Смягчение краев-контуров

Основной проблемой для некоторых художников является «жесткая» линия, которая образуется вокруг краев окрашенной формы при высыхании краски. Особенно часто это происходит, когда для создания формы используется очень влажная краска на поверхности сухой бумаги. Если четкая, жесткая грань — именно то, чего хочет художник, проблемы не существует в принципе. Однако, с другой стороны, если художнику необходим менее откровенный и резкий переход от одного элемента изображения к другому, существуют разнообразные техники смягчения края-контура, которыми он может воспользоваться: все они так или иначе связаны с методикой нанесения на основу небольших объемов воды.

Методы смягчения краев-контуров

В этой технике мы можем обнаружить множество способов смягчения жестких контуров «по сухому» — все зависит от количества типов кистей и степеней влажности бумаги. Примеры, представленные на нижней иллюстрации, были выполнены на бумаге одного типа; тем не менее вы можете экспериментировать в создании таких же эффектов на бумаге различной степени абсорбции и разнообразной фактуры.

img_484

1 Без использования методов смягчения; частицы пигмента аккумулируются по периметру.
2 Используя мягкую, смоченную в чистой воде кисть, смягчите края формы, пока краска сохраняет влажность. Поверхность бумаги под краской увлажняется кистью, которая разглаживает жесткий контур краски. Краска растекается на поверхности влажной бумаги.
3 Работа на несколько более крупном и влажном участке обусловливает свободное движение краски на более широком пространстве.
4 Нанесение очень влажной и тонкой полосы вокруг жесткого контура формы создает эффект совершенно иного характера. В данном случае вода втекает непосредственно в пигмент и рассеивается в нем, а не наоборот. При этом следует дать возможность краске осесть в течение нескольких минут после нанесения воды.
5 Щетинная кисть с длинным волосяным пучком смягчает жесткие края участков влажной краски. В данном примере резкий контур формы был разглажен и смягчен в результате двух плавных мазков кисти типа «фундук» № 4, смоченной в воде.
6 Вы можете смягчить края высохшего участка, используя увлаженную кисть с упругим и жестким пучком. Некоторые художники обрезают пучок старой кисти, образуя небольшую кисть с пучком, напоминающим обрубок (см. колонку справа).
7 Вокруг контуров высыхающей краски был нанесен — тонким слоем — небольшой объем чистой воды. Частицы пигмента собрались в миниатюрные «грязевые отмели».
8 Краска свободно рассеивается в широкой полосе чистой воды, нанесенной за пределами окрашенного контура.

img_482

Подрезание пучка старой кисти

Изношенная щетинная кисть может оказаться полезной в технике смягчения жестких краев-контуров высохшей акварельной краски.