Краски нижнего и верхнего тонального диапазона

Акварельная техника предоставляет художнику неограниченные возможности для создания работ, которым свойственны глубина и изысканность, яркость и спонтанность. Работа красками нижнего тонального диапазона
обусловливает богатство и разнообразие тональных характеристик картины, а также ее неповторимую атмосферу (см. иллюстрацию ниже).

Тональная глубина на основе лессировок

Некоторые из наиболее изящных эффектов образуются на основе красок, нанесенных чистыми тонкими повторными заливками. Мост в данной картине выполнен тончайшей заливкой желтого тона — вероятно, сиены натуральной. Участок тени на мосту образован наложением тонкой лессировки синего цвета. Заливка равномерного тона создает благоприятный, однородный фон для передачи силуэта лошади. Подобным же образом заливки коричнево-розовых тонов земли на участке арки моста были повторно нанесены на их отражения в воде и затем перекрыты заливкой синего тона. Основные элементы движения от темных тонов к светлым по всему пространству работы переданы при использовании цветовых заливок на участках теней. Равновесие в картине поддерживается формой дерева крупных размеров в тени непосредственно над правой стороной моста и валунами в тени, расположенными симметрично под мостом. И снова тональная глубина достигается не смешиванием краски темного тона в одной заливке, а наложением тонких и бледных повторных лессировок.

 

Мост Грета (1810 г.), Джон Сэлл Котман

Оптический метод смешивания красок верхнего тонального диапазона

Современные синтетические, органические пигменты образуют широкую гамму чистых и ярких цветов верхнего тонального диапазона; они охотно применяются художниками благодаря таким качествам, как яркость и прозрачность. В данном случае традиционный пейзаж обычного формата был создан при использовании лишь четырех из этих пигментов: голубая ФЦ, зеленая ФЦ, хинак-ридон розовый и ариламид желтый.

На методы живописи повлияли визуальные свойства пейзажа на экране видеомонитора, который своими крохотными пятнышками чистого цвета вызывает к жизни стиль, близкий искусственной, синтетической форме импрессионизма. Мазки или штрихи краски чистых цветов наносятся на основу без использования техник смягчения или создания плавных тональных переходов. Каскад тонов выстраивается повторным наложением мазков, а яркие световые эффекты сохраняются благодаря применению маскирующей жидкости. В завершенной работе чувствуется глубина и фактура.

img_512

Картина написана с использованием многочисленных черточек, штрихов и точек желтой, розовой, синей и зеленой со смесью розовой/синей — единственной физической смесью в пейзаже.

img_514

Фрагмент переднего плана картины, представленной выше

При более близком рассмотрении работы можно обнаружить мазки краски чистого цвета, нанесенные наложением или расположенные один возле другого. При взгляде на картину с некоторого расстояния глаз зрителя не различает и не воспринимает эти цвета отдельно; они «смешиваются» оптическим методом, образуя более цельные участки цвета.