Функциональные аспекты обрамления

Функциональные аспекты обрамления

Что касается деликатных, хрупких и уязвимых работ, то их обрамление представляет собой важную составную часть мероприятий по их защите. Например, чем раньше пастельный рисунок будет помещен под стекло, тем больше у нее шансов на продолжительное существование. То же самое можно сказать о картинах в акриловой живописи, поверхность которых характеризуется мягкостью и повышенной восприимчивостью к пыли.

История обрамления

Ранняя практика Ренессанса, связанная с подготовкой и живописью на доске (покрытой левкасом), часто включала багет и позолоту рамы в качестве неотъемлемой части работы в целом. Однако по мере развития живописи на холсте рама становилась отдельным компонентом — она крепилась к холсту после завершения процесса живописи. Рама была важным и достаточно дорогим декоративным украшением, предназначенным для выгодного представления всей работы и как самостоятельный элемент — для демонстрации мастерства багетчика. Стремление украшать произведения живописи привело к созданию некоторых экстраординарных, замысловатых и очень красивых рам. но они часто не имели ничего общего с тем, что происходило на холсте.

Современные веяния

В конце XIX и на протяжении XX века среди художников предпринимались неоднократные попытки вернуться к ранней концепции, согласно которой рама и живопись были более взаимосвязаны между собой. Такие художники, как Ван Гог и Сера, например, часто раскрашивали свои рамы в стиле, близком самой живописи. Сера наносил на раму пятнышки тех же красок, что были использованы в картине. Существовали и альтернативные решения: либо не использовать раму вовсе, либо просто защитить холст тонкими планками окрашенного и неокрашенного дерева твердых пород.

Среди современных художников, которые разрабатывали и продвигали вперед идею единства и полной взаимосвязи между рамой и картиной, — художники Хауэрд Ходгкин и Миммо Паладино: первый старался сделать это в работе, где живопись и рама сливались воедино практически незаметно, а последний — введением новых мотивов в живопись на раме, которые расширяли и обогащали тему самой картины.

Хауэрд Ходгкин часто применяет переработанную твердую древесину в качестве основы уже тем или иным образом обрамлена. В некоторых случаях художник акцентирует раму в виде арки авансцены, через которую мы видим, как правило, живой и яркий мир. В других работах художник, кажется, игнорирует раму вообще, свободно нанося на нее краски и не замечая ее присутствия. Между этими двумя крайностями существует ряд подходов; они демонстрируют инстинктивное осознание того, каким образом концепция рамы может действительно играть роль в общей структуре произведения.