Кисти

Кисти для живописи можно разделить на две основные категории: кисти с мягким пучком, такие, как колонковые, беличьи, кисти из бычьего волоса или мягкие синтетические типы, а также более твердые щетинные кисти, которые изготавливаются из свиного волоса или синтетических волокон—для них характерны повышенная жесткость и эластичность. Кроме того, в дополнение к упомянутым видам кистей, которые используются для нанесения краски, существуют и другие виды, как, например, кисти для смешивания красок, которые применяются уже после ее нанесения на основу, для дальнейшего манипулирования.

Способы изготовления кистей в прошлом

Начиная с первобытных времен, кисти, как правило, изготавливались из щетины животных, связанной и укрепленной на конце палочки, или из более мягких волосков, вставленных в птичье перо. Однако в Древнем Египте тростниковые кисти изготавливались иначе: ствол расщеплялся с одного конца, отдельные волокна отделялись друг от друга и ствол крепко перетягивался в точке расщепления волокон. Другие виды кистей производились в процессе перевязывания веточек и прутьев различной толщины.

img_333

Египетские тростниковые кисти для письма

В XV веке итальянский художник Ченнино Ченнини в одном из своих трактатов дал детальные инструкции и описание процесса изготовления кис-тей. Для изготовления мягких кистей отбирались пучки волосков из обработанных хвостов горностая (или кролика), пучки следовало помещать в птичьи перья различного размера — от пера ястреба до голубиного. Волоски связывались и заключались во внутрь трубочки пера, затем вытягивались до образования пучка необходимой длины. С другой стороны трубочки вставлялась гладкая, остро заточенная палочка (черенок) длиной около 20-25 см — из ветвей каштана или клена; она служила ручкой кисти.

Щетинные кисти изготавливались в два этапа. Сначала перевязывали и укрепляли на палке белую свиную щетину весом около полкилограмма; такая кисть использовалась для побелки стен до тех пор, пока она не смягчится. Затем щетину отвязывали и собирали в более мелкие пучки нужного размера. В каждый пучок вставлялась деревянная палочка и кисть перевязывалась на уровне половины длины волоса щетины. Этот метод практиковался вплоть до начала ХГХ века, когда получила широкое распространение металлическая обойма — кусок жести, обеспечивающий надежное соединение между пучком кисти и ее ручкой. Это также означало, что теперь может изменяться и форма пучка кисти — в результате появились плоские кисти.
В настоящее время, производители покупают сырье у поставщиков в почти готовом виде — волоски обработаны, подравнены и связаны в пучки. В процессе обработки колонкового волоса он обрезается очень близко к поверхности шкуры, после чего удаляются его кончик и основание, мягкая шерсть вычесывается у основания, в результате чего остаются только крепкие волоски. Волосу придают прямолинейную форму под давлением и паром и вытягивают пучок до необходимой длины.

Процесс производства

Производитель кистей укладывает пучки волосков в узкий стаканчик (гильзу) цилиндрической формы. Затем удаляются притуплённые и короткие волоски. Производитель раскладывает ряд волосков на рабочей поверхности и отбирает количество, необходимое для формирования в обойме кисти одного пучка. Волоски располагаются в гильзе меньшего размера и слегка обстукиваются. Потом пучок извлекается и скручивается с помощью пальцев. В результате скручивающих движений пучок колонковой кисти приобретает форму.

При изготовлении кистей из нейлона и кистей с длинной щетиной форма их пучка образуется благодаря расположению волосков в гильзе с изогнутым основанием. Волоски осторожно подгоняются и укладываются в обойму без предварительного связывания. Пучки крупных колонковых кистей перед заключением в обойму и вытягиванием перевязываются хлопчатобумажной ниткой с помощью выбленочного узла. Затем тщательно проверяется неизменность длины волоса пучка. Процесс изготовления кистей «фундук» (см с. 120), одна из которых носит название «кошачий язык», напоминает процесс изготовления круглых; при этом обойме с помощью плоскогубцев придается плоская форма. Плоские кисти производятся с использованием гильз с плоским днищем; их пучок помещается в круглую обойму, которая впоследствии расплющивается плоскогубцами.

Круглые кисти

img_334

Синтетическая тонкая

img_335

Свиной волос

img_342

Колонковая для заливок

Полукруглые кисти

img_336

Синтетическая

img_337

Свиной волос

img_338

Колонковая

Плоские кисти

img_341

Колонковая плоская короткая

img_340

Свиная плоская короткая

Типы кистей с натуральным волосом

Кисти каждой из двух категорий используются для достижения специфических, конкретных целей и могут применяться несколькими различными способами.

Кисти с мягким пучком

Великолепные характеристики, продемонстрированные этими кистями в создании тончайших тональных заливок, обусловливают их использование практически только в акварельной технике; однако они могут с тем же успехом и с той же целью применяться в акриловой и масляной живописи, в особенности для нанесения лессировок и тонкой детализированной работы. Другие виды их использования включают техники штрихования в темперной и фресковой живописи, декоративный рисунок в керамике, живопись на стекле и, наконец, любых участках, которые требуют утонченной и контролируемой работы.

