Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Характерные особенности яичной темперы | Темпера
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Характерные особенности яичной темперы

tempera1

Уилтонский диптих (около 1395-1399 гг.), французская школа. Святой Иоанн Креститель — хранитель короля Ричарда II — и святые Эдуард и Эдмунд представляют короля Богородице с младенцем Христом

Уилтонский диптих был создан для короля Ричарда II и использовался им в качестве персонального переносного алтаря. Небольшой масштаб, тонкая мастерская работа и прилив чувств, с которыми он был выполнен, составляют характерные признаки техники яичной темперы. В процессе последовательного и тщательного выстраивания изображения, который необходим для работы в этой технике, образы каждого из персонажей приобретают спокойный, серьезный и торжественный характер. Работа выполнена с чувством достоинства и наполнена ощущением величественности; в то же время она остается свежей и живой, с подчеркнутой «хореографией" кистей рук, трепетанием крыльев и развернутым знаменем-хоругвью. Комбинация ультрамарина синего и сусального золота (золотой фольги) в тонкой позолоте при воздействии небольших мазков красной краски на знамени вносит в диптих оживление и энергию.

Характерные особенности яичной темперы

Приготовление яичных темперных красок — достаточно простой процесс; эффекты прозрачных и полупрозрачных цветов, создаваемые яичной темперой, совершенно уникальны. Как правило, краски наносятся на белую грунтовку gesso круглой колонковой или нейлоновой кистью серией штрихов-мазков. В этом отношении данная техника живописи приближается к рисунку и сравнима с техникой цветного карандаша, который образует тон и цветовые эффекты в результате многократного наложения штрихов. В живописи яичной темперой каждый мазок сохраняет автономность формы, так как краска высыхает в течение нескольких секунд и мазок не смешивается с красками смежных цветов. Однако яичная темпера радикально отличается от цветных карандашей яркостью и прозрачностью каждого мазка. Развивая и «выстраивая» элементы картины в процессе медленного и постепенного на-несения перекрестных мазков, художник создает оптические эффекты наложения полупрозрачных красок, которые привносят в работу разнообразие, изысканность и ощущение глубины — именно эти качества характерны для лучших картин в данной технике. Яичная темпера на жестких основах представляет собой особенно устойчивое и светостойкое средство. Тем не менее следует учитывать, что при первичном высыхании в результате испарения влаги пленка краски остается мягкой и может легко повредиться из-за воздействия воды или неосторожного обращения. Содержащиеся в краске масла со временем начинают затвердевать:  это — очень медленный процесс. Наконец, пленка полностью затвердевает и ее поверхность становится практически водостойкой: ее можно покрыть лаком или отполировать мягкой тканью до образования характерного блеска.

В прошлом художники применяли яичную темперу для создания подмалевка к работам, которые впоследствии покрывались лессировками на основе масляных красок. Прозрачные лессировки маслом образовывали заключительные слои в картине. Преимущество этого метода заключалось в коротком периоде высыхания подмалевка, что позволяло быстро наносить верхние слои красок. В техническом отношении такие методики не лишены здравого смысла.

Существование различных типов эмульсий для яичной темперы, включая быстровысыхающие масла и смолы, привело к многочисленным спорам по поводу конкретных методов и средств живописи, применявшихся известными художниками прошлого.

Темперные эмульсии

Поскольку данное средство во многом основывается на ингредиентах домашнего приготовления, нет ничего удивительного в том, что количество рецептов для создания темперных эмульсий значительно превышает количество возможных связующих составов в любой другой технике живописи. По моему мнению, собственно яичный желток уже представляет собой отличную темперную эмульсию. Может также использоваться целое яйцо, и многие художники вводят в состав основной смеси масляные или масляно-смоляные вещества, чтобы упростить определенные манипуляции красками.

