Акварельные краски

Краски для акварели изготавливаются в результате перетирания порошковых пигментов с водорастворимым связующем средством. Данное средство состоит преимущественно из гуммиарабика, но включает также глицерин в качестве пластификатора, смачивающего вещества, такого, как бычья желчь, и (при необходимости) загустителя, такого, как гуммитрагакант. Другие виды загустителей включают крахмал, декстрин или разбухающую глину. Обычно добавляется консервант, который действует как противогрибковый и бактерицидный агент; кроме того, в случае крайней необходимости для контроля над свойствами определенной краски к другим ингредиентам иногда добавляются наполнители (которые могут образовывать белую окраску).

К каждому из пигментов предъявляются слегка различные требования, если они используются в акварельных красках и должны обладать соответствующими свойствами и эффективностью: необходимо использовать разные пропорции одного или нескольких ингредиентов. Поэтому процесс производства акварельных красок представляет собой сложное, утонченное ремесло, которое основывается на методе проб и ошибок и длительном опыте. Я не рекомендую изготавливать акварель в домашних условиях.

Краски в кюветах и тубах

Акварель промышленного производства выпускается в виде туб или кювет. У каждого вида существует конкретный тип использования.

Краски в кюветах

Данная форма акварели эффективна в работе над небольшими картинами, а также на пленэре при выполнении набросков. Однако процесс подбора колеров влияет на состояние других красок в акварельном наборе, особенно желтых — они легко пачкаются при соприкосновении с другими красками. Необходимо постоянно снимать загрязнения с этих красок губкой.

Краски в тубах

Эти краски, содержащие дополнительный объем глицерина, теоретически более растворимы, несмотря на то, что на практике это практически незаметно. Они отлично подходят для создания картин большого формата, так как значительно проще смешивать большие объемы красок — например, для нанесения заливки. Краски в данной форме труднее испачкать, поскольку требуемый объем средства легко выдавливается из тубы по мере необходимости. Если краски в тубах какое-то время не используются, может произойти отделение пигмента от связующего вещества.

img_376img_377

Выбор пигментов для акварельных красок

Большинство светостойких пигментов, удовлетворяющих требованиям масляной живописи, может использоваться в акварельных красках. В частности, это касается синтетических органических пигментов, обладающих высокой яркостью и интенсивностью. Из-за огромного диапазона современных синтетических пигментов очень сложно рекомендовать какие-либо краски с конкретными названиями. Так. например, ализарин малиновый (краплак), получаемый из растения марены и пользующийся популярностью среди художников благодаря своему темноватому и холодному тону, в своей оригинальной форме сейчас не считается столь же светостойким, как его синтетические вариации. Один производитель может изготавливать светостойкий ализарин малиновый с использованием пигмента антрахиноноида (Anthraquinonoid), такого, как PR 177, другой — с применением смеси пигментов хинакридона и пирролидона (Quinacridone и Pyrrolidone). Существует разумный подход: он заключается в использовании акварельных красок известных производителей; при этом следует обращать внимание на обозначение светостойкости на тубах или кюветах. Необходимо учитывать, что картины, выполненные с применением красок кадмиевой группы, нужно оберегать от воздействия влаги.

Красные

Работая с ограниченной цветовой палитрой, художник может использовать кадмий красный (заменяющий киноварь) и хинакридон розовый. Первый из них — интенсивный, полупрозрачный красный с оттенком в сторону желтых, второй — чистый, прозрачный красный с оттенком в сторону синих; очень эффективны для образования смесей. Синтетические светостойкие ализарины малиновые обладают высокой степенью светостойкости.

Желтые

Кадмий желтый в своих разнообразных проявлениях от кадмия лимонного до кадмия оранжевого представляет собой очень устойчивый пигмент. Для создания прозрачной желтой сейчас используются многие современные синтетические варианты старой индийской желтой) — они обладают высокой светостойкостью; вместо нестойкого тартразина (Tartrazine) применяются такие пигменты, как никелевый диоксин (Nickel Dioxine) PY 153.

