Техники акварельных заливок

Успешность акварельной живописи как вида изобразительного искусства в огромной степени зависит от способности художника контролировать процесс нанесения заливок. Заливка представляет собой тонкую пленку краски, в значительной степени разбавленной водой; она наносится на поверхность бумаги различными способами. Заливки могут также перекрывать одна другую для создания целой гаммы выразительных эффектов.
В результате нанесения заливки можно сформировать на всей поверхности бумаги непрерывный, бледный тон, который действует в качестве объединяющего цвета заднего фона для последующих накладываемых заливок. С другой стороны, заливка может содержать тональные градации — от светлых до темных или от темных до светлых — для обозначения, например, постепенно светлеющей тональности небосвода в направлении линии горизонта. Заливки могут модифицироваться в результате добавления чистой воды с помощью губки или удаления краски различными способами, а также нанесения красок поверх замаскированных участков. Внешние характеристики заливки зависят от нескольких факторов, таких, как тип пигмента, способ нанесения, природа и свойства бумажной поверхности и, кроме того, степень влажности основы перед нанесением заливки.

Нанесение однородных тональных заливок

Заливки общего однородного тона в большинстве своем наносятся серией мазков крупной круглой кистью для заливок (например, беличьей кистью № 16), плоской, «одноштриховой» кистью (такой, как нейлоновая 25-миллиметровая) или кусочком натуральной губки. По мнению специалистов, существует ряд важнейших факторов, обеспечивающих успешность создания однородных заливок: скорость, контроль, объем краски на кисти или губке, а также верный угол наклона по отношению к горизонтали основы. Последний фактор регулируется изменением угла наклона самой основы — при этом краска может скапливаться вдоль основания каждого мазка и «подбирается» последующим мазком. Однако угол наклона основы не должен превышать разумных пределов — краска не должна стекать с основы в направлении нижней границы листа.

Рекомендации для успешного нанесения заливок

• Смешивайте достаточный объем красок. Результат будет неудовлетворительным, если краска заканчивается на кисти до завершения покрытия участка.
• Сохраняйте контроль над кистью. Несмотря на то, что скорость является основным фактором формирования качественной заливки, важность контроля над работой кисти трудно переоценить. Движения должны быть быстрыми, но осторожными — следите за тем, чтобы на поверхности завершенной работы не оставались крохотные, напоминающие булавочный укол «воздушные пузырьки».
• Присмотритесь к выбору бумаги и видам ее поверхности. Чем тверже слой клеевого состава, тем вероятнее эффект булавочного укола и связанные с ним проблемы. Для их преодоления добавьте в краски капельку смачивателя, такого, как, например, бычья желчь и дайте краске полностью покрыть участок бумаги во время нанесения мазка.
• Не давите сильно на кисть. В этом случае нарушается непрерывность и однородность нанесения цветового тона. Мазок должен быть аккуратным, искусным и легким; кроме того, он должен быть полноценным, то есть кисть должна быть наполнена достаточным объемом краски.

Однородные тональные заливки

В этом спокойном и умиротворяющем сюжете чувствуется хорошее владение кистью при нанесении заливок. Обратите внимание на то, что однородная и непрерывная тональность заливки участков небосвода поддерживается вплоть до контуров облаков. В картине нет драматичных мазков — она выполнена с мастерством, которое позволяет произведениям искусства самим говорить за себя.

img_423

Штиль (около 1840-1849 гг.), Майлз Котман

Нанесение однородной заливки на сухую поверхность бумаги

По моему мнению, общая заливка однородного тона крупных размеров легче наносится на сухую поверхность, чем на увлаженную или мокрую бумагу. Вариации степеней влажности бумаги или легкие морщины и деформация (это касается даже натянутой бумаги) вызывают прерывистость и неоднородность тона в завершенной заливке. Конечно, данные эффекты могут стать неотъемлемой частью экспрессивной природы картины и успешно применяться художником, но для обеспечения однородности тона они крайне нежелательны, поэтому рекомендуется применять в работе сухую бумагу.

Создание заливки — аспект акварельной живописи, который совершенствуется с приобретением опыта. Независимо от типа используемой кисти — мягкой круглой или плоской для заливок — методика работы практически одна и та же. Разбавьте краску до необходимой консистенции и смешайте несколько больший объем краски, чем, по вашему мнению, необходимо для покрытия прорабатываемого участка.

Помните, что при высыхании тональность заливки слегка осветляется по сравнению с ее тоном в момент нанесения. Глубину тона можно оценить непосредственно перед нанесением заливки на рабочую поверхность: просто обработайте краской небольшой кусок бумаги и быстро высушите его с помощью фена.

akvarel32

1 Наполните кисть краской. Затем кончиком кисти нанесите серию горизонтальных мазков. Краска скапливается вдоль нижней границы каждого мазка и «подбирается» в процессе нанесения следующего.

akvarel32

2 Следует всегда сохранять на кисти достаточный объем краски. Если кисть начинает терять свой «заряд» краски, погрузите ее в приготовленный колер, наполните и быстро возобновите работу — продолжайте наносить мазки.

akvarel34

Различные мазки

 Используя плоскую кисть, наносите все мазки в направлении от левого края листа к правому. При работе круглой кистью мазки можно наносить слева направо и затем в обратном направлении.

Использование губки

Кусок натуральной губки, наполненный смесью краски для заливки, может также быть использован для создания ровного, непрерывного и однородного тона заливки. Держите губку между большим и остальными пальцами руки и наносите мазки по горизонтали и в направлении нижней границы листа.

img_427

Нанесение заливки с помощью губки

Наносите заливку темпераментными движениями губки, подобно тому, как очищаете обычное стекло. Губка также полезна в процессе увлажнения поверхности листа.

Нанесение однородной заливки на влажную бумагу

Если увлажнить бумагу перед нанесением заливки, краски приобретают тенденцию распространяться по поверхности естественным образом. Стараясь добиться этого эффекта при использовании кисти для заливок или губки, смочите поверхность бумаги подобно тому, как наносится заливка. Бумага может слегка деформироваться в процессе смачивания, а краска — скапливаться на наиболее глубоких участках листа.

akvarel36

1 Быстро нанесите заливку. Обратите внимание, что краска не собирается у нижней границы мазка на влажной бумаге.

akvarel35

2 Когда поверхность бумаги полностью покрыта, возьмите доску в руки и наклоните ее так, чтобы краска распределилась равномерно во всех направлениях.

akvarel37

3 Дайте возможность излишкам краски собраться с одной стороны листа и удалите их с помощью салфеток. В результате образуется приемлемый, однородный тон.