Смеси, объединяющие эмульсии на основе гумми (камеди) и масла или гумми (камеди), масла и смол, высыхают в течение длительного времени и, следовательно, позволяют дольше манипулировать краской.

img_543

Выбор ингредиентов для темперных красок и эмульсий

1 Яичный желток
2 Очищенная (дистиллированная) вода
3 Пигментный порошок (пудра)
4 Полимеризованное масло
5 Даммарный лак
6 Гуммиарабик
7 Казеин

 Основы и грунтовки для темперной живописи

Традиционная грунтовка gesso — идеальный материал для темперной техники, но ее качественное нанесение возможно лишь на жестких основах, таких, как деревянная доска или древесноволокнистая плита. Эластичность высохшей темперной пленки может оказаться слишком низкой для того, чтобы «послушно» подчиняться любым изгибам холста и выдерживать последствия его подвижных характеристик. Грунтовка gesso обладает оптимальной степенью абсорбции к мазку темперной краски и не поглощает весь связующий материал. (При необходимости, степень абсорбции может быть модифицирована с помощью дополнительного тонкого слоя разбавленного клеевого связующего.)

Подготовка грунтовки gesso

Характеристики грунтовки gesso были в основном описаны ранее. Работая в темперной технике живописи, я обычно использую желатин, приготовленный на водяной бане в пропорции 75 г клея на 1 литр воды. Наношу на все плоскости доски-основы предварительный тонкий слой и после его высыхания покрываю поверхность полноценным, плотным слоем состава. Вы можете покрыть доску тонкой льняной или (промасленной) муслиновой материей свободного тканного плетения. После покрытия доски составом gesso ее поверхность становится гладкой — с материей или без нее, которая в действительности только улучшает прочность грунтовки gesso. Расположите материю на поверхности доски, затем нанесите горячий клей в самом центре материи с помощью кисти и разровняйте его к краям и далее — на оборотную сторону доски.

После полного высыхания клея наношу грунтовку gesso. Я использую осажденный мел и белила титановые в пропорциях приблизительно 9:1. При таком соотношении формируется особенно гладкая, белая поверхность. Традиционно горячий клей смешивается с мелом и пигментом до образования консистенции жидкой сметаны, после чего перед применением смесь фильтруется.

Хорошо втирайте первый слой в поверхность доски и с помощью пальцев разотрите поверхность, чтобы удалить с нее любые пузырьки и неровности. Последовательно нанесите слои плоской щетинной кистью (она должна быть расположена под прямым углом), постепенно наращивая покрытие равномерной и оптимальной толщины. Дайте возможность доске полностью высохнуть.

Стремясь создать гладкую поверхность грунтовки gesso, следует использовать электрический шлифовальный станок с непрерывной абразивной лентой мелкой зернистости — это наиболее эффективный метод (в качестве альтернативы зачищайте поверхность наждачной бумагой вручную).

 Палитра для темперной живописи

Среди пигментов, которые легко вступают в контакт с водой и обладают хорошими светостойкими характеристиками, можно выделить большое количество синтетических неорганических пигментов, таких, как:
• кобальт синий (хорошо перетирается),
• индийская красная (зернистая при перетирании),
• венецианская красная (очень зернистая при перетирании),
• марсы (легко поглощают воду и хорошо перетираются; очень быстро становятся вязкими и клейкими).

Как правило, хорошо перетираются натуральные и кальцинированные земли. Сиены жженая и натуральная - обладают низкой степенью образования зернистости; качественно перетираются и приобретают блестящий и шелковистый вид, что сближает их с землей зеленой. Охра желтая и умбра натуральная — обычно зернисты на начальной стадии процесса перетирания, но в дальнейшем хорошо перетираются и смешиваются.

Другими полезными пигментами, которые не представляют серьезных проблем, связанных со смачиванием и перетиранием, являются:
• французский ультрамарин,
• виридоновая зеленая (первоначально зернистая, но легко перетирается),
• белила титановые (очень хорошо смачиваются и перетираются),
• черная слоновая кость.

tempera2

Рекомендуемые пигменты:
1 Кадмий красный
2 Хинакридон красный
3 Марс красный
4 Индийская красная
5 Венецианская красная
6 Марс оранжевый
7 Кадмий желтый
8 Охра желтая
9 Сиена натуральная
10 Сиена жженая
11 Умбра натуральная
12 Умбра жженая
13 Кобальт синий
14 Ультрамарин
15 Виридоновая зеле-ная
16 Земля зеленая
17 Черная слоновая кость
18 Белила титановые

Процесс перетирания пигментов

Следует всегда располагать необходимым объемом пригодных к применению пигментов — по крайней мере, для живописи в яичной темперной технике. С этой целью перетирайте пигменты в дистиллированной (очищенной) воде и храните их в плотно закрытых банках. Работая в относительно небольшом формате, который обычно ассоциируется с темперной живописью, вы задействуете очень маленький объем пигмента, поэтому необходимо изготовить такое количество каждой краски, чтобы наполнить небольшие баночки емкостью 50 мл. Этого будет вполне достаточно для выполнения нескольких работ.

