектов, включая характерные виды фактуры поверхности — от гладкой, напоминающей эмаль, и образованной на основе тщательно подготовленных смесей, до рельефной структуры густой краски, нанесенной на поверхность основы в виде полос. Эти эффекты, главным образом, создаются в результате особой техники работы кистью. В масляной живописи могут использоваться натуральные или синтетические кисти, кисти с мягким волосяным пучком и щетинные кисти; с их помощью художник может создавать выразительные эффекты как одной, так и несколькими красками.

Выбор кистей для масляной живописи

Тип используемых кистей, в самых общих чертах, зависит от следующих факторов:
• степени вязкости краски,
• характера и природы основы,
• степени необходимой отделки,
• масштаба работы,
• стиля живописи.

Щетинные кисти

В работе густыми и вязкими красками, используемыми непосредственно из туб, следует применять щетинные кисти для распространения краски по поверхности основы. Этими кистями можно работать в решительной и энергичной манере, чтобы разнести и растереть густые смеси краски по основе или создать «двухтактные» эффекты (в результате поступа-тельного и обратного движения кисти, нанесение краски в виде точек), а также для нанесения мазков густых красок вертикально расположенной кистью. Щетинные кисти очень эффективны при покрытии краской крупных участков основы и формирования массива ровного общего тона. Они также полезны при работе на широких тональных участках, таких, как тонкий слой подмалевка. Щетинные кисти позволяют значительно ускорить процесс живописи в крупных картинах — этого нельзя добиться при использовании кистей с мягким волосяным пучком.

Мягкие кисти

Кисти данного вида показывают наилучшие результаты в процессе работы более жидкими смесями — краски наносятся на поверхность основы в виде длинных мазков-линий. Как правило, они используются для выполнения работ некрупных размеров и небольших объемов — в частности, для создания более ровной и гладкой отделки или детального моделирования. В работах небольшого масштаба кончик круглой колонковой кисти можно сплющить (протянув кисть между пальцами) и нанести мазок на участке примы-кания двух различных красок.

Создание плавного тонального перехода

Несмотря на то. что многие эффекты, создаваемые масляными красками, в огромной степени зависят от характера работы кистью, одной из важных характеристик данного средства живописи является возможность нанесения «невидимых» мазков — в результате использования техники флейцевания. Подобно тому, как след резца или зубила скульптора может удаляться с поверхности скульптуры, гребни, прожилки и т. д. в фактуре мазка кисти могут быть смягчены и выровнены: при этом происходит сплавление примыкающих цветов и тонов, что позволяет создать единое изображение, без видимых мазков кисти. Наиболее простой способ создания плавных градаций тона или цвета в большей степени возможен при использовании масляных красок, чем какого-либо другого средства живописи.

maslo25

1. Нанесите на холст две краски различных цветов, между которыми необходимо создать мягкий тональный переход. На линии их примыкания образуется отчетливый, резкий контур.

maslo26

2. Используя мягкую полукруглую кисть, проведите кончиком по линии примыкания красок.

maslo27

3. Контур в месте соединения красок потерял первоначальную четкость и стал расплывчатым.

Процесс смешивания примыкающих красок

Техника создания плавного тонального перехода между двумя красками (цветами или тонами) заключается в следующем: следует взять чистую и сухую кисть и провести ею вдоль линии соединения красок, чтобы слегка смешать их с каждой стороны. Следует также постоянно вытирать краску с кисти в процессе работы, используя сухую и хорошо впитывающую ткань или полотенце.

Процесс мягкого смешивания для создания гладких тональных градаций

Если вы хотите окрасить участок, тональность которого плавно и постепенно изменяется от светлого до темного, смешайте серию красок градиентных тонов и нанесите их один за другим на поверхность участка для последующего создания плавного тонального перехода. Затем, используя сухую кисть, разгладьте плавными движениями участки вдоль линий примыкания красок — до образования мягкого перехода из тона в тон.

Соблюдайте чистоту красок. Очень важно вытирать кисть начисто после выполнения каждой манипуляции, чтобы не загрязнить краски на холсте. В прошлом по этой причине художники держали поблизости набор чистых, сухих кистей. Эта проблема становится особенно серьезной в портретной живописи, где краски, образующие черты лица, легко загрязняются в результате использования неочищенной кисти.

maslo28

Мазки отдельных тонов

Две колонки демонстрируют параллельные и примыкающие друг к другу мазки, нанесенные на основу в постепенно меняющемся тональном диапазоне — от светлого (белого) до темного (черного) в левой колонке и от желтого до красного — в правой.

maslo29

Плавно смешанные тона

В данном случае отдельные мазки мягко смешиваются между собой в местах смыкания красок различных тонов.

