Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Жесткие основы и грунты | Масляные краски
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Жесткие основы и грунты

Несмотря на то, что холст является наиболее популярной основой для масляной живописи, жесткие основы в основном более прочны и дают возможность пользоваться в работе более широким выбором материалов. При наличии качественного грунтовочного слоя такие основы, как деревянные доски, листы и алюминиевые панели с сотовой конструкцией, предоставляют художнику более надежный и долговечный «фундамент», чем эластичная ткань. Тем не менее большинство художников (к которому принадлежу и я) игнорируют этот разумный подход и продолжают неизменно работать масляными красками на холсте.

Использование грунтовки gesso

Материал gesso  — традиционная грунтовка на основе инертного гипса и клеевого связующего, которая применяется на поверхностях деревянных досок для масляной или темперной живописи. Я уже описывал состав, изготовленный с помощью мела и клеевого связующего, как грунтовку gesso на основании очень схожих характеристик (хотя это не совсем точная и корректная формулировка). Такие свойства грунтовки gesso, как гладкость и белизна, успешно используются художниками в масляной живописи при работе тонкими слоями краски или при нанесении лессировок маслом на поверхность подмалевка, выполненного темперными красками. Вы должны, в первую очередь, покрыть грунтовку изолирующим слоем перед нанесением масляных красок. Меловая грунтовка gesso обладает выраженными абсорбирующими свойствами. Если поверхность не покрыта слоем герметика, мел впитывает слишком большой объем масла из краски, в результате чего меловая грунтовка желтеет, а краска становится «тощей», ненасыщенной и плоской.
Герметик не должен полностью изолировать масляные краски от слоя грунтовки, обеспечивая определенную степень абсорбции.

Герметики для грунтовки gesso

Существует несколько различных видов герметика, которые могут наноситься на поверхность грунтовки gesso . На рынке представлены известные марки гипсовых герметиков, однако наиболее простой выбор состоит в нанесении слоя клеевого связующего, который может использоваться как для проклейки доски, так и для приготовления грунтовки gesso. Разбавьте состав водой приблизительно до половины исходной концентрации: как правило, одного слоя герметика бывает достаточно.

maslo5

Обработка грунтовки gesso

Нанесите единственный слой клеевого связующего на обрабатываемый участок.

maslo6

Эффекты герметика на грунтовке gesso

В каждом случае левая сфера выполнена прозрачной техникой и зеленой ФЦ, а правая сфера — с помощью корпусной техники и добавлением в зеленую белил титановых.
1 Доска, не покрытая герметикой
2 На поверхности клеевого связующего
3 На глянцевой поверхности акрилового средства

Модификация грунтовки gesso

Вы можете создать выразительную фактуру на поверхности белой грунтовки для масляных красок — необходимо смешать хорошо промытый песок с составом грунтовки gesso перед ее нанесением на поверхность доски. Фактура обусловливает более экономичный вид работы, так как на поверхности с грубой фактурой краска приобретает форму плотного массива и имеет более внушительный характер, чем на гладкой поверхности.

maslo7

Грунтовка gesso с включением песка, герметически закрытая клеевым связующим

maslo8

Масляная краска, нанесенная на грунтовку с фактурой песка

Слой грунтовки зеленого цвета повсеместно образует целостную фактуру.

Надрезы в грунтовке gesso

Нанесение по сырому грунту gesso густой консистенции различных штрихов мастихином создает выразительный фактурный рисунок. Последующие нанесения масляной краски на такую поверхность обусловливаются характерным глубоким «рельефом». При использовании этой техники грунтовка gesso играет огромную положительную роль в создании картины. Мазки кисти, нанесенные в различных направлениях, заключают частицы пигмента в раздробленную «породу» грунтовки gesso, вызывая сложные цветовые эффекты: краски различных цветов сохраняют чистоту и одновременно — во взаимодействии между собой — образуют эффекты в результате оптического смешивания.

maslo9

Грунтовка gesso с надрезами на поверхности, выполненными мастихином

Рисунок составом gesso на поверхности грунтовки gesso

Жидкий состав gesso, распространенный по гладкой поверхности грунтовки gesso на деревянной доске, способствует созданию рельефного, контурного изображения.

maslo10

Нанесение состава gesso кистью

Обмакните кисть в состав gesso и, не отжимая излишков, наносите его на поверхность, создавая беглую и плавную, но плотную, сплошную и почти трехмерную линию.