Намереваясь воспользоваться красками, возьмите небольшой объем пасты из банки и смешайте ее с равноценным объемом темперной эмульсии (если она растворима в воде). Работая масляной темперой, перетирайте и подготавливайте пигменты непосредственно в эмульсионном связующем.

Приготовление пигментных паст

Перед процессом перетирания образуйте из пигмента пасту, используя дистиллированную воду (см. иллюстрации ниже). Процесс перетирания красок может быть простым или сложным в зависимости от используемого пигмента (см. ниже). Со временем вы приобретете некоторый опыт и сможете самостоятельно определять момент, когда частицы пигмента хорошо диспергированы в дистиллированной воде — вид и характер смеси будет существенно отличаться от гранулированной пасты, полученной при элементарном смешивании ножом-мастихином для палитры.

tempera3

1. Расположите горсть пигмента на стекле. В середине горсти сделайте небольшое углубление. Налейте в углубление небольшой объем воды.

tempera4

2. Пользуясь ножом-мастихином для палитры, намочите весь пигмент при перемешивании, растирании и т. д. — пигмент должен стать влажным.

tempera5

3. Затем приступайте к перетиранию пигмента. Выполняйте процесс плавными, круговыми движениями пестика-куранта.

tempera6

4. После приготовления пигмента поместите смесь в баночку небольшой емкости. Добавьте немного дистиллированной воды и плотно закройте.

Метод работы со «сложными» пигментами

Некоторые пигменты очень плохо поддаются смачиванию — это особенно касается пигментов групп ФЦ и Азо желтых, которые настолько легки и воздушны, что требуется весьма продолжительный промежуток времени для установления связи между их частицами и водой. Кроме того, требуется больше времени для перетирания данных пигментов — не для измельчения пигмента и уменьшения размеров его частиц, а для обеспечения равномерного смачивания. Принято считать, что в результате добавления в смесь спирта улучшается смачивание частиц пигмента.

Кроме того, можно получать водные дисперсии современных, синтетических органических пигментов, изготавливаемых производителями пигментов для улучшения дисперсии в виниловых эмульсиях производителей красок. Я испытал их в комбинации с яичными эмульсиями, и, как мне показалось, они могут представлять собой более простую альтернативу в работе. Не так давно пигменты стали выпускаться в гранулированной форме, что снижает количество образуемой пыли и улучшает процесс дисперсии.

Кисти для темперной техники

Наиболее пригодные кисти для создания эффектов «штриха одним мазком» (характерных эффектов для темперной живописи) являются круглые тонкие колонковые кисти с длинным заостренным волосяным пучком или их синтетические эквиваленты. Поскольку техника штрихования подразумевает смешивание темперы с водой, наполнение кисти и частичного удаления краски с пучка — во избежание формирования неприглядных капель и пятен краски на самом конце мазка, пользуйтесь кистью с длинным волосяным пучком. Кисти с длинным волосяным пучком удерживают больший объем краски и образуют более протяженный мазок, чем их короткие эквиваленты. Одна из замечательных характеристик яичной темперы состоит в том, что разовое наполнение кисти краской — даже после частичного ее удаления салфеткой — позволяет наносить большое количество качественных мазков.

Другие виды кистей, пригодных для техники яичной темперы, включают колонковые кисти в птичьем пере, тонкие, круглые линейные с заостренным пучком и каллиграфические с заостренным или плоским сверхдлинным пучком.

Техники работы кистью

Важный элемент работы—умение ограничить движения кисти всего лишь одним мазком, независимо от типа используемой кисти — тонкой колонковой или широкой щетинной. Если вы немедленно нанесете повторный мазок или разотрете его поверхность кистью, пленка краски начнет «засоряться» и распадаться. Нижние слои начинают разрушаться и даже в грунтовке могут возникнуть признаки размягчения.

img_551

Кисть с длинным, заостренным кончиком

img_550

Кисть с длинным плоским кончиком