Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Технический прием «сырым по сырому» | Акварель
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Технический прием «сырым по сырому»

Техника живописи "сырым по сырому" подразумевает нанесение краски на предварительно увлаженную поверхность бумаги: она может быть увлажнена водой или слоем еще невысохшей краски. Создаваемые в этой технике эффекты невозможно воспроизвести никакими другими средствами (за исключением, вероятно, акриловых красок). Некоторые из данных эффектов были рассмотрены нами на странице «Техники акварельных заливок». Увлажняйте лист бумаги так, как будто наносите заливку водой.

Процесс нанесения и смешивания цветовых заливок

Техники «сырым по сырому» часто используются на участках крупного размера для создания градиентных заливок (см. с. 139). Кроме того, они образуют основу метода естественного и плавного смешивания красок, в результате которого между полосами различных цветов создается мягкий тональный переход. Количество повторно наносимых заливок практически не ограничено при условии, что перед нанесением последующих объемов воды и краски поверхность бумаги полностью высохла. Работая в этом ключе, художник может создавать интересные и очень глубокие тона. Стараясь лучше контролировать мягкость и плавность перехода из одного цвета в другой, изменяйте положение доски или альбома в процессе работы.

akvarel46

Нанесение краски на поверхность влажной заливки

Здесь представлена влажная бумага с некоторым объемом разбавлен-ной смеси сиены натуральной.

akvarel48

«По сырому»

Церулеум синий и сиена натуральная были нанесены на поверхность влажной бумаги: затем наносились мазки кадмия лимонного.

akvarel47

Смешивание заливок

Ультрамарин фиолетовый, кобальт синий, кадмий лимонный и светостойкая розовая были нанесены на влажную бумагу и смешались между собой.

akvarel49

Наложение красок

На поверхность основы были нанесены ультрамарин фиолетовый, светостойкая розовая и кадмий лимонный. Затем на еще влажные краски этюда были наложены повторные мазки этих красок.

 Рисунок в технике «сырым по сырому»

Художник может выполнить рисунок объектов и их форм непосредственно на влажной бумаге, используя тонкий кончик маленькой круглой колонковой кисти: кистью необходимо работать быстро и легко.

 

Рисунок «по сырому»

Рисунок следует выполнять при горизонтальном положении основы. В данном случае использовался совершенно мокрый лист бумаги холодного прессования: излишки влаги были удалены, а рисунок выполнялся в спонтанной манере на влажной поверхности с помощью свернутого в точку пучка колонковой кисти и акварели, практически обладающей консистенцией краски из тубы.

Контроль текучести краски

Несмотря на возможность создавать интересные и спонтанные эффекты, техника «сырым по сырому» иногда обеспечивает успех работам, которые выполняются под достаточно жестким контролем со стороны художника. Существует ряд различных методов контроля и регулирования текучести и распределения краски.

• Обращайте внимание на абсорбирующие характеристики бумаги. На хорошо проклеенных видах бумаги краска «перемещается» эффективнее и быстрее.
• Выбирайте верный тип бумаги. Метод прессования, использованный в процессе ее производства, оказывает существенное воздействие на пригодность бумаги для работы в технике «сырым по сырому».
• Смешивайте краски до образования правильной концентрации. Текучие характеристики разбавленных красок значительно выше по сравнению с неразбавленными.
• Поднимайте и наклоняйте лист бумаги, чтобы краска распределялась во всех направлениях.

Спонтанные эффекты в технике «сырым по сырому»

Если бумага натянута качественно и, кроме того, однородно увлажнена, капелька краски с кончика хорошо наполненной кисти распространяется на ее поверхности равномерно во всех направлениях. Края капельки приобретают привлекательный, «перистый» характер, ее тон постепенно осветляется по мере растворения краски. При использовании ненатянутой, плохо натянутой и слишком легкой бумаги влажный лист деформируется, а краска стекает и собирается на самых низких участках и во впадинах.

akvarel50

1. Смешайте краски до образования достаточно густой консистенции, которая будет быстро расплываться и распространяется по поверхности бумаги.

akvarel51

2. Стараясь сохранить индивидуальную «свежесть» красок, не допускайте контакта между колерами на поверхности.

akvarel52

3. Для выделения центральной формы, осторожно проработайте участки вокруг нее.

img_455

Эффект в завершенном этюде

Данный пример иллюстрирует мягкий и естественный характер распространения краски и создания на бумаге плавных тональных переходов.

Пейзаж в технике  «сырым по сырому»

Эмиль Нольде (1867-1956) в течение своей жизни экстенсивно применял акварельные краски, часто работая на пленэре зимой; он включал в свои наброски разнообразные эффекты, созданные на влажной поверхности бумаги под воздействием льда и снега. Его спонтанный, решительный и быстрый метод живописи создал благодатную основу для разнообразных эффектов в технике «сырым по сырому» — зрителю кажется, что краски живут собственной жизнью, самостоятельно передвигаются и сливаются между собой над поверхностью основы.

img_456

Пароход и пылающее вечернее небо (около 1940 г.), Эмиль Нольде

 Эффекты в технике «сырым по сырому»

Как бы вы не пытались обеспечить наилучшие условия для работы в технике «сырым по сырому» — в отношении степени влажности, объема краски, размера кисти и т. д., тем не менее в процессе живописи всегда обнаруживается какой-либо неконтролируемый элемент, позволяющий средству «выполнять» на бумаге свой собственный рисунок. И это придает технике «сырым по сырому» очарование и свежесть.

akvarel53

«Пловец 1», выполненный «по сырому»

На бумагу была нанесена общая заливка чистой водой, после чего последовала одно— или двухминутная пауза. Затем на поверхность был нанесен контур при использовании кончика маленькой колонковой кисти и смеси серой (Paynes Grey) и светопрочной розовой (Permanent Rose) — их консистенция напоминала краску в тубе. Потом колонковыми кистями на соответствующих участках были нанесены: очень разбавленный кадмий красный (для создания корпуса пловца), кадмий лимонный (для его костюма) и сиена жженая (для участка волос). Наконец, голубая ФЦ была использована для обозначения массива воды вокруг контура. Рисунок был полностью завершен, пока поверхность бумаги еще оставалась влажной.

img_458

«Пловец 2», выполненный на увлажненной бумаге

В данном варианте формы тела, костюма и волос были сначала написаны на увлаженной бумаге, а вслед за этим вокруг них были добавлены синий и зеленый для создания участков воды. Все краски начали смешиваться между собой непосредственно на влажной поверхности листа. После этого был немедленно нанесен контур и все элементы объединились, формируя полноценное изображение.