Яичная темпера: техника живописи

С моей точки зрения, традиционная эмульсия на основе чистого яичного желтка является наиболее эффективным средством, отвечающим всем требованиям темперной техники живописи. Она очень устойчива, проста в изготовлении и может придавать работе совершенно уникальные внешние характеристики.

Яичная темпера — идеальный материал, если вы заинтересованы в осторожном и постепенном построении визуальных элементов завершенной картины, а также расположении красок различных цветов в непосредственной близости друг от друга.

Подготовка красок для яичной темперной живописи

Процессы приготовления и хранения пигментов для темперной живописи уже были описаны ранее. Как правило, великолепные результаты в технике яичной темперы демонстрируют непрозрачные пигменты, такие, как краски кадмиевой группы и искусственные минеральные пигменты. Поскольку эти краски наносятся тонким слоем в составе яичной эмульсии, их нельзя считать абсолютно кроющими; было бы правильнее назвать их полукроющими или полупрозрачными. Это свойство пигментов создает в картине ощущение плотности, одновременно сохраняя прозрачность красок.

Прозрачные краски могут использоваться для нанесения лессировок, несмотря на то, что такое применение попрежнему ограничено нанесением единственного мазка — неотъемлемого условия данной техники живописи (даже если мазок выполняется широкой, плоской кистью).

Процесс смешивания яичного желтка и пигмента

Прежде всего, используйте только свежее яйцо. Цветовой оттенок желтка не играет существенной роли, так как его воздействие на характер пигмента крайне непродолжительно. Одного желтка обычно бывает достаточно для работы над картиной в течение одного дня. Смешайте желток с пигментной пастой и добавьте в смесь небольшой объем дистиллированной воды, как описано ниже. Пользуйтесь пластмассовой палитрой с несколькими углублениям и или отдельными фарфоровыми или пластиковыми емкостями (если смешиваете большие объемы красок). Смешайте таким же образом все необходимые вам краски. Пигмент может осаждаться даже при качественном перемешивании, поэтому следует еще раз хорошо смешать краску непосредственно перед применением.

img_555

1. Разбейте яйцо и несколько раз перелейте желток из одной половины скорлупы в другую, чтобы удалить основную часть яичного белка.

tempera7

2. Поместите желток на салфетку, расположенную на ладони, и осторожно «обкатайте» его на поверхности, чтобы салфетка впитала остатки яичного белка.

img_554

3. Придерживая мешочек желтка у края салфетки, проткните его ножом или другим острым инструментом. Вылейте содержимое мешочка в герметично закрывающуюся банку.

tempera8

4. Возьмите немного пигментной пасты из баночки. Добавьте приблизительно равный объем яичного желтка и небольшой объем дистиллированной воды. Перемешайте краску.

Методы живописи в технике яичной темперы

Смешайте некоторый объем приготовленной (как было описано выше) краски с дистиллированной водой, чтобы смесь не становилась слишком вязкой. Наполните кисть краской и удалите излишки абсорбирующей тканью или бумажной салфеткой — так вы сможете предотвратить образование нежелательных и "Неопрятных пятен и клякс в конце каждого нанесенного мазка.

Если краска обладает необходимой и правильной консистенцией, а кисть не перегружена краской, каждый мазок будет отчетлив и однороден по тону. Краска высыхает достаточно быстро, что создает условия для скорейшего, повторного покрытия.

Смешивание красок

Бесполезно и непрактично смешивать краски непосредственно на поверхности основы — тональные и цветовые градации образуются в результате нанесения перекрестных мазков и расположения красок различных тонов и оттенков на близком расстоянии друг от друга. Смешивание красок любого необходимого цвета осуществляется на палитре. Постепенное «выстраивание» тонального и цветового решения картины в технике яичной темперы — процесс длительный и неторопливый: участки работы вновь и вновь требуют повторного, даже многократного нанесения краски.

Другие виды работы кистью

Акцент, сделанный мной на одномазковой природе техники яичной темперы, совершенно не исключает других видов работы кистью. Например, вы можете разбавить краску еще сильнее и нанести тонкие цветовые заливки на участки больших размеров крупными кистями. По уже известным нам причинам (см. главу «Кисти для темперной техники») невозможно создать однородные или однородно градиентные заливки, например, по типу акварели (если, конечно, ширина вашей кисти не совпадает с шириной самой работы и вы можете нанести заливку единственным мазком). Однако иногда бывает целесообразно сделать подмалевок на всем пространстве картины одной разбавленной краской, образуя общую основу-матрицу под слоями традиционных штрихов-мазков.

tempera9

Процесс моделирования темперными красками

Яркость краски любого цвета сохраняется (даже на поверхности другой краски), если нанести достаточное количество мазков.