Эти кисти способны удерживать значительный объем разбавленной краски, одновременно сохраняя свою форму. Помимо создания эффектных, спонтанных заливок на больших участках основы, данные кисти используются для точной, выверенной работы.

Щетинные кисти

Эти кисти грубее кистей из мягкого волоса; их пучок удерживает большой объем густой краски и при этом сохраняет свою форму. Они широко используются в масляной и акриловой живописи и особенно эффективны для разнообразной, интенсивной работы кистью, а также для создания картин крупного формата. Эти кисти редко применяются в акварельной технике, за исключением случаев, когда влажная кисть используется для удаления и размыва краски и, кроме того, с помощью небольшого объема краски — для создания специальных фактурных эффектов.

Щетинные кисти очень эффективны в процессе покрытия краской крупных участков однородного тона, для создания плавного перехода из одного цвета в другой, тональных градаций густой масляной или акриловой красок и эффектов в трафаретной технике и технике фроттаж (т. е. создании изображения способом притирания поверхности основы, расположенной непосредственно на рельефном объекте — для снятия отпечатка).

Формы кистей

В пределах этих двух основных типов кистей — мягких и щетинных — существуют кисти различной формы: круглые и плоские. Данная характеристика определяется поперечным сечением обоймы кисти. В этих группах существуют «подвиды», характеризующиеся различной длиной и формой пучка.

Круглые кисти

Среди круглых кистей следует, в первую очередь, выделить стандартные тонкие кисти. Мягкие образцы могут образовывать тончайшую точку; производители выпускают целый ряд таких кистей с пучком различной длины. Наиболее короткие кисти используются в миниатюрной живописи. В разряде кистей стандартной длины колонковая кисть с более коротким пучком обойдется вам дешевле — она удерживает меньше краски и ее кончик наносит в процессе работы менее плавный мазок.

Тонкие колонковые кисти с длинным пучком включают линейные и каллиграфические (writer liner rigger и т. д., кстати, последний термин происходит от английского слова rigging — «такелаж» и используется потому, что кисть первоначально применялась для изображения на картине оснастки кораблей). Они также используются для создания знаков и вывесок наряду с кистями stripers (для на-несения и закрепления конту-ров рисунка) — круглыми, кистями с длинным, напоминающим зубило пучком, которые, кроме того, применяются для нанесения длинных мазков одинаковой толщины.

Другие виды мягких круглых кистей — флейц и кисть для заливок, обычно изготавливающиеся из беличьего волоса или его имитации, применяются для покрытия заливками крупных участков основы или удаления излишков краски.
Пучок круглых щетинных кистей гладкий и изогнутый, он прочен и устойчив к нагрузкам и способен удерживать большой объем краски.

Кисти полукруглые

Кисти этого вида занимают промежуточное положение между плоскими и круглыми кистями. Строго говоря, они принадлежат к категории плоских кистей, поскольку имеют плоскую обойму; но в действительности они изготавливаются как круглые кисти, обойма которых расплющивается впоследствии. Кончик пучка этих кистей округлен, а сам пучок совмещает в себе некоторые преимущества круглых и плоских кистей. Изогнутый кончик пуч-ка позволяет хорошо контролировать кисть при нанесении мазка до края контура неправильной формы.

Плоские кисти

Все кисти с пучком прямоугольной формы, заключенные в плоские обоймы, называются плоскими. Такие кисти с коротким пучком носят название контурных. Щетинные контурные кисти разработаны для техники алла прима, прежде всего, для масляной живописи и используются для нанесения коротких мазков ударами кисти.

Плоские кисти с более длинным пучком изготавливаются из мягкого волоса — их еще называют «одноштриховыми» или «филенчатыми». Они способны удерживать достаточный объем краски для нанесения единственного длинного мазка (например, филенки в настенной росписи) с четкими и ясными краями по поверхности основы средних размеров. Тонкая грань кисти также может применяться для нанесения четких резких контуров. Упругость и эластичность волоса в длинном пучке плоской щетинной кисти способствует созданию более протяженного, гладкого мазка по сравнению с контурной кистью, но при этом пучок сохраняет характерную прямоугольную форму.

Тонкая, заостренная плоская кисть имеет мягкий пучок, который во влажном состоянии легко собирается в острый кончик, а при наполнении краской формирует плоскую грань. Кисть очень эффективна как для нанесения краски, так и для смягчения резких контуров.

Размеры кистей

Производители выпускают кисти различных размеров в пределах каждого типа — от № 00 (наименьший размер) до № 16 (самая крупная) (в России номер кисти соответствует ширине или диаметру пучка волос в мм у обоймы, №2 = 2 мм, № 30 =30 мм). Толщина ручки прямо пропорциональна размеру кисти, поэтому, например, кисть № 6 имеет достаточно толстую ручку, а № 00 — самую тонкую. Характерная форма ручки с утолщением у самой обоймы специально разработана для предотвращения контакта между кистями в процессе одновременной работы несколькими кистями.

Длина акварельных кистей составляет 17,5-20 см; длина кистей для масляной, алкидной и акриловой живописи находитсяв пределах 30-35 см.

