Изготовление масляных красок

Масляные краски изготавливаются в процессе смешивания и последовательного перетирания пигментного порошка в высыхающем масле . Льняное масло повсеместно пользовалось огромной популярностью на протяжении многих столетий. Ореховое масло, обладающее менее выраженной тенденцией к пожелтению, характеризуется столь же продолжительной традицией в живописи и используется, в частности, для перетирания белых пигментов. С этой же целью применяются маковое и сафлоровое масла. Они представляют собой полувысыхающие масла, которые часто используются производителями для увеличения времени высыхания натуральных быстровысыхающих пигментов или для создания краски улучшенной консистенции в составе некоторых других пигментов. Они могут быть задействованы независимо или в комбинации с высыхающими маслами. В живописи подобное смешивание различных видов масел вполне допустимо, поскольку все масла содержат одинаковые триглицериды.

В результате качественного перетирания пигментов каждая их частица покрывается слоем масла, а смесь красок становится достаточно пластичной для выполнения определенных манипуляций. В то же время такая смесь демонстрирует довольно высокие липкие свойства: вязкость краски позволяет сохранять в мазке характерный след кисти или мастихина.

Маслоемкость

Разным пигментам требуются различные объемы масла для образования краски определенной, необходимой художнику консистенции. Степень абсорбции масла значительно варьируется в зависимости от природы пигмента, поэтому пигменты группы фталоцианинов (ФЦ) «потребляют» по объему почти в два раза больше масла, чем. например, белила титановые. Я специально подчеркиваю эту особенность, так как специалисты настоятельно (и совершенно справедливо) рекомендуют художникам не наносить масляные краски с низкой маслоемкостью поверх слоя красок. у которых эта характеристика существенно выше: это может привести к образованию плохо структурированной пленки краски, нижние слои которой более эластичны, чем верхние, перекрывающие слои. Это неиз-бежно вызовет образование трещин в поверхностных слоях краски.

Наполнители и загустители

При перетирании и изготовлении красок в домашних условиях следует, прежде всего, учитывать степень абсорбции масла пигментами. В процессе промышленного производства масляных красок изготовители могут модифицировать характеристики красок не только в результате смешивания высыхающих и полувысыхающих видов масел и добавления сиккативов, но также посредством добавления в состав красок определенных пигментов (прозрачных в масле) в качестве наполнителей. Гидрат алюминия, например, придает определенным краскам хорошие текучие характеристики.

Наполнитель бланфикс часто используется с сильными и интенсивными органическими пигментами: применение столь мощных пигментов без этого наполнителя выводит их за пределы диапазона совместимости с другими пигментами. Каолин также добавляется в смеси для улучшения контроля над консистенцией масляных красок. Степень абсорбции масла у таких пигментов весьма специфическая и свойственна только им — она оказывает большое влияние на содержание масла в тубах. На маслоемкость масла также оказывают воздействие другие ингредиенты. — такие, как загустители.

Правильный подход к маслоемкости

Поскольку краски промышленного производства рассчитаны для качественной и стабильной работы в пределах обусловленных ограничений, последствия использования красок с различной маслоемкостью в определенной мере смягчены. Если вы осознанно стараетесь избегать нанесения красок с низкой маслоемкостью на слои красок, у которых эта характеристика существенно выше, любые другие ограничительные меры, применяемые вами в отношении различных техник, могут оказаться совершенно необязательными.

Приблизительное время высыхания масляных красок промышленного производства

Разным пигментам требуются различные объемы масла для образования краски определенной, необходимой художнику консистенции. Степень абсорбции масла значительно варьируется в зависи-мости от природы пигмента, поэтому пигменты группы фталоцианинов (ФЦ) «потребляют» по объему почти в два раза больше масла, чем. например, белила титановые. Я специально подчеркиваю эту особенность, так как специалисты настоятельно (и совершенно справедливо) рекомендуют художникам не наносить масляные краски с низкой маслоемкостью поверх слоя красок. у которых эта характеристика существенно выше: это может привести к образованию плохо структурированной пленки краски, нижние слои которой более эластичны, чем верхние, перекрывающие слои. Это неизбежно вызовет образование трещин в поверхностных слоях краски.
• Быстровысыхающие (в течение приблизительно двух дней): марганцевая фиолетовая, кобальт синий, лазурь железная, сиена натуральная, умбра натуральная, умбра жженая, белила свинцовые.
• Краски со средним сроком высыхания (в течение приблизительно пяти дней): фталоцианины (ФЦ), сиена жженая (от средней до быстрой скорости), кобальт фиолетовый, ультрамарин, синтетические оксиды железа (средняя скорость), группа кадмиевых, белила титановые, белила цинковые, ламповая сажа, кость слоновая черная (от средней до низкой скорости).
• Медленно высыхающие (более пяти дней): краски азопигменты, хинакридоны.

Приблизительное содержание масел в масляных красках промышленного производства

Более точные данные о содержании масла недоступны (см. информацию слева):
• Краски с высоким содержанием масла (более 70 процентов): умбра жженая, сиена натуральная и жженая, фталоцианины, кобальт, хинакридоны, ламповая сажа.
• Краски со средним содержанием масла (от 55 до 70 процентов): группа кадмиевых, синтетические оксиды железа, черная слоновая кость (содержание масла может быть и высоким), оксид хрома, умбра натуральная, группа хромовых, большинство красок азопигменты.

