Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Предварительные стадии работы на тонированной грунтовке | Масляные краски
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Предварительные стадии работы на тонированной грунтовке

На следующих иллюстрациях вы видите итоги первых стадий живописи на тонированной грунтовке. В данном случае на поверхность белой грунтовки была нанесена имприматура (как было описано выше) на основе сиены жженой среднего тона. Затем после полного высыхания слоя имприматуры с помощью угля был сделан рисунок в выборочных, отдельных контурах. После этого с поверхности были удалены частицы угля кистью — на основе сохранились лишь слабые очертания основных форм — своего рода «ключ» к дальнейшему развитию картины. Процесс живописи может быть начат с определения самых светлых тонов или наброска массивов темных тонов — сначала разбавленной, прозрачной краской.

Некоторые художники предпочитают делать набросок всей картины разбавленной краской темных тонов в самом начале процесса живописи, добавляя более светлые тона в конце первой стадии работы. Какой бы из этих возможных способов вы не выбрали, уже после окончания данных двух предварительных этапов работы вы увидите полное и целостное пространственное изображение.

img_616

1. Широкие контуры наброска нанесены углем. Затем с поверхности удаляются частицы угля — остается слабый, но видимый контурный рисунок.

img_617

2. Белила титановые наносятся кроющими или полупрозрачными слоями на участки светлых тонов, а также на участки яркого солнечного света.

img_618

Завершенный набросок

Для формирования участков теней используется тонкий слой смеси сиены жженой и голубой ФЦ. В результате этих трех несложных стадий процесса живописи возникает хорошо смоделированное изображение, на которое теперь можно наносить цвет и мелкие детали.

Живопись на тонированной грунтовке от средних до светлых тонов

Несмотря на то. что живопись на тонированном грунте (в диапазоне от средних до светлых) может привести к легкому снижению интенсивности тона по сравнению с работами на белых грунтовках, преимущества, связанные с быстрым и точным моделированием форм и оценкой характеристик тона и цвета, намного превосходят столь незначительный недостаток. При этом использование имприматуры. которая представляет собой простую «вуаль» в виде прозрачной краски, дает возможность создавать эффект светящегося, яркого цвета (свойственного, в первую очередь, белой грунтовке).

Создание имприматуры в средних тонах

Рубенс применял технику живописи по тонированной грунтовке на меловой/клеевой основе по образцу, описанному выше. Его картина «Самсон и Делила», находящаяся в собрании Национальной галереи в Лондоне, — очень хороший пример использования прозрачных темных тонов (разбавленной краски) на участках теней и корпусных красок богатых и интенсивных цветов для формирования светлых тональных участков. Рубенс нанес имприматуру в теплых, желто-коричневых оттенках поверх грунтовки, и если пристальнее всмотреться в прозрачные тона диапазона от средних до темных и темных, вы увидите характерный «полосатый» рисунок, созданный в результате быстрых движений кисти по поверхности грунтовки в процессе тонирования.

img_620

Самсон и Делила (около 1609 г.), Питер Пауль Рубенс

В данной картине Рубенса чувствуется ни с чем не сравнимая экономичность и плавность техники работы на грунтах средних тонов.

maslo21

1. Имприматура в виде полос выполнена смесью сиены натуральной и сиены жженой в процессе энергичной работы широкой щетинной кистью. Перед возобновлением процесса живописи слой имприматуры должен полностью высохнуть.

img_621

2. Затем выполняется набросок углем. После этого частицы угля удаляются с поверхности основы — на ней остается только бледное обозначение форм. Задний план формируется разбавленной, прозрачной смесью земляных пигментов.

img_622

3. Тона в диапазоне oт средних до темных на участках драпировки образованы разбавленными, прозрачными красками. Эта смесь (чуть более густой консистенции) применяется для создания участков наиболее темных теней.

maslo22

4. Тона в диапазоне от средних до светлых и наиболее светлые созданы при использовании белил свинцовых отдельно или окрашенных пурпурной смесью, как показано выше.

maslo23

5. После высыхания красок участки драпировки были переработаны в результате нанесения разбавленных, прозрачных лессировок и добавления ярких световых акцентов с помощью более густой и корпусной краски.

img_625

Поперечное сечение

На поперечном сечении хорошо просматриваются меловая/клеевая грунтовка и слой имприматуры желто-коричневых тонов, белый слой ярких световых акцентов и лессировка разбавленной красной с вкраплениями черно-синих тонов угля.

Живопись на тонированной грунтовке от средних до темных тонов

В соответствии с традицией такие грунтовки применяются для создания эффектов светотени («Кьяроскуро») — сопоставления контрастных тонов, где делается акцент на разнице между ярко и частично освещенными объектами и темными тонами заднего плана. Наиболее эффективная методика заключается в образовании светлых тонов корпусных пигментов на основе темного заднего плана — из самых глубин пространства картины. Создавая тональность заднего плана, старайтесь наносить краску как можно более тонким слоем и избегайте излишков масляных или смоляных компонентов.

