Характеристики акварельных пигментов

Помимо очевидных различий в цвете, акварельные пигменты под воздействием высыхающих масел, наполнителей обладают индивидуальными свойствами; каждый из стабилизаторов, содержащихся в краске. Однако в акварельной технике характеристики частиц каждого из них демонстрирует собственный характер работы. Эти различия в масляной живописи сглаживаются пигментов просматриваются более четко и «откровенно».

Грануляция

Некоторые пигменты обнаруживают в работе характеристику, обозначаемую термином «грануляция» — она заключается в создании пестрого эффекта в результате особой манеры закрепления частиц пигмента на поверхности бумаги. Две краски при нанесении на бумажную основу «ведут» себя совершенно различно и поэтому могут применяться для образования разнообразных эффектов.

Марганцевая синяя демонстрирует лучшие образцы грануляции, но, к сожалению, этот пигмент из-за его недостатка используется все реже и реже.

Церулеум синий и кобальт зеленый показывают четкую тенденцию к закреплению в крохотных полостях и впадинах на поверхности бумаги. Французский ультрамарин представляет собой еще один синий пигмент, демонстрирующий эффекты грануляции: его однородные, круглые зерна небольшой величины образуют более мелко и тонко разделенный пигмент.

Флокуляция (образование хлопьев)

Иногда отдельные частицы пигментов притягиваются друг к другу, а не рассеиваются равномерно; это создает такой же пестрый эффект, как и при явлении грануляции. Частицы пигментов группируются во впадинах на поверхности основы. Причина флокуляции обычно состоит в серии реакций электрических зарядов в самих частицах пигмента, а не тенденции более грубых пиг-ментов быстрее оседать на поверхности основы.

Следует заметить, что эффекты зернистости, создаваемые с использованием акварели, обусловлены как объемом используемой воды (необходимым для создания определенного эффекта), так и присущими краске пигментными характеристиками.

Особые характеристики пигментов

Среди натуральных земляных красок, сиена натуральная и охра желтая очень близки по оттенку, но совершенно различны по свойствам и видам использования. Охра желтая представляет собой корпусную краску, обладающую густой, кремовой консистенцией и высокой красящей способностью. В отличие от нее сиена натуральная оставляет впечатление разбавленной краски и является достаточно эффективной, светостойкой и прозрачной желтой. Земля зеленая — натуральная земля, имеющая уникальный цвет и фактуру. Это — очень слабая краска, которая при выдавливании из тубы обладает характерным, почти маслянистым видом. Два синтетических оксида железа, представленные на иллюстрации, — красная светлая и индийская красная — значительно различаются между собой. Это — интенсивные матовые краски с хорошей красящей способностью, но степень их светостойкости невелика. В чистом виде они обладают выраженными непрозрачными характеристиками, но могут быть очень эффективны в разбавленном состоянии для создания заливок.

Индийская красная (с некоторым фиолетовым оттенком) —уникальная и очень деликатная краска. Церулеум синий — еще один синтетический неорганический пигмент, очень эффективный синий со стороны зеленых. Подобно зеленой земле, это — относительно слабая краска, но художники- акварелисты предпочитают иметь ее в своей палитре, так как она способна создавать на участках небосвода выразительный зеленовато-голубой тон.

Характерная «грубоватость» земляных пигментов очень хорошо видна на примерах, приведенных на нижней иллюстрации, в сравнении с современными, синтетическими, органическими образцами, такими, как светостойкая розовая и зеленая ФЦ. При использовании данных двух красок их пигменты не приобретают характерный зернистый вид земляных красок; напротив, они становятся гладкими и почти «бархатистыми» — качества, тесно связанные с тончайшими характеристиками частиц пигмента. Они, безусловно, составляют чрезвычайно эффективное дополнение к палитре акварелиста, благодаря их чистоте, светостойкости и способности физически и оптически смешиваться с другими красками. Однако требуются определенная практика и умение для придания заливке однородного, ровного тона, особенно на участках соединения заливок после очередного наполнения кисти. Некоторые пигменты ФЦ демонстрируют «плавучие» эффекты, когда на поверхность заливки выступают более темные или светлые тона, вызывая образование полос.

img_388

Умбра жженая Сиена натуральная

akvarel2

Охра желтая    Светостойкая розовая

akvarel3

Церулеум синий Французский ультрамарин

img_383

Кобальт синий  Зеленая ФЦ

img_386

Индийская красная Красная светлая

 img_385

Кадмий красный  Земля зеленая

Диапазон пигментов

Большой спектр пигментных характеристик представлен здесь образцами новых, синтетических, органических пигментов, а также натуральными землями, которые использовались людьми на протяжении сотен веков.