Другие виды темперных эмульсий

Помимо эмульсий на основе чистого яичного желтка, существует бесчисленное количество рецептов для приготовления эмульсий — их столько же, сколько художников работает в темперной технике — в состав которых, по той или иной
причине, включены дополнительные ингредиенты. Среди ингредиентов необходимо выделить масла, смолы, гуммиарабик, глицерин и клеи. Темпера каждой из рецептур образует пленку краски с различными характеристиками.

Эмульсии на основе яичных/масляных/смоляных составляющих

Основная причина объединения в темпере масел и смол состоит в том, что эти ингредиенты увеличивают время высыхания смеси, позволяя, таким образом, значительно дольше манипулировать краской. Существует и другая причина: считается, что масла и смолы очень эффективны при создании пастозных эффектов в краске, вероятно, благодаря усиливающимся характеристикам вязкости и эластичности. Безусловно, при использовании краски в густых слоях темпера на основе чистого яичного желтка покрывается трещинами. Кроме того, масляные и смоляные эмульсии способствуют увеличению адгезии последующего, перекрывающего слоя масляной краски (см. выше).

tempera18

Этюд - натюрморт темперой на основе яичной масляно-смоляной эмульсий

Этюд с глиняными фигурками был выполнен при использовании полимеризированного масла, даммарного лака и водной эмульсии желтка яйца. Тонкие цветные заливки наносились на подмалевок, выполненный в технике перекрестного штрихования. Подмалевок образовал объединяющую основу-матрицу для последующих, наложенных слоев краски, наносимой в виде перекрестных штриховальных мазков кисти.

Яичная эмульсия на основе гуммиарабика

Практика использования яичного желтка и гуммиарабика уходит корнями в далекие средневековые времена, когда они применялись в качестве средства для работы на пергаменте. Средневековый германский -Страсбургский манускрипт» — трактат, посвященный художественным материалам, содержит множество ссылок, касающихся изготовления красок в аналогичной эмульсии (она, как правило, включала небольшой объем меда в качестве пластификатора и уксус — в качестве консерванта). Если вы хотите приготовить такую эмульсию, смешайте связующее с пигментом — как при создании красок для яичной темперной живописи — и используйте ее в той же манере. Из-за содержащегося в смеси гуммиарабика краска по действию и некоторым свойствам напоминает акварель. Высохшая краска растворяется при нанесении последующего перекрывающего слоя и этот эффект может успешно использоваться для работы в конкретных техниках. Если, например, вы наносите тонкую заливку красной на поверхность кроющей желтой, осторожно и непрерывно разглаживая поверхность влажной кистью в течение короткого периода времени, краски будут сливаться между собой и в результате образовывать оранжевый. Если же повторить этот процесс яичной темперой, процесс растирания поверхности неизбежно бы привел к разрушению первого слоя краски.

Гуммиарабик в составе заливок придает краске легкие, «искрящиеся» характеристики и несколько зернистый вид. В комбинации с невыраженной, «пластиковой» матовостью яичной пленки в более густых слоях гуммиарабик способствует созданию интересных эффектов.

 Гуммиарабик и клеевая темпера

Раствор гуммиарабика, использованный в технике, которая была описана выше, может быть эмульгирован (превращен в эмульсию) при воздействии масел или смеси масел и смол для образования связующего краски, которая по своим свойствам не похожа на яичную темперу. Краска образует твердую пленку, которая после высыхания становится практически невосприимчивой к неосторожным механическим воздействиям: она не образует царапин, но растворяется почти мгновенно при воздействии влажной кисти.

Эмульсии данных видов (которые объединяют в своем составе масла и смолы) растворяются в воде при соблюдении правильных пропорций, но также очевидны их вязкость, клейкость и негибкость вне зависимости от степени эмульгирования.

Клеевая темпера (казеино-масляная темпера)

Для приготовления темперных красок могут применяться различные типы клеев, включая такое клеевое связующее, как казеин. Процесс химического высыхания казеина завершается в течение нескольких часов, после чего он становится абсолютно нерастворимым. В результате разработки винила и акриловых красок казеиновые эмульсии стали использоваться значительно реже, чем в прошлом.