Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Процесс смешивания красок | Акварель
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.

Процесс смешивания красок

Одной из основных характеристик акварельных красок, значительно отличающей их от других материалов живописи, является способность отражать индивидуальные характеристики частиц отдельных пигментов. Этот вопрос рассматривался на с. 130 и представляет собой один из положительных аспектов акварельной техники, который так любят «эксплуатировать» художники-акварелисты.

Современные синтетические пигменты тщательно перетираются и, как правило, образуют гладкие и ровные заливки — практически всегда с похожими свойствами. В этом отношении, можно сказать, что по сравнению с более старыми, традиционными пигментами они обладают слабым и менее выразительным характером. Но с другой стороны, это — особенно чистые пигменты и с помощью ограниченной палитры художник может смешивать краски, создавая достаточно широкую гамму цветов. В действительности используя современные, синтетические, органические пигменты только трех основных цветов — красного, желтого и синего, он способен смешивать краски широкого диапазона цветов. Этот выбор не покажется вам ограниченным. 

 Физический способ создания цветовой гаммы при смешивании красок трех основных цветов

Краски данной цветовой гаммы из 48 отчетливых оттенков нанесены в средних тонах; каждый из оттенков представляет собой сочетание хинакридона (розового), ариламида желтого и голубой ФЦ. Все оттенки получены в результате смешивания красок в отдельной емкости перед нанесением на бумагу. Следует заметить, что в принципе оттенки могут быть образованы оптическим образом — при наложении прозрачных заливок чистых желтой, красной и синей красок правильного, точного тона.

img_396

Цветовое «колесо»

Когда на влажную поверхность окружности наносятся краски трех основных цветов, на участках их примыкания и соединения можно увидеть вторичные цвета.

img_397

Вторичные цвета

Двухкрасочные комбинации от сине-зеленых до желто-зеленых, от красных до желто-оранжевых и от сине-фиолетовых до розовато-лиловых и розовых создают широкий диапазон второстепенных цветов.

img_398

Третичные цвета

При добавлении краски третьего основного цвета в каждом из примеров вы можете создать гамму земляных цветов -серо-зеленых и фиолетово-серых, которые практически соответствуют цвету многих традиционных пигментов.

 Физический способ создания цветовой гаммы красками основных цветов

img_401

Два данных натюрморта с фруктами выполнены в результате смешивания красок трех основных цветов в отдельной емкости перед их нанесением на бумажную основу. Разница между этими двумя вариантами со стоит в том,
что верхний создан яркими и насыщенными красками — они обладают высокой интенсивностью; нижний натюрморт написан приглушенными красками — интенсивность цвета здесь невелика.

akvarel13

Цветовая гамма, созданная красками основных цветов высокой интенсивности

Все оттенки в этом натюрморте образованы в результате смешивания красок только трех основных интенсивных цветов: светостойкой розовой, синей Winsor и кадмия лимонного. Данные краски создают широкий диапазон привлекательных оттенков; здесь представлена лишь выборочная выкраска.

akvarel14

Цветовая гамма, созданная красками основных цветов низкой интенсивности

Данный этюд выполнен красками низкой степени интенсивности; эффекты приглушенных тонов образованы в результате смешивания индийской красной, кобальта синего и лимонной желтой (имитация). Комбинация ненасыщенных вариантов трех основных цветов показывает хороший результат.

Смешивание красок способом наложения заливок

Работая в акварельной технике, художник может смешивать краски оптически, т. е. в результате повторного нанесения тончайших и прозрачных заливок. Овладевая этим видом техники, он должен быть хорошо осведомлен о степени прозрачности и растворимости различных пигментов.

Как прозрачные, так и кроющие пигменты в очень бледных заливках обладают похожими свойствами — степень их прозрачности практически одинакова. Разница между ними становится очевидной в более насыщенных смесях.

akvarel15

Перекрываемые заливки

При нанесении на сухую поверхность горизонтальных полос вертикальные полосы образуют второстепенные цвета.

 Многослойная акварель (лессировки)

На данных иллюстрациях изображен ирис, фиолетовые лепестки которого были написаны в две стадии. Сначала были нанесены прозрачные мазки холодного розового тона. Затем после высыхания на поверхность этой заливки была нанесена тончайшая прозрачная заливка синего цвета. Оптический эффект наложения заливок проявился в создании фиолетового цвета, который значительно более привлекателен, чем цвет чистой фиолетовой краски.

img_404

Работа в две стадии

Сначала изображения лепестков создавались с помощью светостойкой розовой (хинакридон).

img_405

Вторая стадия

Фиолетовый цвет получен в результате нанесения прозрачной голубой ФЦ на слой розовой краски.