Другие виды грунтовки для жестких основ

Другие, менее замысловатые виды грунтовки для масляной живописи на жестких основах включают такие составы, как грунтовка на основе пигментированной (белилами титановыми), модифицированной маслом алкидной смолы (желательно, известных марок). По некоторым характеристикам эта грунтовка качественнее старых составов на основе льняного масла и белил свинцовых, которые могут желтеть и требуют после нанесения некоторой паузы перед началом процесса живописи. Так называемые акриловые грунтовки gesso (которые в действительности не имеют никакого отношения к оригинальной грунтовке gesso, а являются пигментированными акриловыми эмульсиями) могут использоваться в качестве грунтовочного слоя для масляной живописи на жестких основах.

Использование негрунтованных жестких основ

Некоторые художники работают маслом на жестких основах без предварительного нанесения традиционной грунтовки: они органично включают в картину естественный цветовой тон доски как вид тонированной основы. Масляные краски можно наносить отдельными мазками, оставляя некоторые участки цветной основы видимыми. На таких основах художник должен применять технику непрозрачной живописи, если он хочет сохранить оригинальный цвет краски. Для сохранения светостойких свойств красок негрунтованные доски следует покрыть изолирующим слоем. При этом необходимый объем герметика зависит от степени абсорбции доски — древесно-волокнистая плита (или фибровый картон) средней плотности, обладающая выраженными абсорбирующими свойствами, нуждается в более значительном объеме состава, чем. например, стандартный фанерный лист. Могут использоваться клеевое связующее, желатин или акриловое средство.

Обратный процесс живописи на стекле

Стекло представляет собой одну из наиболее прочных и устойчивых основ. При условии должного и осторожного обращения масляная живопись на стекле отличается лучшей стойкостью, чем живопись на холсте. Наиболее качественный материал для живописи этого вида — стекло, обработанное пескоструйной машиной с одной стороны для образования легкой матовой поверхности: оно предоставляет совершенную основу для работы и способствует лучшей связи между основой и масляной краской. Следует отметить, что обработка пескоструйной машиной не влияет на прозрачность стекла.

Несмотря на то, что стекло может использоваться так же. как и любая другая основа, обратный процесс живописи (или процесс обратной живописи), по-своему, явление уникальное. Это — оборотная сторона традиционного, «стандартного метода живописи: в начале процесса создаются яркие световые акценты, затем наносятся лессировки, слой подмалевка и. наконец грунтовка — слой, который завершает работу. Подобно традиционной живописи, слой грунтовки функционирует как светоотражающая основа-задник для красок, а сама картина предоставлена взгляду зрителя сквозь слой прозрачного стекла — с неокрашенной стороны. Используйте относительно толстое стекло (от 4 до 6 мм) или закаленное стекло. Перед началом живописного процесса следует обезжирить и обработать стекло стеклоочистителем, изготовленным одним из ведущих производи-телей. На поверхности стекла, обработанного пескоструйной машиной, можно работать щетинной или мягкой кистями. При многократном покрытии основы слоями краски дайте возможность каждому из них полностью высохнуть перед нанесением следующего слоя. Помните о том, что корпусные краски, нанесенные на поверхность стекла, полностью нивелируют эффект последующих мазков краски.

img_598

1. Лицо модели выполнено полностью в белых тонах. Плотный массив краски образован на акцентированных участках — середине лба или, например, в центре носа.

maslo11

2. Проверяйте состояние и степень развития работы, перевернув лист на обратную сторону и расположив его на поверхности глубоких, темных тонов.

img_600

3. Когда лицо было полностью смоделировано, художник дал возможность краске высохнуть в течение некоторого времени. Затем на всё пространство рисунка был нанесен слой сиены жженой, смешанной с небольшим объемом белил титановых.

maslo12

Завершенная работа

После высыхания корпусной сиены жженой можно перевернуть лист и оценить качество работы — полностью смоделированное лицо.