Рекомендуемая палитра красок

Рекомендую использовать в масляной живописи следующие пигменты.

img_582

Красные

1 Кадмий красный
2 Красная светлая
3 Индийская красная
4 Венециская красная
5 Нафтол красный
6 Светотойкая красная FGR
7 Хинакридон (Quinacridone) красный (светостойкая розовая)
8 Красная азо (конденсация)

Желтые

9 Арияид желтый RN
10 Ариамид желтый 10G
11 Ариламид желтый GX
12 Диарилид жеый
13 Желтая азо (конденсация)
14 Желтй титанат никеля
15 Изоинолинон желтый
16 Кадмий желтый
17 Охра желтая
18 Сиена натуралная
19 Охра золотая прозрачная
20 Марс желтый
21 Неаполитанская желтая

Синие

22 Голубая ФЦ
23 Кобальт синий
24 Ультрамарн синий
25 Церулеум
26 Индантрон синий

Фиолетовые

27 Хинакридон (Quinacridone) фиолетовый
28 Марс фиолтовый
29 Диоксазин фиолетовый

Зеленые

30 Зеленая ФЦ
31 Оксид хрома
32 Виридоновая
33 Кобальт зеленый
34 Земля зеленая

Коричневые

35 Умбра натуральая
36 Умбра жженая
37 Сиена жженая
38 Марс коричневый

Черные

39 Ламповая сажа (Сажа газовая)
40 Черная слоновая кость (Кость жженая)

Белила (на иллюстрации не представлены)

Белила свинцовые. (В Европе эта краска выпускается только в жестяных банках с предохранительным устройством, предотвращающим доступ детям).
Белила кремницкие. (В Европе эта краска выпускается только в жестяных банках с предохранительным устройством, предотвращающим доступ детям).
Белила титановые
Белила цинковые

Светостойкость и токсичность

В рекомендуемую палитру красок не был включен ализарин малиновый, так как степень его светостойкости не соответствует светостойкости остальных пигментов. Ализарин малиновый, как правило, используется чистым (в полную силу) для нанесения лессировок; он обладает низкой светостойкостью в смесях с белилами. Поэтому рекомендуется использовать «светостойкий» вариант ализарина малинового, основывающегося на более устойчивых, синтетических органических пигментах, таких, как Dioxopyrollopyroles (диоксо-пироллопиролы) и Quinacridones (хинакридоны). Краски группы кобальтовых могут вызывать аллергические реакции.

Содержание цинка в белилах свинцовых, белилах кремницких и неаполитанской желтой означает, что в работе этими красками следует соблюдать осторожность.

Наименования масляных красок в тубах

Названия красок в тубах очень часто имеют очень отдаленное отношение (или не имеют вообще) к содержащимся в них пигментам; при этом вы не можете полагаться на специфическую информацию, полученную от продавца красок. Например, выбирая краску под названием «Кобальт синий», вам следует учитывать информацию компании-производителя, которая использует пигменты, идентифицированные по наименованиям, однако это не всегда возможно. Предлагаемая вам «чистая» краска может в действи-тельности оказаться смесью.

Прозрачные пигменты

Пигменты групп хинакридонов и фталоцианинов особенно полезны и эффективны для нанесения лессировок, благодаря их высокой «чистоте» и прозрачности. Они способны образовывать краски чистого цвета, которые можно смешивать до формирования практически любого оттенка. Похожей эффективностью также обладает пигмент азоконденсации желтый 128. Сиена жженая — основа особенно полезной в работе оранжево-коричневой, в то время как сиена натуральная или охра золотистая прозрачная дают менее интенсивные тона — нижнего тонального диапазона — в лессировке желтого цвета.

Масляные краски собственного изготовления

Процесс самостоятельного изготовления масляных красок включает перетирание пигментов и подготовку красок в соответствии с методикой, описанной в главе Темпера, с той лишь разницей, что в масляных красках для перетирания пигмента и в качестве связующего используется быстровысыхающее масло (как правило, льняное).

Остается открытым вопрос: стоит ли вообще изготавливать масляные краски самостоятельно, учитывая существующий сегодня огромный диапазон масляных красок высокого художественного качества от известных и уважаемых компаний-производителей? Если вы все же хотите приготовить собственные краски, необходимо предусмотреть меры безопаснсти (особенно это касается работы с пигментным порошком).

При изготовлении собственных красок у вас не будут возникать проблемы, связанные с отделением масла от пигмента в тубе из-за просроченного хранения и в основном нет необходимости в добавлении специальных ингредиентов, которые используются в промышленном производстве. Возможно, следует также отказаться от таких пигментов, как ультрамарин, которые достаточно плохо поддаются перетиранию для создания необходимой консистенции без добавления стабилизаторов и загустителей. Дополнив смесь не большим объемом макового масла. вы сможете добиться более приемлемой консистенции краски. Мне удалось обнаружить, что пигменты, которые, по мнению многих, традиционно представляют определенные проблемы при перетирании в масле (такие, как виридоновая), образуют качественные масляные краски, если увеличить длительность процесса перетирания.

Использование льняного масла

Как правило, в качестве связующего вещестства для перетирания большинства красок рекомендуется применять льняное масло холодного прессования: в то же время может использоваться (и используется производителями) высококачественное масло щелочной очистки.

Использование масел других видов

Маковое масло (классифицируется как медленно высыхающее) может применяться в процессе перетирания быстровысыхающих пигментов для установления единого и более постоянного срока высыхания всех красок палитры; однако маковое масло играет гораздо более важную роль в процессе перетирания белых пигментов, так как обладает бледным оттенком и по сравнению с льняным маслом желтеет со временем в значительно меньшей степени. Его альтернативой является свежее ореховое масло (на основе грецкого ореха).

maslo2

1. Сделайте небольшое углубление в центре горки пигмента и налейте в углубление немного масла.

maslo3

2. Пользуясь ножом-мастихином для палитры, смешайте ингредиенты между собой.

maslo4

3. Перетирайте смесь круговыми движениями до образования маслянистой консистенции.