Корпусные масляные краски на темной грунтовке

Данная работа сравнительно небольших размеров наглядно иллюстрирует эффект светлых пигментов на поверхности грунтовки темных тонов. Картина демонстрирует легкость, удобство, а также экономичность исполнения, которые позволяют запечатлеть неожиданность и непосредственность мгновения. Это — работа зрелого мастера, которому было необходимо передать в картине только самые существенные признаки события, явления или объекта; ему это удалось с изяществом и уверенностью.

img_626

Сюзанна и старцы (1585 г.), Джакопо Бассано

Выбор цветового тона грунтовки

Благодаря использованию тонированных грунтовок перед художниками открываются огромные возможности, и остается только удивляться, почему они так редко применяют данную методику. Несмотря на то, что большинство традиционных красок составляют охры или умбры в диапазоне от неярких желтых до коричневых, или красные железистые, или сиена жженая в диапазоне от неяркой красной до оранжево-коричневой (с добавлением тускло-зеленых в качестве дополнительных цветов к теплым телесным оттенкам в портретах), ограничений в отношении цвета или тона практически не существует.

Как правило, грунтовка холодных зеленого или синего цветов оказывает общий «охлаждающий» эффект на цветовую гамму картины, тогда как оранжевые/желтые или красные согревают ее. Эти позитивные цвета неизбежно оказывают мощное воздействие на картину, поэтому часто художники выбирают краски более нейтральных цветов. Они не диктуют решения относительно выбора красок на ранних стадиях процесса живописи.

Художник вправе выбирать цветные грунтовки из большого диапазона различных тонов. Тем не менее, если вы хотите работать красками очень светлых тонов или прозрачными пигментами, ваш лучший выбор — это грунтовка светлых охристопалевых или серых оттенков.

Портрет на красной грунтовке

С XVI по XIX век тонированные грунтовки различных оттенков представляли собой почти универсальную методику в живописи Европы. Наиболее популярные тона грунтовки существенно варьировались в зависимости от личных предпочтений художников. Этот незавершенный этюд демонстрирует лицо и часть прически портретируемого, выполненные на непрозрачной грунтовке тусклых оранжево-красных оттенков; в этом случае значительно легче создавать различные вариации бледных телесных тонов. Работая на непрозрачной грунтовке подобного типа, художник полностью полагается на кроющие свойства пигментов.

img_628

Джеймс II в бытность герцогом Йоркским (около 1665-1670 гг.), сэр Питер Лели

Живопись прозрачными и корпусными красками на тонированных грунтовках

Два ряда этюдов, представленных внизу, иллюстрируют различные подходы к работе на тонированных грунтовках. В первом случае изображения были выполнены поверх прозрачной имприматуры на основе сиены жженой. Во втором — те же изображения нанесены на непрозрачную тонированную грунтовку на основе смеси сиены жженой и белил титановых.

В каждом случае чаша с фруктами (в верхнем ряду) была смоделирована только с помощью белил, а затем после высыхания краски покрыта лессировкой на основе разбав-ленных, прозрачных цветных красок. С другой стороны, фруктовая чаша в нижнем ряду выполнена заранее подготовленной смесью кроющих красок.

Техника нанесения лессировок прозрачными красками поверх белого подмалевка (две верхние иллюстрации) придает более яркие, четкие и «свежие» качества изображению по сравнению с непрозрачными вариантами изображения (нижние примеры). Однако в работах, выполненных непрозрачными красками, создана более мягкая атмосфера, а само изображение имеет более завершенный вид. При этом обе техники не исключают друг друга и очень часто комбинируются в одной работе.

Тонирование отдельных частей грунтовки

От тонированной грунтовки, покрывающей всю поверхность холста, до идентификации определенных участков картины слоями подмалевка отдельных цветов — всего лишь один короткий шаг. Великолепным примером является картина «Венера с зеркалом». После того, как картина была порезана суфражисткой, было обнаружено, что художник покрыл грунтовку на основе белил свинцовых слоем темной красной краски, за исключением участка фигуры Венеры (этот участок был оставлен белым). Таким образом, фигура приобрела ярко выделенные, «светящиеся» свойства; подобный вид грунтования обусловил использование различных методов живописи на участках фигуры и заднего плана. Последний был сформирован тонкими слоями лессировок разбавленными красками поверх монохромного подмалевка, в то время как фигура Венеры была вылеплена густыми слоями корпусных красок интенсивных цветов.

img_630

Венера перед зеркалом (1648 или 1649-1651 гг.), Диего Веласкес

img_631

Вариант лессировки 1

Изображения фруктов выполнены белилами поверх имприматуры; после высыхания этого слоя были нанесены лессировки прозрачными красками.

maslo24

Вариант лессировки 2

Здесь использовалась та же техника, что и в примере слева, но в данном случае изображение выполнено на тонированной грунтовке.

img_633

Непрозрачный вариант 1

В этом примере краски смешивались с белилами механически — перед нанесением на холст.

img_634

Непрозрачный вариант 2

Обратите внимание на различия между непрозрачным вариантом на тонированной грунтовке (вариант 1) и на имприматуре (вариант 2).