ДЛЯ РАБОТЫ ВО ВСЕХ ТЕХНИКАХ ЖИВОПИСИ требуется связующее вещество определенного вида, чтобы удерживать частицы пигмента вместе и обеспечить клейкость и надежный контакт частиц с поверхностью холста или доски. В зависимости от вида техники связующее может быть различных типов: гуммиарабик — в акварельной технике, яичный желток — в темперной, высыхающее масло — в масляной живописи, пчелиный воск — в энкаустике или акриловая эмульсия — в акриловой технике. В каждом случае способы приготовления краски и методы манипулирования ею значительно варьируются. В данной главе мы рассмотрим материалы и техники, ассоциируемые с большинством традиционных и современных средств живописи.

  • Оборудование для живописи

    СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ИНСТРУМЕНТОВ, которые могут быть использованы для нанесения краски на основу, включая губки, шпатели, скребки, ножи, мастихины, валики, аэрографы и пистолеты-краскораспылители. Однако наиболее важным из всех инструментов, безусловно, является кисть.

  • Акварель

    В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ СТОЛЕТИИ художники использовали в качестве связующего в своей живописи различные виды водорастворимых веществ, добавляемых в перетертые пигменты. Тем не менее специфический живописный материал, известный сегодня как акварель, стал развиваться и приобрел огромную популярность среди художников английской школы второй половины XVIII и первой половины XIX веков. За этот сравнительно короткий промежуток времени не-сколько выдающихся художников освоили данную технику. До тех пор применение акварели имело преимущественно «топографический» характер и разбавленные краски использовались для аккуратного заполнения цветовой заливкой контуров объектов, предварительно выполненных и тщательно детализированных пером и тушью или карандашом. В настоящее время стало очевидным, что именно эти художники превратили акварельную технику в искусство, провозгласив рождение новой традиции в живописи, которая несла в себе выразительность и изысканность этого материала, а также его поразительную непосредственность. Каждый из этих художников внес значительный вклад в развитие акварельной живописи.

  • Гуашь
    ГУАШЕВЫЕ КРАСКИ ПОЛЬЗУЮТСЯ БОЛЬШОЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ среди дизайнеров и иллюстраторов, которые применяют их для создания участков матового, однородного цвета. Кроме того, гуашь — очень удобный материал для художников, работающих в небольшом формате в традициях индийской или персидской миниатюрной живописи, в которой иногда — на определенных участках — необходимы гладкие и непрозрачные краски. Помимо данных видов применения, гуашь может быть полезной для выполнения работ с высоким разрешением и четкостью изображения в крупном формате.
  • Темпера

    В ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ СВЯЗУЮЩИМ ВЕЩЕСТВОМ для пигмента являются или натуральная эмульсия, как, например, яичный желток, или искусственная эмульсия, такая, как гумми (камедь), или клеевая эмульсия. Важнейшая характеристика эмульсии состоит в том, что она состоит из стабильной смеси или взвеси двух видов жидкости, которые при нормальных условиях не смешиваются между собой, таких, как масло и вода. Составы, используемые в темперной живописи, обычно представляют собой водорастворимую или водомасляную (по типу «масло в воде») эмульсии, в которых масляный ингредиент образует в воде стабильную взвесь в виде мельчайших капелек. Однако существуют также эмульсии типа «вода в масле», в которых мелкие капельки воды взвешены в масляной жидкости.

    Наиболее обычная форма темперной живописи — яичная темпера, которая является водорастворимой. Яичный желток представляет собой натуральную эмульсию, которая при смешивании с пигментами и дистиллированной или очищенной водой образует быстровысыхающее средство для живописи с хорошими рабочими свойствами и характерными особенностями. Этот материал традиционно используется в работах, которые выполняются осторожно и в мед-ленном темпе. Яичная темпера плохо совмещается с прямой, непосредственной техникой живописи, которой свойственны густые и плотные слои краски на поверхности холста. В данной технике краски наносятся тонкими мазками в процессе многократного и систематического наложения слоев. Своей уникальностью темпера отчасти обязана возможности множественного перекрывания мазков краски без малейших потерь качеств и свежести картины — это свойство в других средствах живописи выражено в значительно меньшей степени. В действительности цвет и форма самого первого нанесенного слоя краски оказывают воздействие на характер всех последующих слоев.

