Стадии темперной живописи

«Манчестерская Мадонна» демонстрирует некоторые из стадий подмалевка, практиковавшегося художниками в конце XV века. Среди них следует отметить нанесение подмалевка телесных тонов землей зеленой (хорошо видимых на участках фигур в левой части картины). Кроме того, моделирование форм синего одеяния Мадонны было приостановлено на стадии подмалевка в серых тонах — с использованием техники перекрестного штрихования для создания пространственного объема на складках ткани. Ченнини описывает похожий метод создания подмалевка для синей мантии Девы Марии. Он советует художникам моделировать участок от двух до одной смеси красок sinoper (оксид железа; красная) и черной, перед тем как нанести на драпировку два или три слоя ультрамарина и последовательно тонировать складки смесью индиго и черной, прибегнув к помощи кончика кисти.

img_563

Мадонна с младенцем, Святым Иоанном и ангелами («Манчестерская Мадонна»)
(1475-1564 гг.), Микеланджело

Подмалевок и последующие слои красок

Ченнини рекомендует, чтобы в технике яичной темперы на досках verdaccio — зеленоватая (см. выше), использованная для тонировки участка головы, была смешана с белилами. Поскольку этот живописный материал придает определен-ную прозрачность даже наиболее корпусным пигментам, любой сильный тон или цвет, нанесенный до цветных прописок, оказывает существенное влияние на их свойства. Поэтому форма головы, выполненная в виде монохромного подмалевка, например, черной краской, будет иметь характерный «холодный» вид. даже после нанесения теплых красок телесных тонов.

Этот принцип может быть успешно использован, например, с красками в диапазоне от средних до светлых тонов, которые перекрываются более темными тонами дополнительных цветов. В этом случае белый цвет грунтовки способствует усилению прозрачных характеристик картины. Однако различия между подмалевком и перекрывающим слоем могут быть совершенно случайными и произвольными — в особенности при использовании техники тонкого перекрестного штрихования, так как на поверхности нижнего слоя не формируется единой, общей пленки краски.

Монохромный подмалевок

Подмалевок рассматривается как промежуточный этап работы, но он может принимать множество форм. Подмалевок бывает монохромным т. е. созданный несколькими тонами единственной краски). Различные тона могут быть образованы в результате постепенного разбавления краски в воде до тех пор, пока в смеси едва заметен оттенок краски; или В процессе медленного добавления большего объема белил, что приводит к созданию более интенсивного спектра красок в подмалевке. Выбранный цвет оказывает значительное влияние на характер красок, использованных в последующих слоях, а также создает объединяющий эффект в завершенной картине. Диапазон тонов должен оставаться в пределах от средних до светлых, если художник хочет, чтобы цвета наложенных слоев сохранили свою яркость и блеск.

Создание монохромного подмалевка высокой степени разрешения и четкости оправдано лишь в тех случаях, когда его качества остаются видимыми в завершенной картине. Это происходит только в случае использования прозрачных или полупрозрачных красок в последующих перекрывающих слоях — подобно подкрашиванию черно-белой фотографии. Подмалевок меньшей четкости и разрешения (содержащий тем не менее все основные формы и участки теней в виде наброска) обусловливает возможность более детальной проработки изображения в верхних перекрывающих слоях. Подмалевок не обязательно должен быть монохромным: однако каждый участок формы или тени наносится краской, соответствующей по контрасту или близким свойствам краске верхнего слоя.

Подмалевок для изображения высокой четкости

Портрет ребенка, представленный ниже, выполнен при использовании «рисовальной» техники перекрестного штрихования, чтобы создать тональный диапазон в слое подмалевка. Тональность отдельных линий однородна и неизменна, но краска позднее была разбавлена еще сильнее для того, чтобы образовать на некоторых участках более светлые серые. Характер изображения показывает, что такая техника может применяться в сравнительно более раскованной манере письма.

tempera11

Подмалевок

Данная работа была выполнена черной слоновой костью в технике яичной темперы при использовании методики рисунка перекрестным штрихованием, включая также технику нанесения точек.

img_565

Фрагмент завершенной работы

В данной работе четко просматривается переплетение цветных тонких линий, которые обволакивают форму лица и определяют его черты. В процессе работы над фигурой человека в технике яичной темперы более целесообразно использовать не прямые, а изогнутые и кривые линии, которые характерны для мягких контуров объекта живописи.

tempera12

Завершенная работа

Общая заливка землей зеленой была нанесена на поверхность основы отдельными, вертикальными мазками, тесно примыкающими друг к другу, и без повторного нанесения; а сам объект был создан перекрывающими слоями краски. Объект остается достаточно холодным по тональности из-за очень темных тонов подмалевка, выполненного черной слоновой костью.

Построение изображения по стадиям

Темперная живопись выстраивается постепенно, в процессе осторожного выполнения нескольких стадий, и картина «Портрет молодой женщины» (справа) кисти Гирландайо — замечательный пример работы в данной технике. Особый интерес представляет методика проработки участков белой, тонкой и просвечивающейся верхней одежды, которая создает форму в виде буквы «V» в области шеи женщины и выполняет функции прозрачной вуали выше выреза ее красного платья. Если бы картина была написана в масляной технике, художник покрыл бы этот участок цельной, полупрозрачной лессировкой: однако в живописи яичной темперы для этого потребовалась серия тонких, полупрозрачных белых штрихов-мазков.

img_566

Портрет молодой женщины (около 1490 г.), Гирландайо

Картина несет в себе все характерные признаки живописи яичной темперой. Она убедительно демонстрирует изысканную красоту этого живописного материала. В деликатности подхода к нанесению тончайших штриховальных мазков, которые моделируют и определяют форму, выражен чувственный и спокойный характер модели.

tempera13

1. С помощью щетинной кисти на поверхности формы быстро создается однородный тон — в диапазоне от среднего до светлого — смеси охры желтой, белил титановых (заменяющих белила свинцовые) и небольшого объема кадмия красного (заменяющего киноварь).

tempera14

2. Кроме того, на поверхность формы быстро наносится еще более однородный (но и более глубокий) тон смеси кадмия красного и белил титановых. Комбинированный эффект этих двух слоев красок должен создать основу — достаточно интенсивный подмалевок — для красного цвета платья.

tempera15

3. На данной стадии наносится лессировка на основе кадмия красного с использованием высокой пропорции яичной эмульсии — с помощью мягкой круглой кисти с длинным пучком. Важный элемент техники: краска наносится очень быстрыми движениями кисти до полного покрытия поверхности слоем однородного тона.

img_571

4. Участки одежды белого цвета образованы тонкими мазками маленькой круглой кисти с длинным волосом. Непрозрачность белых участков можно корректировать в зависимости от количества белого пигмента в яичном желтке и объема краски на кисти.

tempera16

5. Участки парчовой ткани зеленого цвета созданы при использовании земли зеленой и белил титановых. Это — наиболее выступающие участки поверхности краски в оригинальной картине.

tempera17

Поперечное сечение

Мы можем увидеть все слои красок картины в данном поперечном сечении — от густой, плотной полосы грунтовки gesso у самой нижней границы до земли зеленой в структуре парчи (в самой верхней части сечения).