Связующие вещества, разбавители и вспомогательные средства для живописи

Связующее представляет собой вещество (например, льняное масло), которое удерживает частицы пигмента в виде взвеси и укрепляет их на рабочей основе. Термин «вспомогательное средство для живописи» обозначает состав, который часто используется для частичной коррекции характеристик краски при нанесении ее на поверхность основы — например, при нанесении прозрачных лессировок. Вспомогательным средством для живописи может быть простая смесь быстровы-сыхающего масла и растворителя, например, скипидара. Средство может также включать смоляной лак, с применением которого однако связаны определенные проблемы (см. ниже).

 Масло как связующее вещество для масляной живописи

В большинстве случаев в качестве масляного связующего применяется льняное, ореховое (на основе грецкого ореха), маковое или сафлоровое масла. Как масло грецкого ореха, так и льняное масло широко использовались с начала XV века, причем льняное масло (с его великолепными высыхающими свойствами) постепенно завоевывало все большую популярность.

Льняное масло

Это широко используемое, высыхающее масло может действовать как связующее вещество для перетирания пигментов, так и в качестве ингредиента вспомогательного средства для масляной живописи. Существует мнение, что так называемый «эффект замши» (при котором мазки, нанесенные в одном направлении, отличаются по тону от мазков, нанесенных в противоположном направлении) может быть устранен с помощью льняного масла холодного прессования. В действительности данный эффект связан не с маслом, а с содержащимися в составе краски стабилизаторами.

Другие виды льняного масла, такие, как полимеризированное масло и масла, обесцвеченные и сгущенные под воздействием солнечных лучей, применяются в качестве материала для живописи или нане-сения лессировок автономно или в комбинации с другими средствами. Они наиболее стабильны и надежны при независимом, автономном применении: их можно разбавить до необходимой «рабочей» консистенции эфирным маслом (например, скипидаром), или с целью замедления процесса высыхания лавандовым маслом. Полимеризированное масло высыхает несколько медленнее, чем масло, сгущенное или обесцвеченное действием солнечных лучей; но его рекомендуют к использованию благодаря слабой тенденции к пожелтению и способности сохранять эластичность в течение длительного времени.

Ореховое масло

Изготавливается из грецкого ореха; оно бледнее льняного масла и его рекомендуется использовать с более бледными пигментами. В XVII веке художник и писатель Генри Пичем советовал применять ореховое масло в белилах для создания в картине, например, участков воротника, льняного полотна или белья. «Перетрите все свои краски в льняном масле и во время перетирания сохраняйте белила для создания участков воротника и льняной одежды; затем используйте масло грецкого ореха, так как льняное масло со временем пожелтеет».

Маковое масло

Это — медленно высыхающее средство, которое подходит для непосредственной техники «по сырому», но его не следует применять в многослойной живописи.

Сафлоровое масло

Данный вид масла особенно эффективен в процессе перетирания белых пигментов. Как и в случае с маковым маслом, следует соблюдать осторожность при нанесении перекрывающих слоев краски.

 Средства для масляной живописи

Существует множество рецептур для приготовления вспомогательных средств для живописи, которые в разные времена пользовались или пользуются сейчас большой популярностью. Все они обладают различными характеристиками, но наиболее безопасный метод масляной живописи остается прежним — используйте краску непосредственно из тубы или разбавьте ее скипидаром, уайт-спиритом или лавандовым маслом. При необходимости вы можете применить небольшой объем полимеризированного масла, разбавленного скипидаром или уайт-спиритом, в качестве вспомогательного средства для живописи. Со временем появилось множество рецептов приготовления вспомогательных средств для живописи; среди них — лаки на основе масла тепловой обработки и смол.

Лаки на основе вареного масла и смолы.

Лаки на основе вареного масла и молы в настоящее время вышли из употребления в качестве средств для живописи, потому что обладают довольно темным цветом. Они изготавливались в процессе нагревания твердых, окаменелых смол (таких, как янтарь или копал) в комбинации с быстровысыхающим маслом — в пропорции приблизительно 3:1, что приводило к созданию густого лака, внешне напоминающего прозрачный мед. Состав обладал хорошими пленкообразующими характеристиками и был прочным, долговечным и глянцевым.

Лаки-растворители и экстракционные эфирные масла (живица)

Другие виды масляных лаков включают мягкие смолы, такие, как мастике или сосновая смола, в ореховом масле, которые используются для изготовления лаков более бледного цвета (vernice chiara); такой лак мог применяться в комбинации с синими и зелеными, на которые оказывал сильное воздействие красноватый тон лака vernice liquida («жидкий лак»). Данный вид лаков попрежнему сохранял тенденцию к потемнению.

Лаки на основе мягких смол, которые изготавливались в процессе растворения спирто-растворимых смол (таких, как мастике и позднее даммара) в терпентиновом дистилляте (пинене), приобрели широкую популярность в XVII веке. Художники часто смешивали их с высыхающими маслами для того, чтобы создать более быстровысыхающее вспомога-тельное средство для живописи, чем состав на основе высыхающего масла. Бальзамы или экстракционные эфирные масла (живица), такие, как венецианский терпентин, страсбургкий терпентин или копайский бальзам, широко использовались в комбинации с высыхающими маслами или смоляными/масляными средствами. Смоляные ингредиенты способствовали созданию в живописи ярких цветов и глубины благодаря своим высоким отражающим свойствам и прозрачности; кроме того, с их помощью улучшались рабочие характеристики красок и некоторые аспекты обращения с ней в процессе нанесении эффектных лессировок. Наиболее часто и широко применялся венецианский терпентин (его возможный заменитель — канадский бальзам).