  • Масляные краски

    МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ ПРОИЗВОДЯТСЯ ИЗ ПИГМЕНТОВ, перетертых в высыхающем (или полувысыхающем) масле, таком, как льняное, ореховое или сафлоровое масла. Использование масел данных видов в качестве связующих веществ придает краскам характерный внешний вид и качества, которые значительно упрощают процесс живописи. Перетертые в масле пигменты обладают особенным резонансом глубины и цвета и могут использоваться в широком диапазоне различных техник. Они охватывают как прозрачный, так и непрозрачный виды живописи и включают непосредственно мето-дику работы «по сырому», а также методы осторожного и постепенного выстраивания картины — слой за слоем — в соответствии с заранее определенными системными установками. Масляная краска может наносится в виде тонких, прозрачных лессировок а может — пастозными мазками. По сравнению с другими материалами живописи масляными красками можно работать на поверхности основы существенно дольше — до тех пор, пока они сохраняют влажность. Эта особенность составляет основу для создания эффектных переходов из одного тона в другой и безопасного введения в работу новых и свежих красок. Кроме того, качества краски обусловливают возможность ее использования на пленэре. В масляной технике нанесенная влажная краска не меняет свой цвет после высыхания.

  • Акриловые краски

    АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ, которые были разработаны в начале 50-х годов и с тех пор постоянно совершенствуются, представляют собой значительное дополнение группы светостойких живописных материалов. Можно сказать, что их появление на рынке художественных материалов стало таким же важным событием, каким был в свое время более продолжительный переход от яичной темперы к масляной живописи в течение XV века. Наиболее важный аспект акриловых красок заключается в их огромном разнообразии: их можно использовать для создания очень бледных заливок или лессировок, а также в густой пастозной технике со множеством фактурных эффектов. Современные акриловые эмульсии не подвержены посте-пенным химическим изменениям, которые свойственны пленке масляных красок. Лучшие акриловые эмульсии не желтеют и не затвердевают со временем. В работе акриловыми красками для наложения слоев не требуется никаких специальных техник — высохшая пленка будет оставаться прочной и не будет образовывать трещин. С этой точки зрения акриловые краски гораздо проще в использовании, чем масляные. Поскольку краска высыхает за очень короткий период времени, ими можно пользоваться вновь (накладывать на основу и слой на слой) быстрее по сравнению с масляными. Однако при этом у художника остается меньше времени для манипуляций с краской на основе, и в этом отношении масляные краски предпочтительнее акриловых. Также следует оговориться, что, сравнивая масляную и акриловую живопись в пастозной технике, первая более свежа и динамична, чем вторая. Но акриловые краски прочные и эластичные; кроме того, в сравнении с более традиционными прозрачными, непрозрачными и комбинированными видами техник акриловые краски можно выскребать, да-вить, бросать, распылять, смешивать с наполнителями для создания фактурных эффектов, даже плести.

  • Энкаустика

    ЭНКАУСТИКА КАК ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ включает смешивание пигментов в плавленом воске, после чего горячие восковые краски наносятся на поверхность основы. Энкаустика — одна из наиболее устойчивых техник живописи, некоторые древние работы, выполненные восковыми красками, и сейчас так же свежи, как во время их создания. Следует использовать только светостойкие пигменты, а сами работы не должны нагреваться до высоких температур, при которых поверхность воска может расплавиться. Преимущества этой техники заключаются в том, что работы безучастны к влиянию нормальных атмосферных изменений и они не сжимаются и не расширяются; воск не вызывает агрессивных химических реакций при взаимодействии с пигмента-ми и грунтовочным слоем; он обладает хорошими отражающими свойствами и после натирания тканью демонстрирует характерный, привлекательный блеск. В технике энкаустики возможен широкий спектр разнообразных эффектов; кроме того, вы можете приостанавливать и возобновлять работу по своему усмотрению без какого-либо ущерба для пленки краски. При этом поверхность восковых красок должна быть защищена от неосторожного механического воздействия.