Масляные краски: прошлое, настоящее

Корни масляной живописи уходят в далекое прошлое — она появилась задолго до знаменитых Ван Эйков, с которыми многие связывают открытие данной техники. Германский «Страсбургский манускрипт» — художественное исследование Средних веков — дает детальное описание процесса изготовления быстровысыхающего масла с помощью тепловой обработки или масла, обесцвеченного действием солнечных лучей — они применяются для перетирания и обработки пигментов. Кроме того, в книге даны рекомендации по приготовлению лака на основе масла тепловой обработки и смолы, три капли которого добавля-ются в каждую краску, вероятно, для упрощения манипуляций. В своем трактате II Libro dell Arte («Книга искусств») Ченнини не только описывает техники фресковой и яичной темперной живописи, но также дает инструкции по приготовлению быстровысыхающего масла (олифы). Быстровысыхающее масло как средство для живописи сначала было более популярно в Северной Европе, чем на Юге. Краски, перетертые на масле, стали пользоваться возрастающей популярностью в Венеции в течение XV века, а уже в начале XVI века они стали общепризнанным материалом для станковой живописи по всей Италии и в других странах Европы.

maslo1

Запрестольный образ (алтарь): распятый Христос в окружении Девы Марии, святых и ангелов (вероятно, 1502-1503 г.), Рафаэль

Анализ образцов краски с трех участков ранней работы Рафаэля показывает, что художник использовал льняное масло на участках земли и мантии зеленого цвета, а также ореховое масло — на участках неба. Бесцветное ореховое масло применялось в тех красках, цветовые оттенки которых могли измениться от желтоватого тона льняного масла.

Устойчивость и прочность материалов для масляной живописи

Прочностные качества материалов для масляной живописи практически не отличаются от тех же качеств других известных техник. В действительности, если художник, работающий в масляной технике, не сможет усвоить разумные методики работы, неизбежно возникнут определенные проблемы. Одна из них заключается в том, что масляная пленка может трескаться в результате последующего наложения на масляную краску слоев «тощей» краски. Другие проблемы могут быть вызваны нанесением красок с низкой степенью абсорбции (поглощения) масла на поверхность красок, обладающих достаточно высокой степенью масляной абсорбции. Кроме того, проблемы возникают при нанесении слишком концентрированного клеевого связующего на холст перед грунтованием. Слишком клейкий, излишне связанный пигмент с повышенным содержанием масла вызывает образование морщинок на поверхности и чрезмерное пожелтение краски. Применение слабосвязанного пигмента может привести к формированию сухой, крошащейся краски, которая отслаивается от поверхности холста.

img_578

Ночь и день (1979-1982 гг.), Хауэрд Ходгкин Художник Хауэрд

Ходгкин часто использует в своей живописи прием«арки авансцены». Это позволяет зрителю переместиться во внутреннее пространство картины сквозь плоскости цвета, начиная от внешних границ, а часто, как в данной работе, согласуясь с рамой картины, которая также интегрируется в ее пространство. Характерные решительные, размашистые мазки комбинируются с более изящными пассажами в глубине картины.

Методы и материалы: прошлое и настоящее

Работа масляными красками не требует сложных подготовительных операций, которые предполагает широкий набор рецептов для изготовления вспомогательных средств и лаков. Художник может добиться высоких результатов при элементарном использовании чистейших пигментов, перетертых в масле и разбавленных скипидаром или уайт-спиритом (по необходимости); при этом он может работать или поверх слоя влажной, или полностью высохшей краски. Следует помнить о потенциальной опасности, связанной с применением органических растворителей, таких, как скипидар или уайт-спирит, — обратитесь к с. 370 за информацией о мерах безопасности при работе.

Некоторые технические приемы (а также определенные эффекты) требуют модификации стандартных масляных красок, но их основная часть может  быть воспроизведена при использовании простейших и эффективно составленных композиций. Многие специалисты заявляют, что способны в точности идентифицировать материалы, использованные художником, просто потому, что могут скопировать какой-либо эффект. Однако, несмотря на результаты современного и очень точного научного анализа, иногда бывает сложно определить истинную природу использованного материала на основании небольших образцов краски. Вот почему я решил показать, каким образом создаются определенные эффекты средствами масляной живописи; при этом я не собираюсь утверждать, что в прошлом применялись те же методики. В большинстве случаев методика будет схожей, а использованные средства для прописей или лессировок могут быть совершенно иными.