Однако среди таких пигментов, как ариламиды, диарилиды и азо-конденсации, существует множество чистых, светостойких и безопасных синтетических органических желтых. Их светостойкость варьируется в зависимости от конкретного пигмента, поэтому проверяйте знак степени светостойкости на тубе или кювете.

Желтый титанат никеля — желтый светостойкий кроющий пигмент, обладающей слабой красящей способностью; иногда используется в качестве заменителя токсичного хромата бария (желтой лимонной).

Синие

Безоговорочно рекомендуются четыре синих: церулеум синий, кобальт синий (отличная краска для заливок), голубая ФЦ (чистая, прозрачная, «основная» краска, используемая в смесях) и французский ультрамарин (уникальная яркая синяя краска с высокой красящей способностью и тенденцией к образованию хлопьев).

Фиолетовые

Могут легко смешиваться с «красным» синими и «синими» красными. Тем не менее существуют качественные чистые хинакридрны фиолетовые, а также диоксазин фиолетовый, который представляет собой прозрачную фиолетовую с очень высокой красящей способностью. Ультрамарин фиолетовый не обладает значительной яркостью, но показывает отличные результаты в заливках и имеет высокий рейтинг светостойкости.

Зеленые

Выбор светостойких зеленых достаточно разнообразен. Они включают зеленую ФЦ (чистая, прозрачная интенсивно-зеленая краска, которая может смешиваться с земляными красками, такими, как сиена жженая и натуральная, или наноситься многочисленными заливками для создания широкой гаммы «лиственных» зеленых), виридоновую зеленую (очень похожая краска, но несколько менее интенсивная) и оксид хрома (интенсивно-кроющая зеленая).

Земляные пигменты

Все земляные пигменты, включая искусственные марсы, обладают хорошей светостойкостью. Земля зеленая (Тегте Verte) — очень эффективная серо-зеленая краска для создания тончайших заливок. Сиена натуральная и охра желтая принадлежат к группе желтых, при этом первая несколько более прозрачная и менее гранулированная по сравнению со второй. Умбра натуральная — прозрачная коричневая краска с желтоватым оттенком, умбра жженая — значительно темнее. Сиена жженая — очень эффективная, прозрачная оранжево-коричневая краска, обладающая особой притягательностью. Краски оксидов железа — индийская красная, красная светлая и венецианская красная — более плотные, насыщенные и кроющие. Красная светлая имеет более сильный оранжевый оттенок, венецианская красная — коричневый, а индийская красная — более малиновый.

Синтетические краски группы «марсов» — очень работоспособные пигменты, несмотря на то, что производители выпускают их в ограниченных количествах из-за высокой степени непрозрачности по сравнению с натуральными землями.

Черные и серые

Слоновая кость представляет собой очень полезную и эффективную краску, по внешним показателям напоминающую сажу. Угольная серая используется для создания однородных средних тонов (полутонов) и значительно отличается от слоновой кости в пределах тона одной и той же степени интенсивности. Серая Davy's Grey — еще одна светостойкая, бледно-серая краска с зеленоватым оттенком — изготавливается из сланца особого вида. Популярная серая краска Paynes Grey представляет собой комбинацию пигментов.

Белые

Китайская белая (белила цинковые) — наиболее распространенный в акварельной живописи вид белил; кроме них могут также использоваться белила титановые.

Характеристики акварельных пигментов

Помимо очевидных различий в цвете, акварельные пигменты под воздействием высыхающих масел, наполнителей и
обладают индивидуальными свойствами; каждый из них демонстрирует собственный характер работы .

Эти различия в масляной живописи сглаживаются пигментов просматриваются более четко и «откровенно».

