Фактурные эффекты

Ранее уже были продемонстрированы разнообразные эффекты, создаваемые в результате грануляции определенных пигментов; но акварельные краски успешно способствуют созданию других эффектных фактур. Как правило, они образуются в результате модифицирования влажной пленки краски или сухой пленки краски (как в эффектах с применением наждач-ной бумаги); кроме того, фактуры могут быть созданы благодаря использованию резиста, такого, как маскирующая жидкость или воск, который препятствует распространению краски на определенных участках основы.

Эффекты с использованием наждачной бумаги

Традиционный и популярный метод создания фактурных эффектов основывается на использовании наждачной бумаги. Результат в значительной степени зависит от степени зернистости наждачной бумаги.

Мелкозернистая наждачная бумага может использоваться на более гладких видах бумажных основ — для удаления краски с поверхности сухой заливки. В процессе работы на акварельной бумаге с более грубой фактурой удаленный с поверхности пигмент приоткрывает белый цвет бумаги только в верхних точках и на зернах» фактурного рельефа.

akvarel64

1. Зачищенная наждачной бумагой голубая ФЦ и зеленая ФЦ.

akvarel65

2. После нанесения заливки голубой ФЦ более глубокого тона.

akvarel66

3. Зачистите поверхность и нанесите бледную заливку голубой ФЦ.

akvarel67

1. Зачищенные наждачной бумагой зеленая ФЦ и кадмий красный.

akvarel68

2. После нанесения заливки зеленой ФЦ и кадмия красного.

akvarel69

3. Зачистите поверхность мягкими движениями наждачной бумаги.

Контекстные эффекты с использованием наждачной бумаги

Художники обычно комбинируют обработку поверхности наждачной бумагой с другими методиками, позволяющими ввести эффекты данной техники во внутреннее пространство картины наиболее естественным образом. Техника в основном, используется в комбинации с растиранием, вытиранием губкой и промоканием краски — методами, обычно ассоциируемыми с фактурными эффектами, создаваемыми с помощью наждачной бумаги.

В этюде пейзажа (нижняя правая иллюстрация) светлые участки небосвода и участки водного потока и пены белого цвета были выполнены с помощью зачистки поверхностного слоя наждачной бумагой. В результате обработки наждачной бумагой шероховатой, грубой поверхности образуется очень пестрая и выразительная фактура. В сочетании с обычными акварельными заливками однородного тона такая фактура выглядела бы, по меньшей мере, странно; поэтому данный эффект был органично включен в стилистику картины, которая при использовании техник промокания и растирания сохраняла общий фактурный рисунок повсеместно — на всем своем пространстве.

img_490

Зачистка наждачной бумагой вплоть до контуров (фрагмент)

akvarel70

Завершенная работа

Зачистка наждачной бумагой участков и контуров

Стараясь придать процессу зачистки точность и аккуратность, художники складывали небольшие куски наждачной бумаги так, чтобы образовались прямые и ровные грани и уголки. С их помощью в результате круговых движений руки можно обработать небольшие участки вдоль контуров неправильной формы — например, участок соединения отдаленных холмов на иллюстрации.

Эффекты с использованием промокательной бумаги

Техники «стирания» и «вытяжки» краски губками или абсорбирующими видами бумаги используются, главным образом, для создания эффектов, передающих форму облака (см. с. 146). Для создания «повсеместной», целостной фактуры, в особенности на бумаге с грубым поверхностным рельефом, могут применяться листы промокательной бумаги.

Данная техника включает покрытие основы краской и наложение листа промокательной бумаги на ее еще влажную поверхность, после чего промокательная бумага разглаживается на поверхности живописи тыльной стороной ладони. После удаления промокательной бумаги с основы она снимает краску с самых верхних точек и «зерен» рельефа бумаги, создавая пестрый цветовой эффект.

Куски разорванной промокательной бумаги

В качестве дальнейшего развития этой техники художники применяют в работе различные формы из кусков разорванной промокательной бумаги — они располагаются на поверхности влажной заливки. Края разорванной промокашки способствуют созданию мягких, расплывчатых контуров.

Выстраивание элементов картины заливками, обработанными с помощью промокания

Последовательные, общие заливки могут использоваться для создания воздушного, пространственного пейзажа.

akvarel71

Пейзажный этюд с использованием промокательной бумаги

Использование промокательной бумаги в данной работе способствовало созданию атмосферы раннего туманного утра и усилению воздушной перспективы. Отступающие далеко на задний план силуэты деревьев выполнены в расплывчатых контурах в процессе применения кусков разорванной промокательной бумаги; в реальности тональность этих участков существенно осветляется из-за внушительного расстояния.

Процесс «печати» фактуры

Стандартная техника создания эффекта «мерцающего» цвета состоит в том, что художник располагает кисть под небольшим углом к поверхности листа акварельной бумаги грубой фактуры и наносит на него очень легкий мазок так. чтобы краска покрывала только самые высокие точки рельефа бумаги. После высыхания на такую поверхность можно наносить заливку другого цвета для создания двухцветной фак-туры. Это — достаточно простая методика для работы красками более густой консистенции — масляными или акриловыми; но в акварельной технике значительно сложнее контролировать гладкость и равномерность наносимого мазка. Существует альтернативный вариант: попробуйте нанести краску необходимого цвета на отдельный кусок бумаги (используйте прочные виды бумаги или тонкий картон). Затем расположите лист на соответствующем участке рабочей основы и разгладьте его валиком или тыльной стороной ладони. В результате при удалении листа образуется более ровный и однородный поверхностный слой.