Смягчение контуров или очертаний

Работая в технике масляной живописи, художник может сохранить форму объекта и слегка смягчить ее очертания и контуры в результате мягкого смешивания с красками примыкающих к форме тонов. Процесс даже самого минимального смешивания в этой технике приводит к созданию драматических эффектов (смотрите иллюстрации справа). Данная техника широко используется в масляной живописи, где очертания объектов и фигур в сочетании с контрастными тонами, например, могут нуждаться в легком смягчении. Объем работы в этой технике на участке между красками двух цветов может иметь огромное влияние на визуальный характер картины. Это хорошо заметно на примере желтой формы и фиолетовой тени на фоне серой грунтовки (справа).

Необходимая степень смягчения контуров диктует художнику выбор используемых кистей. Для выполнения модификаций в минимальных объемах следует применять колонковую кисть небольшого размера с округленным кончиком. Кончик пучка нужно слегка увлажнить скипидаром или уайт-спиритом, чтобы с помощью большого и указательного пальцев расплющить кончик и придать волоскам плоскую форму. Затем проведите кистью вдоль линии примыкания красок двух цветов, чтобы смягчить тональный переход между ними. В работах несколько более крупных размеров для смягчения контуров особенно эффективна мягкая, полукруглая кисть. (Грань такой кисти может использоваться и в небольших работах.) В картинах крупного масштаба следует применять щетинную кисть: при этом полукруглая кисть может также оказаться полезной.

maslo30

Перед использованием приема смягчения

Краски были аккуратно нанесены на отдельные участки серого, фиолетового и желтого цветов.

img_639

Степени смягчения контуров

На форме фиолетового цвета был создан более очевидный плавный тональный переход при смешивании с серой краской заднего плана.

Создание мягкого тонального перехода на трехмерном объекте

Техники создания мягких тональных переходов и смягчения контуров придают отделке особые гладкие характеристики даже в изображении относительно непроработанных, схематичных объектов. Однако, используя эти техники, художник лишает изображение элементов непосредственности, а также нивелирует фактуру открытого мазка кисти, придавая ей и работе в целом более сглаженный и мягкий вид. Это отлично видно на примере двух цилиндров (справа): в этом случае, более смягченный вариант (дальний справа) демонстрирует, что мягкий тональный переход, как правило, снижает тональные контрасты в работе. Использовались кисти разных типов: от маленькой колонковой до щетинной полукруглой.

maslo31

Перед смягчением тонов

В изображении цилиндра представлены все основные участки тона до процесса создания мягких тональных переходов.

maslo32

После смягчения тонов

Края примыкающих тонов смягчены при использовании кистей нескольких типов.

 Техника смягчения в контексте картины

Техника создания мягких тональных переходов и смягчения контуров на практике используется как на небольших, детализированных участках работы. так и на больших пространствах холста. Она может применяться на стыке красок двух цветов, а также на участках, где представлен полный диапазон цветов. Две иллюстрации (ниже) —убедительные примеры столь разнообразного использования техники.

maslo33

Первоначальный вариант картины

Светлые и темные участки утеса выполнены красками двух цветов. Одна из них — смесь охры желтой и белил титановых, другая — смесь умбры жженой и сиены жженой.

img_644

Смягченный вариант

Данный вариант прорабатывался с помощью колонковых кистей небольшого размера, в результате чего внешняя сторона утеса приобрела более мягкий, объемный и реалистический характер.

Листва на поверхности пруда

Одно из преимуществ масляных красок состоит в том, что они могут оставаться «работоспособными» в течение нескольких часов. Это позволяет художнику нанести краски большого диапазона цветов и тонов на поверхность всей основы.

Использование веерной кисти

С помощью веерной колонковой кисти для создания мягких тональных переходов художник имеет возможность разгла-живать и смягчать фактуру мазков на поверхности работы.

maslo34

Первоначальный вариант картины

Отчетливые цветовые и тональные участки выполнены в раскрепощенной манере на всем пространстве (небольшого) холста.

maslo35

Смягченный вариант

Теперь картина приобрела значительную глубину, а ее поверхность стала более однородной в тональном отношении, что способствует объединению всех элементов картины в единое целое.