Художники-акварелисты раннего периода

Альбрехт Дюрер (1471-1528) стал выполнять пейзажи водорастворимыми красками на бумаге не позднее конца XV века. Среди последователей этой техники в XVIII веке следует выделить Поля Сэндби (1731-1809), который применял в своих работах как кроющие, так и прозрачные краски, а также Дж. Р. Козенса (1752-1797), который преимущественно использовал технику работы прозрачной акварелью в своих работах, отличающихся крупным форматом, глубиной и атмосферой. За всю свою короткую жизнь Томас Гертин (1775-1802) в совершенстве освоил технику и продемонстрировал полный контроль над акварельной краской, выполняя работы в диапазоне от чувственных, раскрепощенных пейзажных этюдов до полноценных, детализированных картин, которые и по сей день сохраняют удивительное ощущение свежести. Дж. Тернер (1775-1851) стал первым художником, который понял, чего мог бы достичь Гертин, если бы судьба дала ему шанс выжить. Так уж получилось, что Тернер продолжил эксперименты с акварельными красками, открывая их все более широкие возможности с помощью нанесения заливок, техники вытирания и выскабливания, а также введения корпусных красок. Джон Констебль (1776-1837) выполнял акварельные этюды непосредственно на пленэре — они сохранили непосредственность и спонтанность прямой и откровенной реакции на увиденное, в то время как Джон Сэлл Котман (1782-1842) — один из наиболее талантливых художников своего времени — продемонстрировал в своих тщательно проработанных сюжетах мастерское владение техникой и понимание композиции и внутреннего порядка — по-своему уникальное явление для того периода. Дэвид Кокс (1783-1859) применял, особенно в своих поздних работах, почти экспрессионистский подход к живописи: в его картинах чувствуется нервная, беспокойная атмосфера.

img_371

Озеро в лесу (1495-1497 гг.). Альбрехт Дюрер

Задумчивая,созерцательная атмосфера этого известного раннего пейзажа, выполненного акварельными красками, странным образом приобретает современное звучание: деревья в левой части картины кажутся безжизненными из-за военных бомбардировок и ужасов разрушения. Сюжет несет в себе ощущение полного опустошения — нам кажется, что на земле не осталось ни одного живого человека.

akvarel1

В окрестностях Унтерволдена (1790 г.), Джон Роберт Козенс

Данная работа выполнена с большим вкусом и чувством; она изящна и изысканна, осо-бенно в использовании краски. Несмотря на то, что картина кажется монохромной, со-вершенно очевидно, что серые были мягко смоделированы малиновыми и зелены-ми/синими, что привнесло разнообразие в атмосферу работы. Это — замечательный пример способности художника создавать в картине относительно небольших размеров ощущение монументальности и крупного масштаба. Крохотные домики у основания горы усиливают ее массивность.