Темпера

В ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ СВЯЗУЮЩИМ ВЕЩЕСТВОМ для пигмента являются или натуральная эмульсия, как, например, яичный желток, или искусственная эмульсия, такая, как гумми (камедь), или клеевая эмульсия. Важнейшая характеристика эмульсии состоит в том, что она состоит из стабильной смеси или взвеси двух видов жидкости, которые при нормальных условиях не смешиваются между собой, таких, как масло и вода. Составы, используемые в темперной живописи, обычно представляют собой водорастворимую или водомасляную (по типу «масло в воде») эмульсии, в которых масляный ингредиент образует в воде стабильную взвесь в виде мельчайших капелек. Однако существуют также эмульсии типа «вода в масле», в которых мелкие капельки воды взвешены в масляной жидкости.

Наиболее обычная форма темперной живописи — яичная темпера, которая является водорастворимой. Яичный желток представляет собой натуральную эмульсию, которая при смешивании с пигментами и дистиллированной или очищенной водой образует быстровысыхающее средство для живописи с хорошими рабочими свойствами и характерными особенностями. Этот материал традиционно используется в работах, которые выполняются осторожно и в мед-ленном темпе. Яичная темпера плохо совмещается с прямой, непосредственной техникой живописи, которой свойственны густые и плотные слои краски на поверхности холста. В данной технике краски наносятся тонкими мазками в процессе многократного и систематического наложения слоев. Своей уникальностью темпера отчасти обязана возможности множественного перекрывания мазков краски без малейших потерь качеств и свежести картины — это свойство в других средствах живописи выражено в значительно меньшей степени. В действительности цвет и форма самого первого нанесенного слоя краски оказывают воздействие на характер всех последующих слоев.