Другие средства нанесения краски

Помимо огромного диапазона кистей, используемых в живописи, существует множество альтернативных методов нанесения краски. Ее можно наносить на основу губкой, валиком, а также с помощью трафарета-лекала. Кроме того, могут использоваться мастихины или аэрографы.

Губки и тампоны

Натуральные губки значительно различаются по размеру и используются в акварельной технике для, увлажнения поверхности бумаги, нанесения заливок, удаления краски и создания фактурных эффектов. Кроме того, они могут применяться в крупных работах акриловыми красками.

Синтетические тампоны для живописи разработаны в качестве альтернативы оформительским кистям. Использование тампонов небольшого размера приводит к созданию интересных технических эффектов, включая способность поддерживать однородность и толщину краски на более протяженном расстоянии по сравнению с традиционными кистями.

Шпатели и скребки

Гибкие металлические шпатели, используемые для смешивания красок, как правило, не применяются художниками для нанесения краски на основу. Однако художники иногда используют пластмассовые шпатели и скребки (подобные тем, которые обычно задействуются для хозяйственных работ) в различных ситуациях. Эти инструменты применяются для нанесения грунта или краски на крупные, плоские участки основы, не оставляя характерных следов от мазка кисти, или для создания фактурных эффектов при одновременном нанесении нескольких красок. Могут использоваться небольшие куски тонкого эластичного пластика (например, старые кредитные карточки) или скреперы-скребки с пластмассовыми краями, обычно применяемые для удаления обледенения с поверхности окон автомобиля.

Разнообразные эффекты, недостижимые в работе традиционными инструментами, могут создаваться с помощью щетки автомобильного стеклоочистителя и ее резиновой или пластмассовой кромки. Могут также использоваться скребки с искусственно моделированными краями для создания специальных фактурных эффектов.

Валики для работы краской

Существует множество типов валиков для нанесения краски, изготовленных, например, из чистой овечьей шерсти или резины и пластика, обладающего определенной отформованной фактурой, которая придает слою краски специфический характер и отделку. Валики различных типов могут использоваться художниками для нанесения грунтовки, в особенности когда поверхность не требует гладкой обработки. Данные инструменты более уместны для работы на жестких основах, чем на холсте (исключая случаи, когда холст сперва натянут на поверхность плоской стены или доски и впоследствии натягивается на подрамник по завершении работы над картиной).

При работе разбавленной краской валик способен быстро создавать повсеместные фактурные эффекты, напоминающие эффекты, создаваемые губкой. С помощью густой краски эти инструменты образуют характерную фактуру, используемую художниками для решения вопросов, связан-ных с выразительными качествами работы.
Применяя валик для быстрого покрытия очень крупных участков поверхности, вы можете укрепить его на более длинной ручке.

img_355

Альтернативные инструменты для живописи

1 Синтетический тампон для живописи
2 Натуральные губки
3 Приспособление для мойки стекол
4 Скребок для очистки ветрового стекла автомобиля
5 Кредитная карточка
6 Пластиковый шпатель для домашних работ
7 Скребок с краем-гребнем для домашних работ
8 Валик из овечьей шерсти
9 Валик для фактурной краски

Мастихины

img_356

Мастихин ромбовидной формы

img_357

Масхин ромбовидной формы небольшого размера

oborudovanie_jivopis24

Мастихин в форме строительного мастерка

img_359

Мастихин грушевидной формы

oborudovanie_jivopis25

Мастихин в форме лопатки

В отличие от шпателей-мастихинов (ножей) для палитры мастихины для живописи используются для нанесения краски на поверхность холста. Каждый из них имеет длинный, тонкий, изогнутый стальной стержень с лезвием на конце. Изогнутый стержень обеспечивает более низкое положение лезвия по отношению к деревянной ручке, тем самым предотвращая контакт руки художника с поверхностью основы в процессе работы. Лезвия мастихинов достаточно эластичны и упруги; их форма, длина и общие размеры крайне разнообразны и существенно отличаются от инструмента к инструменту.

Наиболее часто встречаются мастихины ромбовидной, грушевидной формы и в форме «совка»: с их помощью художник может достигать целого ряда выразительных эффектов.

Шпатели-мастихины для палитры

img_364

Прямой шпатель - масхин для палитры

img_363

Изогнутый шпатель - масхин для палитры

Это — инструменты с прямым или изогнутым лезвием из упругой стали; они используются для смешивания и перемещения краски на палитре, а также для ее удаления в конце сеанса живописи. Кроме того, эти инструменты применяются, чтобы смешивать ингредиенты для живописи на раскатной красочной плите (камне для перетирания красок) перед процессом перетирания, а также для удаления краски с краев краскотерки.

Аэрографы и краскораспылители

В данных инструментах используется сжатый воздух, чтобы измельчить и распылять краску на основу в виде тонкой струи. Аэрограф — миниатюрный, напоминающий ручку распылитель краски, который позволяет художнику контролировать работу лишь на незначительном участке основы. Работая стандартным краскораспылителем, вы сможете нанести однородные или градиентные тона на поверхности холста крупных размеров. Существует ряд различных систем, включая аэрографы с подачей под давлением или безвоздушные типы. Однако распылители с гравитационной подачей (в которых емкость с краской находится над корпусом, чтобы под воздействием силы тяжести обеспечить подачу краски в наконечник) или пневматические системы (емкость с краской крепится ниже корпуса, а краска поступает в наконечник сифон-ным методом) — наиболее часто встречающиеся инструменты, к которым прибегают художники, когда объем их красок для работы ограничен или когда краски обладают низким уровнем вязкости.

Краску необходимо разбавить до образования жидкой консистенции; она не должна содержать комков, которые могут засорить аэрограф или распылитель. Некоторые художники принимают очень разумное решение — они «процеживают» краску сквозь нейлоновую сетку или сито перед использованием. В процессе работы масляными или акриловыми красками следует помнить о том, что инструмент необходимо очистить немедленно после ее завершения. Стандартная процедура очистки состоит в обработке растворителем всей системы. Распыляйте растворитель, прикрыв наконечник-сопло аэрографа или краскораспылителя плотной тканью. В результате давления оставшаяся внутри инструмента краска вернется обратно в емкость. Повторяйте процесс до тех пор, пока распыляемый растворитель не станет совершенно чистым.

В процессе работы очень важно пользоваться качественным респиратором, так как мельчайшие капельки и частицы краски или растворителя после распыления могут некоторое время находиться в воздухе, (см. с. 370, где дается информация о мерах предосторожности.)

Оборудование для аэрографа

img_360

Аэрограф с компрессором (с гравитационной подачей)

img_361_1

Краскораспылитель с компрессором (с гравитационной подачей)

img_361

Респиратор