Различные эффекты в работе кистью

На нижней иллюстрации представлен ряд схожих между собой мазков, нанесенных на влажную бумагу. Они выполнены как прозрачные заливки кистью с мягким волосом и затем корпусной краской при использовании жесткой кисти.

oborudovanie_jivopis1


Мазок нанесен плоской стороной кисти

oborudovanie_jivopis2

Мазок нанесен тонким краем кисти

oborudovanie_jivopis3

Волнистый мазок нанесен плоской стороной кисти пол углом к поверхности

oborudovanie_jivopis4

Мазок нанесен плоской стороной полусухой кисти

oborudovanie_jivopis5

Мазок нанесен плоской стороной кисти на влажной бумаге

oborudovanie_jivopis6

Мазок нанесен тонким краем кисти на влажной бумаге

oborudovanie_jivopis7

Мазок нанесен плоской стороной кисти

oborudovanie_jivopis8

Мазок нанесен тонким краем кисти под углом к поверхности

oborudovanie_jivopis9

Волнистый мазок нанесен кистью в вертикальном положении

oborudovanie_jivopis10

Мазок нанесен полусухой кистью

oborudovanie_jivopis11

Мазок нанесен плоской стороной кисти на влажной бумаге

oborudovanie_jivopis12

Мазок нанесен тонким краем кисти на влажной бумаге

Кисти с пучком из смешанного волоса

oborudovanie_jivopis13

Круглая кисть восточного вида

oborudovanie_jivopis14

Прямоугольная колонковая кисть в птичьем пере

oborudovanie_jivopis15

Тонкая колонковая кисть в птичьем пере

oborudovanie_jivopis16

Флейц «хек» (восточный вид)

oborudovanie_jivopis17

Веерная кисть

oborudovanie_jivopis18

Щетка для создания фактуры (в виде точек)

oborudovanie_jivopis19

Трафаретная кисть

oborudovanie_jivopis20

Флейц для панирования

Кисти специального назначения

Кроме основных и наиболее популярных видов кистей, существует целый ряд других инструментов, которые выполняют вспомогательные функции.

Кисти восточного вида. За исключением кисти типа «хек» — плоской кисти, используемой для нанесения заливок и удаления с основы частиц угля, большинство кистей восточ-ных видов имеют круглую форму. Их конструкция предусматривает наличие большой массы волосков для образования и поддержания формы и размеров вокруг центральной части — сердцевины (из-готавливаемой из оленьего, козлиного, кроликового или волчьего волоса). Пучок кисти даже самых крупных размеров способен образовывать тонкий кончик.

Колонковая кисть в птичьем пере. Кисти с мягким волосяным пучком изготавливаются традиционным способом — волоски связываются в пучки, после чего заключаются во внутреннюю часть птичьего пера. Существует целый диапазон разме-ров этих кистей в зависимости от размеров птицы, у которой было взято перо. В основном на рынке представлены перья (в порядке возрастания размеров): жаворонка, вороны, маленькой утки, утки сред-них размеров, крупной утки, лебедя, маленького гуся, гуся средних размеров и крупного гуся.

Веерная кисть. Это — плоская кисть, пучок которой напоминает форму веера. Она предназначена для рас-тушевки краски, уже нанесенной на основу. В сухом состоянии кисть смягчает контуры краски и удаляет следы и фактуру мазка в работах с тонкими, сплавленными слоями (например, в портрете).

Щетка для создания фактуры. Разработана специально для оформителей-декораторов, но также эффективна для работы художников.

Трафаретные кисти-щетки. Объем-ные, плотные, напоминающие обрубок, кисти круглой формы с очень упругим, плоским и тупым пучком. Используются для нанесения крас-ки сквозь отверстия в трафарете.

Кисти для лакирования. Плотные, широкие, щетинные кисти с длин-ным волосяным пучком для нанесения лака на поверхность масляной живописи равномерными мазками.

Процесс очистки кистей

Работая быстровысыхающими материалами, такими, как акриловые краски, вытирайте и промывайте кисти после выполнения каждой манипуляции. Используя средства с продолжительным сроком высыхания, очищайте кисти после окончания каждого сеанса живописи. Не используйте горячую воду, поскольку под воздействием тепла металл обоймы может расширяться. В результате отдельные волоски пучка выпадают, а акриловая краска затвердевает непосредственно на кисти.

oborudovanie_jivopis21

1 Вытрите кисть, прополощите ее в растворителе и затем — еще раз — прополощите кисть в чистом растворителе. Промойте кисть струей холодной воды из-под крана.

oborudovanie_jivopis22

2 Слегка разотрите кисть о кусо-чек хозяйственного мыла, затем образуйте на ладони небольшой объем пены (она вскоре покажет цвет последнего использованного пигмента).

oborudovanie_jivopis23

3 Промойте кисть в холодной воде и снова разотрите кисть о кусочек мыла. Повторяйте про-цесс до тех пор, пока в пене не останется никаких следов пигмента. Прополощите кисть хо-лодной водой и поставьте сушить в банку волосом вверх.