Этюд: перекрестное штрихование и оптическое смешивание цветов

Данный этюд, изображающий небольшой скошенный луг, выполнен на листе фанеры, покрытой грунтовкой gesso, и демонстрирует визуальную связь между традиционной техникой перекрестного штрихования яичной темперой и свернутыми валками соломы и жнивья. Художник преимущественно выполнял картину маленькой круглой и тонкой кистью с заостренным пучком из мягкого волоса, а первоначальные заливки наносил более крупной плоской щетинной кистью. В работе были использованы французский ультрамарин, виридоновая зеленая, кадмий красный, кадмий желтый темный, умбра жженая и белила титановые — все краски изготавливались в соответствии с описанием, представленным на ранее.

img_561

1. Шероховатый набросок форм и тонов разбавленной смесью умбры жженой. Если подмалевок выполнен в слишком темных тонах, он «охлаждает» тональность красок в последующих слоях.

tempera10

2. Нанесите тонкую заливку разбавленной зеленой над лугом и растительностью в верхней части картины, более глубокий вариант того же цвета над остальными участками работы.

img_559

3. Проработайте верхние участки растительности и дальнего луга, перекрывая тонкие мазки разнообразных — бледных и темных — зеленых, синих, розовых и красных. Нанесите тончайшую сетку белилами титановыми.

img_562

Завершенная работа

Сформируйте участки переднего и среднего планов, используя тонкие мазки; для создания ощущения перспективы мазки переднего плана должны быть несколько крупнее. Нанесите элементы штриховки красного цвета на наиболее темные участки, а мазки белил — на самые светлые участки работы. Постепенно наносите больше красок в результате перекрестного штрихования кистью (оранжевую, синюю, а также бледную и темную желто-зеленую).

Выполните элементы жнивья на переднем плане с помощью красок похожих цветов, применяя вертикальные (и близкие к вертикальным) мазки. И, наконец, переработайте все пространство картины, придавая ему законченность.

Традиционные техники яичной темперы

В трактате Ченнини II Libro dell Arte («Книга искусств»), предназначенном для итальянских художников XV века, детально описывается практическая методика живописи яичной темперой на доске. В трактате содержится полезная информация для любого художника, работающего в данной технике в настоящее время. Ченнини рекомендовал, чтобы, например, элементы заднего плана были созданы до формирования черт лица, чтобы краски всегда связывались соответствующим объемом яичного желтка и чтобы драпировки «тщательно прорабатывались и доделывались подобно изображению воды». Первоначальный рисунок должен быть выполнен древесным углем на доске, покрытой грунтовкой gesso. Большая часть угля впоследствии удаляется птичьим пером. В итоге на основе остаются лишь слабые контуры рисунка. Затем изображение усиливается разбавленной тушью при помощи маленькой тонкой кисти. Все следы угля удаляются с основы. С помощью мягкой кисти с затупленным плоским пучком наносятся тени на некоторых складках драпировки, а также тени на лице — заливкой тушью бледных тонов.

Создание драпировки

Системный подход Ченнини к методике создания драпировки вполне соответствует характеристикам данной техники живописи. Сначала он подготавливает «темные», «средние» и «светлые» тона одной краски. Сперва наносятся краски темных тонов, затем — средних и наконец наиболее светлых. Ченнини подчеркивает, что процесс повторяется до тех пор, пока не будет создан мягкий и совершенный переход между тонами.

Следующая стадия состоит в смешивании красок двух еще более светлых тонов, после чего добавляются чистые белила для создания ярких световых акцентов. Подобным же образом формируются массивы наиболее темных тонов.

Работа над телесными тонами

Техника во многом повторяет процесс создания драпировки, с той лишь разницей, что, в первую очередь, на часть фигуры человека наносится общая заливка смеси земли зеленой и небольшого объема белил. Этот процесс несколько отличается от описания аналогичной техники в настенной живописи, в которой сначала создается лицо, используя зеленоватую (verdaccio) смесь белил, охры темной, черной и красной, впоследствии заштрихованной землей зеленой. После этого на поверхность наносятся краски теплых тонов.