Техническая экспертиза работ

В МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКЕ СУЩЕСТВУЮТ определенные стандартные методы исследования, которые рассказывают нам о том, как создавались картины и что с ними происходило после их создания. Для художников такая информация имеет особенно важное значение — ведь она содержит огромные практические знания о том, как создается живопись. В частности, можно многому научиться об искусстве сопоставления и наложения цвета и о поведении специфических пигментов в конкретных связывающих материалах. Нам дается четкое представление о всех стадиях построения картины, и мы чувствуем: то, что с обычной точки зрения ранее казалось невозможным, на практике становится легко достижимым. Кроме того, данные техники могут оказаться полезными, когда мы используем материалы, недоступные художникам прошлого. Некоторые из новых светостойких синтетических органических пигментов, разработанных, например, для автомобильной индустрии, обладают настолько чистыми и сильными цветами, что при использовании в манере структуры слоев картин XV или XVI веков могут дать различные и совершенно неожиданные результаты.

Виды экспертиз

Современные технологии могут многое рассказать нам о создании картин и о том, что случилось с ними со времени их появления — фактически без малейшего воздействия на эти картины. Из шести методов экспертизы, описанных ниже (включая использование рентгеновских лучей и специальной фотографии), пять можно смело назвать «ненасильствен-ными».

Микроскопическая экспертиза

Исследование картины при использовании оптического микроскопа — неагрессивный метод, который дает информацию о методике построения слоев в картине, а также о том, подвергалась ли работа последующей правке, переписи или реставрации. Микрофотография позволяет получать очень ясное представление о технике нанесения крохотных мазков краски.
Сканирование электронным микроскопом (SEM) также позволяет нам ближе рассмотреть поверхность работы, но на этот раз при огромном увеличении: наиболее мелкие частицы пигмента кажутся здесь величиной с теннисные мячи.

Фрагмент поверхности
Благовещение (около 1278), Дуччо

Макрофрагмент демонстрирует наращивание слоев краски на границе ниже травленой позолоты.
Краска в поперечном сечении

Крохотные частицы краски, взятые с поврежденных краев доски или холста, вкрапливаются в прозрачную смолу, разрезаются и исследуются через микроскоп. Плоское поперечное сечение дает ясное представление о том, как выстраи-вались слои красок в картине.

Поперечное сечение образца краски также позволяет исследовать структуру слоев посредством микрохимического анализа, используя газовую хрома-тографию, масс-спектрометрию (GC-MS) и инфракрасную Фурье-микроспек-трофотометрию (FTIR). Все это позволяет ученым С точностью проанализировать пигментный состав картины, а также компоненты и технику живописи. Так, например, существует возможность определить разновидность быстровысыхающего масла или тип использованного связующего (яичный или казеиновый).

img_1211

Портрет Александра Морнауера (около 1464-1488), Неизвестный художник («Мастер портрета Морнауера»)

До технической экспертизы картины считалось, что задний план синего цвета и размер головного убора являлись частью оригинального замысла художника.

Поперечное сечение краски. Данная экспертиза обнаружила слой железной лазури, которая стала доступна художникам только спустя 200 лет после написания картины.

img_1213

После реставрации

Вслед за открытием, что синий фон переписан значительно позже, картина была отреставрирована и приобрела первоначальный вид. Здесь она имеет значительно более однородный характер и несет в себе ощущение внутреннего соответствия.

img_1215

img_1214

Фрагмент в рентгеновских лучах

В данном рентгеновском фрагменте вы ясно видите, что художник первоначально изобразил Венеру, смотрящую вниз на купидона, а не в сторону зрителя.

Рентгеновский анализ

Рентгеновские лучи проникают сквозь всю структуру картины и демонстрируют практически все элементы и детали. Если работа выполнена на холсте, рентген покажет подрамник и гвозди, удерживающие холст в раме. Рентгеновский анализ также выделяет непрозрачные пигменты — в особенности белила свинцовые, а также киноварь и свинцово-оловянную желтую. Поскольку черты лица обычно формируются с помощью белил свинцовых, мы можем видеть изменения, которые художник вносил в картину в процессе работы. Рентгеновский анализ, кроме того, полезен для оценки состояния живописи, так как он часто способен выявить участки тяжелых разрушений и интенсивной реставрации.

img_1216

Венера, Меркурий и купидон (Школа любви) (1494), Корреджо

Инфракрасная фотография

В этой фотографии была использована инфракрасная чувствительная пленка и традиционная камера. Инфракрасное излучение проникает сквозь верхние слои картины и помогает исследовать слой непосредственно под видимой поверхностью. Это особенно важно для определения возможных предварительных рисунков под слоями краски. Этот метод часто показывает, что художник прорисовывал несколько различных вариантов работы прямо на холсте или доске перед тем, как окончательно решить все вопросы, связанные с композицией для завершения картины.

img_1218

img_1217

Фрагмент в рентгеновских лучах

Несколько различных положений рук Джованни Арнольфидни в предварительном рисунке показывают, что для ван Эйка было крайне важно найти верный вариант для завершенной работы. В найденном жесте руки чувствуется больше умиротворения и спокойствия, которые выражены практически в боковом развороте ладони. В ранней версии ладонь была более открыта (что четко видно в предварительном рисунке). Анализ показывает, что ван Эйк прорабатывал таким образом и многие другие участки, стараясь оценить различные варианты одного и того же элемента композиции.

img_1219

Портрет Джованни Арнольфини и его жены Джованны Йенами («Чета Арнольфини») (1422), Ян ван Эйк

Инфракрасная рефлектография

Инфракрасная рефлектография является продолжением принципа рентгенографии. Но вместо рентгеновской пленки (см. выше) в данном случае используется светочувствительный инфракрасный детектор (детектор ИК-излучения) в телевизионной камере. Камера соединена напрямую с монитором, а вся система работает в режиме реального времени. Диапазон инфракрасной рефлектографии значительно шире по сравнению с диапазоном инфракрасной фотографии. В частности, инфракрасная фотосъемка не позволяет проникнуть в спектр синих и зеленых, а для инфракрасной рефлек-тографии это не проблема. Данный метод в значительной степени заменил инфракрасную фотографию в музеях.

Ультрафиолетовый анализ

Фотосъемка картины в ультрафиолетовом свете создает эффект разнообразного свечения различных материалов на поверхности краски. На практике этот метод является надежным показателем состояния картины. Это означает, что позднейшие наслоения лака будут отличаться от первоначального слоя по цветовому тону. Это справедливо и для ретушированных участков в сравнении со слоями оригинальной краски. Вот почему данный вид анализа оказывает реставратору неоценимую помощь в исследованиях.