Пробуйте модифицировать тональность и консистенцию используемой краски.

akvarel72

Процесс «печати» красок

Положите этот лист с краской на поверхность рабочей основы — бумаги грубой фактуры — и разгладьте его валиком.

akvarel73

akvarel74

Краска, нанесенная кистью и «отпечатанная» краска

Образец краски, нанесенной на поверхность кистью (верхняя иллюстрация), демонстрирует фактуру неоднородного и неустойчивого характера.

Использование маскирующей жидкости

Художественная маскирующая жидкость представляет собой раствор водной дисперсии каучука, который наносится на бумагу для закрытия участков, не предназначенных для покрытия краской. После завершения процесса живописи состав удаляется с поверхности; при этом открывается белый цвет бумаги. Обычно одного слоя маскирующей жидкости бывает достаточно, но два слоя этого состава обеспечивают участку дополнительную защиту.

Маскирующая жидкость может использоваться до начала процесса живописи — необходимо, чтобы все яркие световые акценты сохранили белый цвет в течение всей работы. Маскирующая жидкость может применяться практически на любой стадии развития картины. Жидкость выпускается в форме чистого или слегка окрашенного желтого раствора. Последний особенно эффективен во время работы на белой бумаге — жидкость как бы напоминает художнику, где должны быть расставлены световые акценты. Если нанести ее на бумагу с высокими абсорбирующими свойствами, жидкость оставит на поверхности легкое желтое пятно.

Маскирующая жидкость также применяется для закрытия сложных, замысловатых или четких и определенных форм.

akvarel75

1. Нанесите маскирующую жидкость на силуэт изображения, а затем заливки нужных тонов на все пространство работы.

img_497

2. Осторожно сотрите маскирующую жидкость чистым пальцем или ластиком.

akvarel76

Завершенная работа

Использование маскирующей жидкости может вызвать образование интересных эффектов.

Маскирование пространства вокруг изображения

Время от времени художники испытывают необходимость в маскировании не собственно формы, а заднего плана, который окружает сложную и интересную форму. Эта техника продемонстрирована на примере ниже.

akvarel77

1. После нанесения силуэта лисицы вплоть до его контуров (аккуратно и осторожно), а также вокруг них (в более раскованной манере) была нанесена маскирующая жидкость. Краска была нанесена в пределах силуэта после высыхания маскирующей жидкости.

akvarel78

2. Если краска высохла, маскирующую жидкость можно удалить в процессе стирания ластиком. Участки вокруг силуэта лисицы, оставленные нетронутыми и готовыми к проработке краской, создают в работе ощущение оживления и энергии.

Рекомендации по использованию маскирующей жидкости

• Убедитесь, что используемая вами бумага пригодна для нанесения латексной маскирующей жидкости, так как этот состав в процессе стирания может вызвать разрывы на поверхности бумаги более впитывающих видов, непроклеенной бумаги или сортов с внутренним типом проклеивания. Используйте состав только на бумаге с поверхностным типом проклеивания.
• Наносите краску только после полного высыхания маскирующей жидкости.
• Наносите жидкость старой кистью с мягким волосяным пучком. Промойте кисть в теплой мыльной воде, чтобы высохший состав маскирующей жидкости не засорял пятку кисти — участок соединения обоймы и пучка.

akvarel79

Использование старой зубной щетки

Разбрызгайте капельки маскирующей жидкости с щетины зубной щетки и дайте составу возможность высохнуть перед нанесением каждой заливки.

Восковой резист

Воск обладает водоотталкивающими свойствами и эта особенность составляет основу техники использования воскового резиста. Если нанести на основу слой или отдельные мазки чистого воска, а затем перекрыть его слоем краски, заливка останется только на тех участках основы, свободных от воска. В технике могут применяться цветные восковые мелки или белые свечи. Свечи, как правило, изготавливаются из инертного парафина, который обладает светостойкими характеристиками, если не подвергается воздействию высоких температур.

При использовании в реалистической живописи воск полностью изменяет традиционную процедуру работы с краской: вы вынуждены начинать картину с создания ярких световых акцентов и последовательно прорабатывать участки, формируя массивы теней. Что же касается возможности создания фактуры, эта техника позволяет художнику образовывать целую гамму эффектов зернистости, которые зависят от природы и характера поверхности бумаги.

Моделирование формы в технике воскового резист. Данная методика может использоваться для работы в реалистической манере, в частности, в создании выразительных и сбалансированных округлых форм. Работая в этой технике, художник может успешно передавать характер таких объектов, как, — например, яблоко (см. иллюстрацию ниже).

akvarel80

1. Покройте воском участки бликов — ярких световых акцентов.

akvarel81

2. После высыхания покройте воском участки, которые впоследствии станут желтыми.

img_503

3. Нанесите воск на участки красной краски. Покройте форму заливкой хинакридона (розового).

akvarel82

4. Покройте воском участки хинакридона (розового). Нанесите заливку пурпурного цвета и дайте возможность краске высохнуть.·

img_506

Завершенная работа

Используя виридоновую зеленую, нанесите тени темных тонов на черенке и правой стороне яблока у основания.

Примеры техники использования воскового резиста

В данной работе благодаря использованию описываемой техники было передано ощущение твердости и прочной выразительной фактуры на различных участках сюжета, включая землю, массив воды и борт судна, где очень тонкие линии воска создали контраст с более плотными, густыми и энергичными контурами переднего плана.

img_507

Этюд в подражание Равилиоусу

С помощью данного метода вы сможете добиться великолепного результата — своего рода пересечения техник рисования и живописи.