Использование тонированной бумаги

Являясь по природе непрозрачным материалом для живописи, гуашь может эффективно использоваться на серой или цветных видах бумаги средних тонов. Поскольку степень непрозрачности заметно варьируется в зависимости от консистенции краски и типов примененных пигментов, цвет бумаги оказывает влияние на внешний вид гуаши — тон бумаги может слабо просматриваться сквозь слой краски, и, кроме того, это влияние может чувствоваться при сопоставлении тонов бумаги и краски, расположенных рядом. Обратите внимание на то, что нанесенная на тонированную бумагу краска теряет интенсивность цвета в отличие от той же краски на белых основах.

Гуашь на белой и тонированной бумаге

На левой иллюстрации показан кувшин, выполненный на белой бумаге; кувшин справа нанесен на поверхность общей заливки акриловой краски (сиены жженой) средних тонов. Художник старался сделать изображения как можно более идентичными. Каждый обладает своими положительными свойствами. На белой бумаге цвета выглядят чистыми и яркими, хотя картина не обладает глубокими и более разнообразными визуальными характеристиками работы, выполненной на тонированной бумаге.

 

Кувшин, написанный на белой бумаге

В работе очевидны «свежие» и чистые цвета.

img_532

Кувшин, написанный на тонированной бумаге

Здесь ощущается мягкий, «сглаженный» колорит.

Эффекты на основе цвета заднего плана

В данных примерах использовались одни и те же смеси гуашевых красок, нанесенные на бумагу белого и оранжево-коричневого тонов. В каждом случае цвет смеси верхнего ряда полностью соответствовал цвету смеси, расположенной непосредственно под ней в нижнем ряду. Разница между образцами заключается в воздействии на характеристики цвета тонов заднего плана. Если краска наносится тонкими слоями (как в примерах 2 и 6. а также 4 и 8). чувствуется значительное отличие между тоном краски на тонированной бумаге коричневого цвета и тоном той же краски, нанесенной на белую бумагу. Если белая гуашь является частью разбавленной смеси (как в примерах 2 и 6), белая попрежнему может просматриваться на фоне коричневой. Если же смесь не содержит белил (как в примерах 4 и 8), цвет прозрачной лессировки на фоне коричневого тона полностью трансформируется. Но даже в более корпусных и густых смесях (как в примерах 1 и 5. а также 3 и 7) чувствуется существенная разница в тональных характеристиках краски: меловой тон в примере 5 заметно отличается от тона в примере 1. несмотря на то. что они образованы одной и той же краской.

img_534

Гуашевые смеси на белой и тонированной бумаге

1 и 5 Охра желтая и белила титановые с небольшим объемом зеленой ФЦ (густая смесь).
2 и 6 Охра желтая и белила титановыеmс небольшим объемом зеленой ФЦ (разбавленная смесь).
3 и 7 Зеленая ФЦ с небольшим объемом белил титановых и охры желтой (густая смесь).
4 и 8 Зеленая ФЦ с небольшим объемом белил титановых и охры желтой (разбавленная смесь).

Этюд с яблоней

Представленная здесь картина выполнена гуашью; это — современная интерпретация хорошо известной техники пейзажной живописи на основе теплого, коричневого цвета. Цвет участков неба образован кроющей краской сквозь переплетение ветвей, а тон бумаги действует в качестве нижнего объединяющего цвета для всех элементов картины. Темные тона массивов листвы и ветвей образованы тонкими заливками синих/коричневых цветов, в то время как светлые участки картины созданы полупрозрачными и кроющими смесями желтых/зеленых и желтых/белых.

guash5

1. Сделайте предварительный рисунок кусочком угля. Удалите угольную пыль с поверхности для предотвращения ее контакта с красками. На поверхности образуется «остаточное» изображение.

guash6

2. Смешайте достаточный объем красок для двойного покрытия участков неба; используйте смесь белил титановых и голубой ФЦ.

img_536

3. Работая над участками растительности на заднем плане, применяйте смесь охры желтой и зеленой ФЦ. Создавая массивы темных тонов, добавьте в смесь умбру жженую.

img_535

4. Смесью синих / коричневых нанесите наиболее темные ветви и листья. После ее высыхания перепишите участки неба.

img_537

5. Образуйте более светлые тона на участках ветвей смесями желтой, зеленой и белил; добавьте и проработайте детали.

img_538

Завершенная работа

Зеленые ветви бледного оттенка были выделены в результате использования вспомогательных материалов для гуашевой живописи.