Эффекты акварельной бумаги

Для успешной работы в акварельной технике очень важно познакомиться с огромным диапазоном различных видов бумаги, который предлагает художникам-акварелистам современный рынок; кроме того, следует хорошо знать характер их воздействия на технику. Прежде всего, необходимо рассмотреть три основные элемента — вес, степень абсорбции и фактуру поверхности. Вес бумаги зависит от ее толщины, которая колеблется в диапазоне от самых тонких восточных видов до тряпичных, хлопковых типов, толщина которых сравнима с толщиной листа очень плотного картона. Конечно, последние виды отличаются большей прочностью и используются в техниках, которые нуждаются в экстенсивной переработке или создании специальных фактурных эффектов. Степень абсорбции (поглощаемости влаги) поверхности значительно варьируется от одной марки к другой и зависит от типа внутреннего и поверхностного проклеивания, используемого в процессе производства.

Бумага типа waterleaf, которая не содержит каких-либо клеевых веществ, моментально впитывает нанесенный мазок кисти, в то время как бумага с очень прочным поверхностным проклеиванием фактически отталкивает мазок.

Влияние различных видов акварельной бумаги на технику живописи

Различные виды акварельной бумаги в процессе нанесения краски на их поверхность обнаруживают чрезвычайно многообразные характеристики. Ниже представлены примеры, демонстрирующие характер и эффекты применения на разных видах бумаги трех основных техник — «по сырому», мазок кисти на сухой бумаге — «по сухому» и использование маскирующих составов.

По сырому

В данной технике влажная бумага способствует созданию на ее поверхности эффекта размытого мазка. Данный эффект не столь ярко выражен на бумаге горячего прессования (как машинного, так и ручного изготовления) по сравнению с бумагой холодного прессования и грубофактурными видами, на поверхности которых улучшаются текучесть и консистентные характеристики краски. Тенденция ультрамарина к грануляции становится особенно отчетливой на более влажных участках бумаги.

akvarel27

Бумага HP горячего прессования

akvarel28

Бумага NOT и бумага с грубой фактурой

akvarel29

Бумага ручного отлива с грубой фактурой

akvarel30

Бумага машинного отлива с грубой фактурой

akvarel31

Бумага полумеханического отлив  с поверхностным типом проклеивания

Работа сухой кистью

Грубофактурная бумага ручного изготовления (отлива), обладающая почти «пневматическим» действием, демонстрирует специфические характеристики: частицы краски закрепляются только на верхних точках и участках фактуры бумаги. Мазок, выполненный на бумаге с грубой фактурой машинного отлива, проявляет постоянство тональных характеристик в большей степени, чем на любом из видов бумаги горячего прессования. Как правило, на поверхности бумаги холодного прессования и бумаги с грубой фактурой пигмент распределяется более равномерно.

Использование маскирующей жидкости

С помощью маскирующей жидкости мы можем обнаружить контраст между бумагой ручного отлива с внутренним проклеивающим составом и бумагой полумеханического отлива с поверхностным проклеиванием. Жидкость закрывает определенные участки поверхности видов бумаги ручного отлива, что препятствует дальнейшему распространению краски. При использовании больших объемов маскирующей жидкости работайте на бумаге с поверхностным типом проклеивания.