Другие виды мазков

Экспрессивная пастозная техника работы кистью

Данная работа наглядно иллюстрирует все три пастозные техники. В этом случае краска смешивалась на палитре и создала на поверхности мазка варьируемый фактурный рисунок в виде полос. «Определяющие» линии темных тонов нанесены с экстраординарной решимостью. Живопись в технике «по сырому» (ярким примером которой является данная картина) не только сложна в техническом отношении; сам мазок значительно увеличивает и подчеркивает любое проявление нерешительности и неопределенности со стороны художника в момент нанесения краски на основу. Однако и это качество техники можно использовать с положительным результатом — например, в процессе работы над линией рта, которая действительно несет в себе элемент колебания и нерешительности.

На участки заднего плана в левой части картины художник нанес мазки в виде зигзагов щетинной кистью непосредственно поверх влажной краски. Мазки обладают собственным экспрессивным воздействием. Наконец, картина демонстрирует эффект точечных мазков, особенно очевидный на участках вдоль нижней границы работы.

img_646

JYM.I. (1981 г.). Франк Аузрбах

 Пастозная техника живописи

Пастозная техника (или «impasto») заключается в нанесении краски очень плотными и густыми мазками, которые хорошо видны на поверхности работы и создают очевидный фактурный эффект.

Смешивание красок на кисти

Существует значительная разница между процессом смешивания красок на палитре и последующего нанесения мазка и произвольным расположением небольших объемов двух-трех красок на кончике кисти перед их нанесением на поверхность холста. Если краски смешиваются на палитре, образуется смесь равномерного и однородного цвета, независимо от консистенции мазка. Если же краски смешиваются произвольно, они функционируют изолированно, а также в комбинации между собой в пределах одного мазка, привнося в работу живые, энергичные нотки — при этом фактура мазка краски в виде полос повторяет линии волосков кисти.

Техника «по сырому»

При нанесении масляных красок густыми мазками на поверхность влажной краски щетинная кисть должна быть хорошо наполнена. Для того чтобы обеспечить чистоту красок, расположите краску на самом кончике кисти, затем ровным и уверенным движением кисти нанесите мазок на влажную краску под небольшим углом к поверхности холста. Предлагается и альтернативный вариант: влажная краска может быть частично смешана с влажной краской нижнего слоя для создания дальнейших цветовых эффектов в виде отчетливых, фактурных полос.

Создание двухтактных эффектов в виде точек

При использовании щетинной кисти и вязкой масляной краски вы можете создать фактуру «точечных» мазков.

 Применение других видов мазков

Плавность, изящество, мощь и энергичность отдельных мазков кисти в пределах картины могут привнести в нее особую свежесть и непосредственность. Техника работы кистью может применяться при крайних величинах влажности или сухости, которые придают изображению характерные визуальные свойства. От завитка влажной эмали при вертикальном положении кисти над горизонтальной плоскостью холста до сухих мазков густого пигмента, нанесенных на самые верхние «гребни» очень грубой фактуры холста, диапазон возможных манипуляций крайне широк.

Для одного из подходов характерны короткие, грубоватые мазки краски, нанесенные на холст без использования техники создания плавных тональных переходов и каких-либо дальнейших манипуляций; каждый мазок несет в себе определенный энергетический заряд уже в момент его нанесения на основу. Кажется, что протяженность каждого такого мазка зависит лишь от объема густой краски, содержащейся на пучке кисти и оставляемой на холсте; мазки совершенно открыты, резки и обрывисты. Данный тип мазков характерен для большинства работ Ван Гога.

Впечатление движения, ассоциируемое с направлением и энергичностью мазка, может использоваться для создания определенных, выразительных эффектов. Мощные и решительные мазки можно наносить в виде штриховки. В результате естественного движения руки в области локтя возникает серия сильных, диагональных мазков.

Менее энергичный подход основывается на использовании небольших, разрозненных мазков краски: такие мазки комбинируются в результате оптического смешивания (см. Пуантилизм). Такие мазки можно обнаружить, например, в поздних работах Сера.

Пуантилизм

Это техника живописи, которая заключается в нанесении на основу небольших мазков краски относительно чистых цветов в виде точек в непосредственной близости друг от друга. Теоретически художник должен использовать краски только основных цветов, так как данные краски в смесях образуют второстепенные и третичные цвета. Тем не менее большинство художников-неоимпрессионистов (применявшие эту технику) оказались более прагматичными в выборе красок. Эти краски смешиваются оптически при восприятии картины с определенного расстояния, создавая тончайшие градации тонов и цвета, которые и определяют качество и характер изображения (см. Смешивание масляных красок).

Такие известные художники-пуантилисты, как Сера и Синьяк, создавали блистательные и неповторимые эффекты. Эта техника подразумевает использование, главным образом, корпусных красок; любые прозрачные пигменты, как правило, применяются в смесях с белилами. Другие художники, такие, как Ван Гог, например, испытывали мощное влияние характерных, многократно повторяющихся мазков краски.

Дополнительные цвета в пуантилизме

Эта работа представляет собой характерный пример постепенного выстраивания массивов небольших мазков краски по всему пространству картины. При взгляде с определенного расстояния зритель воспринимает картину в целом как комбинацию красок в пределах среднего диапазона тонов. Работа обладает низкими пространственными характеристиками, в ней не чувствуется объема и глубины. В картине повсеместно использован один основной контраст дополнительного цвета — между синим и оранжево-красным. На самые темные участки картины (например, корсаж возле руки) художник нанес краски наиболее интенсивных тонов. Формируя более светлые участки, он смешивал краски с белилами. Вариации тонов корсажа, например, были созданы с помощью приблизительно трех тонов синей и трех тонов оранжевой/красной. Тона телесного цвета также образованы с использованием бледной синей в результате оптического смешивания.

img_648

Молодая женщина, пудрящая лицо (1889-1890 гг.), Жорж-Пьер Сера

Эффекты в технике сграффито

Техника сграффито — нанесение рисунка на поверхность влажной пленки масляной краски может выполняться при использовании противоположного — «нерабочего» — конца кисти, а также заточенной палочкой, мастихином или любым другим относительно острым инструментом. Эта техника очень эффективна в процессе определения контуров или деталей для создания выразительных эффектов. Если в картине присутствует тональный или цветовой контраст между пленкой влажной краски и нижним слоем самих красок, образуется отчетливый, резкий контур. Это — превосходная техника для рисунка на влажной грунтовке: кроме того, с ее помощью художник может избежать загрязнения и «пачкающих» эффектов карандаша или угля.

В предлагаемом фрагменте — весьма свободной трактовке работы Рембрандта — на основу была нанесена краска, определившая темные тона камзола ниже воротничка. После ее высыхания был нанесен слой белил свинцовых, образующий форму воротничка поверх темной краски.

Затем на поверхности был «выцарапан» рисунок кружев при использовании заостренного кончика деревянной ручки кисти. Всякий раз после удаления краски следует тщательно вытереть ручку кисти.

 

1. Здесь была применена слегка обточенная ручка кисти, чтобы удалить влажные белила.

img_650

2. В результате постепенно возникает замысловатый рисунок кружев.

img_651

3. На иллюстрации показан фрагмент завершенного воротничка.