Грануляция

Некоторые пигменты обнаруживают в работе характеристику, обозначаемую термином «грануляция» — она заключается в создании пестрого эффекта в результате особой манеры закрепления частиц пигмента на поверхности бумаги. Две краски при нанесении на бумажную основу «ведут» себя совершенно различно и поэтому могут применяться для образования разнообразных эффектов.

Марганцевая синяя демонстрирует лучшие образцы грануляции, но, к сожалению, этот пигмент из-за его недостатка используется все реже и реже.

Церулеум синий и кобальт зеленый показывают четкую тенденцию к закреплению в крохотных полостях и впадинах на поверхности бумаги. Французский ультрамарин представляет собой еще один синий пигмент, демонстрирующий эффекты грануляции: его однородные, круглые зерна небольшой величины образуют более мелко и тонко разделенный пигмент.

Флокуляция (образование хлопьев)

Иногда отдельные частицы пигментов притягиваются друг к другу, а не рассеиваются равномерно; это создает такой же пестрый эффект, как и при явлении грануляции. Частицы пигментов группируются во впадинах на поверхности основы. Причина флокуляции обычно состоит в серии реакций электрических зарядов в самих частицах пигмента, а не тенденции более грубых пигментов быстрее оседать на поверхности основы.

Следует заметить, что эффекты зернистости, создаваемые с использованием акварели, обусловлены как объемом исполь-зуемой воды (необходимым для создания определенного эффек-та), так и присущими краске пигментными характеристиками.

Особые характеристики пигментов

Среди натуральных земляных красок, сиена натуральная и охра желтая очень близки по оттенку, но совершенно различны по свойствам и видам использования. Охра желтая представляет собой корпусную краску, обладающую густой, кремовой консистенцией и высокой красящей способностью. В отличие от нее сиена натуральная оставляет впечатление разбавленной краски и является достаточно эффективной, светостойкой и прозрачной желтой. Земля зеленая — натуральная земля, имеющая уникальный цвет и фактуру. Это — очень слабая краска, которая при выдавливании из тубы обладает характерным, почти маслянистым видом. Два синтетических оксида железа, представленные на иллюстрации, — красная светлая и индийская красная — значительно различаются между собой. Это — интенсивные матовые краски с хорошей красящей способностью, но степень их светостойкости невелика. В чистом виде они обладают выраженными непрозрачными характеристиками, но могут быть очень эффективны в разбавленном состоянии для создания заливок.

Индийская красная (с некоторым фиолетоватым оттенком) —уникальная и очень деликатная краска. Церулеум синий — еще один синтетический неорганический пигмент, очень эффективный синий со стороны зеленых. Подобно зеленой земле, это — относительно слабая краска, но художники-акварелисты предпочитают иметь ее в своей палитре, так как она способна создавать на участках небосвода выразительный зеленовато-голубой тон.

Характерная «грубоватость» земляных пигментов очень хорошо видна на примерах, приведенных на нижней иллюстрации, в сравнении с современными, синтетическими, органическими образцами, такими, как светостойкая розовая и зеленая ФЦ.

При использовании данных двух красок их пигменты не приобретают характерный зернистый вид земляных красок; напротив, они становятся гладкими и почти «бархатистыми» — качества, тесно связанные с тончайшими
характеристиками частиц пигмента. Они, безусловно, составляют чрезвычайно эффективное дополнение к палитре акварелиста, благодаря их чистоте, светостойкости и способности физически и оптически смешиваться с другими красками. Однако требуются определенная практика и умение для придания заливке однородного, ровного тона, особенно на участках соединения заливок после очередного наполнения кисти. Некоторые пигменты ФЦ демонстрируют «плавучие» эффекты, когда на поверхность заливки выступают более темные или светлые тона, вызывая образование полос.
Диапазон пигментов. Большой спектр пигментных характеристик представлен здесь образцами новых, синтетических, органических пигментов, а также натуральными землями, которые использовались людьми на протяжении сотен веков.

akvarel2

Охра желтая Светостойкая розовая

akvarel3

Церулеум синий Французский ульт