Степень растворимости и прозрачные заливки

Несмотря на то, что использование плотных слоев густой краски в акварельной технике — явление крайне редкое (за исключением, может быть, гуашевой живописи), растворимость пигментов может представлять собой серьезную проблему даже в тончайших заливках. Производители художественных материалов несколько варьируют пропорции ингредиентов. Некоторые марки обладают такой сильной растворимостью, что на ее слой практически невозможно нанести заливку другой краски. Наиболее уважаемые производители изготавливают консистентные и достаточно качественные в этом отношении краски, в работе с которыми у художника не должно возникать никаких проблем, при условии, что в процессе нанесения заливки художник не «растирает» нижний слой.

Стараясь исследовать весь диапазон возможностей акварели, художники должны знать, что краски можно удалять, размывать, наносить в виде лессировок кистью и с помощью губки; краски должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать наносимый на них новый слой и при этом не растворяться. Верный баланс достигается в процессе приобретения опыта.

Наложение двух или трех красок

Круги на нижней иллюстрации демонстрируют эффект двух- и трехкрасочного наложения с использованием светостойких акварельных пигментов. Применялся один и тот же набор из трех красок — они наносились в диапазоне от среднего до светлого и от среднего до темного тонов. Обратите внимание на прозрачность и четкость цветовых сопоставлений в первом примере; это сопоставление во втором — темно-тональном — варианте едва различимо.

akvarel17akvarel16

Перекрытые образцы красок

Оба набора окружностей нанесены венецианской красной, землей зеленой и церулеумом синим. Они показывают каждую краску в отдельности, затем — в комбинации с другой наложенной краской и наконец — с двумя наложенными красками.

Валеры многократных заливок

Сравнение между двумя темными тонами кобальта синего: первый (слева) образован единственной заливкой густой краски; второй (в центре) был «выстроен» постепенно в результате нанесения восьми слоев бледной заливки кобальта синего (справа). Многократные заливки обладают более привлекательной фактурой и цветом. 

akvarel18

Заливка слоем густой краски

akvarel19

Заливка из многократных слоев

akvarel20

Однослойная заливка бледного тона

Создание изящных цветовых оттенков на основе оптических смесей

Одной из характерных и положительных черт акварели является изысканная деликатность цвета, образованного оптическим методом смешивания прозрачных красок. Комбинация красок бледных, матовых цветов и фактуры бумаги обеспечивает непосредственный и уникальный контакт между пигментом и основой. Ни одна из этих красок после смешивания в отдельной емкости и нанесения единственным слоем не смогла бы создать похожее впечатление оживления и деликатности цвета.

Образцы цвета на нижних иллюстрациях демонстрируют изящные красные, коричневые, синие, зеленые и желтые, смешанные в результате «прозрачного» метода повторного покрытия на бумаге грубой фактуры марки Khadi. За единственным исключением, когда использовались три краски, все цвета образованы комбинацией двух других красок. 3 каждом случае вторая краска наносилась только на полностью высохшую поверхность первой нанесенной краски.

Наложение красок дополнительных или близких к дополнительным цветов, в которых использованы такие, как красная светлая, окись хрома, венецианская красная и земля зеленая, вызывают особенный интерес. Несмотря на то, что общая атмосфера создается благодаря теплой или холодной бледно-коричневой, при более пристальном изучении представленных образцов обнаруживаются частицы красного и зеленого пигментов, которые придают поверхности основы живой и пульсирующий характер. Похожий эффект достигается при использовании комбинаций виридоновой /сиены жженой и умбры натуральной/ зеленой ФЦ. Комбинация церулеума /венецианской красной формирует повсеместный теплый розовый/серый, хотя отделение от синей будет означать, что она сохранит присущий ей оттенок.

Оптические смеси

Краски нанесены на небелую, тряпичную, хлопковую бумагу типа Khadi ручного изготовления (Южная Индия).

akvarel21

1 Кадмий красный/ализарин малиновый
2 Сиена натуральная/краплак розовый
3 Умбра натуральная/зеленая ФЦ

akvarel22

4 Голубая ФЦ /слоновая кость
5 Сиена натуральная/кобальт синий
6 Кобальт синий/краплак розовый

akvarel23

7 Умбра жженая/хинакридон розовый
8 Красная светлая/оксид хрома
9 Земля зеленая/кадмий желтый

akvarel24

10Виридоновая/французский ультрамарин
11Голубая ФЦ/ариламид желтый/слоновая кость
12 Церулеум синий/венецианская красная

akvarel25

13 Умбра жженая/кадмий красный
14 Земля зеленая/венецианская красная
15 Умбра натуральная/ауреолин (кобальт желтый)

akvarel26

16 Сиена натуральная/индийская красная
17 Виридоновая/сиена жженая
18 Сиена натуральная/кобальт синий