Изготовление даммарного лака

Смола «даммары», которая сегодня доступна большинству художников, поставляется из Син-гапура в форме небольших, прозрачных брусков соломенного цвета, обычно покрытых белой, измельченной, порошковой смолой.

Для изготовления даммарного или мастичного лаков поместите смолу в старый чулок или муслиновый мешок и держите смолу в пинене в течение нескольких часов. Емкость с пиненом должна быть плотно закрыта. Смола постепенно растворяется, а присутствующие в ней примеси оседают на дне чулка или мешка. Профильтруйте лак куском чистой хлопчатобумажной или муслиновой ткани; после чего раствор плотностью готов к использованию. Пропорции должны составлять приблизительно 200-300 г даммары на 600 мл пинена. Если вы хотели бы использовать даммарный лак в смеси полиме-ризированного масла и скипидара, например, следует добавить только несколько капель во избежание проблем, связанных с растворимостью, которые были описаны выше.

Вспомогательные средства на основе алкидных смол

Некоторые производители выпускают вспомогательные средства для живописи на основе синтетических алкидных смол. Специалисты утверждают, что в сравнении с составами из натуральных видов смол такие средства обладают равноценными (если не более высокими) характеристиками. Несмотря на то, что они существуют на рынке в течение уже 40 лет, серьезных и долговременных исследований в отношении их стойкости и долговечности не проводилось.

По сравнению с пленкой, образуемой высыхающими маслами, пленка алкидной смолы при высыхании становится значительно более твердой. Она способна выдерживать нагрузки, связанные с подвижностью основы: однако вопрос о более высокой степени ее эластичности в сравнении с масляной пленкой остается спорным и нерешенным до сих пор. Процесс высыхания красок на основе алкидных смол происходит существенно быстрее, чем процесс высыхания масляных красок, а по истечении шести месяцев степень хрупкости такой пленки эквивалентна степени хрупкости масляной пленки спустя шесть лет. Есть основания надеяться, что процесс охрупчивания пленки красок на основе алкидных смол не продлится дольше выше указанного срока. Что же касается образования желтеющего оттенка пленки, алкиды как таковые темнее очищенного масла и неизбежные добавки сиккативов в процессе промышленного производства вызывают обесцвечивание пленки. Тем не менее пленка не подвержена эффекту постепенного потемнения, который испытывают натуральные смолы.

Проблемы, связанные с использованием смол

Параллельно с постоянно расширяющейся практикой применения смоляных ингредиентов в живописи в XVII и XVIII веках возникли достаточно серьезные проблемы, касающиеся потемнения, хрупкости и растворимости пленки краски. С тех пор эти проблемы стали основной головной болью сотрудников реставрационных отделов музеев всего мира. Живописные работы этого периода, когда смолы, вероятнее всего, использовались очень широко, до настоящего времени не подвергались всестороннему научному анализу, который бы смог пролить свет на последствия применения смоляных материалов — в какой степени они воздействуют на определенную технику живописи и светостойкость красок.
Процесс окисления смол может вызывать постепенное и значительное потемнение пленки, которое, как правило, не свойственно в такой же степени быстровысыхающим маслам (некоторые виды смол — в основном даммаровые — также не темнеют до крайних значений).

Еще одной причиной отказа от чрезмерного использования смол является хрупкость высохшей смоляной пленки, а также высокая чувствительность мягких видов смол к очистительным растворителям. Художник может удалить слой лака без каких-либо серьезных последствий для пленки краски с поверхности картины, выполненной при использовании только высыхающего масла и покрытой мягким смоляным лаком после высыхания. Однако, если применялось средство с высоким содержанием мягких смол, в процессе очистки может быть повреждена структура самих красок — вплоть до их удаления с поверхности работы. Известно, что некоторые художники наносят на поверхность картины заключительные мазки средством с высоким содержанием смол и обнаруживают, что эти мазки растворяются в процессе покрытия лаком на основе похожих смол.

Эти проблемы до сих пор не разрешены в полном объеме. Многие художники настаивают на том, что их техника и создаваемые эффекты в значительной степени зависят от добавок в виде смоляных материалов.

Водорастворимые масляные краски

Нет никаких сомнений в том, что художники в настоящее время испытывают серьезную обеспокоенность: они хотят сохранить эластичность и гибкость масляных красок как живописного материала и в то же время исключить возможные опасные последствия, связанные с использованием органических растворителей. За последние годы это привело к разработке водорастворимых масляных красок. Существуют два возможных способа их изготовления.
Первый заключается в том. что краска наполняется поверхностно-активными веществами. Потенциальный ущерб, ассоциируемый с этим методом, состоит в том, что данные вещества могут не высыхать, могут оказаться неустойчивыми и нестабильными, а также обесцвечивать краски. Второй способ заключается в комбинировании масляной краски с веществами, которые на молекулярном уровне обладают водорастворимыми свойствами. Среди них следует, в первую очередь, выделить полиэтиленгликоль. К сожалению, в настоящий момент мы ничего не знаем о реакции красок на его присутствие.

Один из вопросов, возникающих в связи с применением водорастворимых красок: покидает ли вода слой краски или она остается в структуре пленки?

Производители обычно предельно уклончивы в своих ответах на вопросы, касающиеся состава продуктов своих марок. Однако совершенно очевидно, что в процессе последующей разработки самой концепции и появления более чистых материалов будут сделаны дальнейшие шаги в развитии водорастворимых красок.