Лаковые покрытия

ЛАК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТОНКИЙ ЗАЩИТНЫЙ СЛОЙ между пленкой краски и атмосферой. Он должен быть прозрачным и бесцветным; кроме того, он должен образовывать прочную и надежную связь с высохшей пленкой краски. В то же время необходимо, чтобы лак легко удалялся, не оказывая никакого воздействия на краску.

Защитные требования

Лак должен защищать пленку краски от атмосферной грязи и пыли, а также от механического воздействия. Если лак слишком мягкий (см. Покрытие лаком акриловой живописи), он собирает пыль. Некоторые термопластичные виды смол обладают низкими температурами стеклования: это означает, что они размягчаются при относительно низкой температуре и, таким образом, притягивают пыль.

Лаки предоставляют некоторую степень защиты от воздействия кислорода и влаги: эта характеристика меняется в зависимости от их проницаемости. Они должны быть достаточно эластичными, чтобы предотвратить возникновение трещин при сжатии и расширении холста. Давление лакового покрытия на слой красок не должно превышать минимальных значений. Добавленные в лак ультрафиолетовые поглотители могут функционировать в качестве фильтра, защищая краски от воздействия света; но на практике их применяют очень редко.

Разрушение лака

Лак способен разрушаться как физически, так и химически. Физическое разрушение находит свое выражение в появлении морщин и трещин, мелового налета, короблении и сжатии. Химическая деградация лака является результатом окисления смол и. несколько реже, растворителя. Линейные полимеры разрушаются в результате разрыва цепочек и поперечных межмолекулярных связей (что ведет к полной нерастворимости). Разрушение слоя лака представляет собой одну из главных проблем реставраторов.

Растворители лаков

Лаки типа растворителей высыхают непосредственно в процессе потери растворителя, т. е. в результате испарения. Пленка лака становится сухой (на прикосновение пальцем) еще до того, как весь растворитель покинет ее. Если лак образует гель при значительном содержании остаточного растворителя, он будет распространяться и заполнять неровности поверхностного слоя краски. Если такой растворитель легко окисляется и обесцвечивается, это может привести к обесцвечиванию и быстрому разрушению пленки краски. Это — одна из причин, почему нельзя наносить лак на невысохший слой краски. Старайтесь найти верный баланс растворителя в составе лаков: это поможет вам добиться качественного глянца и оптимального времени высыхания.

Смолы для лаков

Тип натуральной или синтетической смолы, используемой для приготовления лака, оказывает значительное воздействие на его долговечность и характер глянца.

Даммара. Натуральная даммарная смола обладает относительно слабой вязкостью в растворе скипидара (пинена) — это означает, что она легко наносится кистью и хорошо увлажняет поверхность. Смола обладает отличными глянцевыми свойствами и хорошо насыщает краски (особенно темных тонов), усиливая их глубину. Содержащиеся в даммарном лаке спиртовые и кетоновые компоненты вызывают постепенное окисление: смола с примесями обесцвечивается более быстро.
Синтетические смолы. Существует диапазон альтернативных синтетических смол: они широко используются в художественных лаках производства известных торговых марок. Это. прежде всего, полициклогексанон или кетоновые смолы. По степени вязкости кетоновые смолы близки даммарной; они создают похожую — крепкую — связь с поверхностью краски, легко наносятся кистью и хорошо увлажняют поверхность.

Аспект консервации

Несмотря на то, что все реставрируемые работы покрываются лаком, существуют определенные исключения. Это касается некоторых импрессионистских и кубистских работ, в которых художники открыто отвергали создание общего глянцевого покрытия. В некоторых картинах испанского художника XX века Хуана Гриса, например, в пределах одной работы сосуществуют как очень глянцевые, так и матовые участки.
Идеальных лаков не существует, и музеям остается лишь надеяться, что поверхностные качества лака будут на достойном эстетическом уровне, он останется бесцветным в течение приблизительно 40 лет и будет легко обратим.
Полициклогексаноны удобны в обращении и образуют на поверхности легкое, глянцевитое покрытие, но они содержат смолы с короткими цепочками, которые разрушаются при давлении и нагрузках. Поэтому, несмотря на легкую обратимость, это очень хрупкий материал.

Возможно, наиболее стабильным из всех синтетических полимеров является В72. Этот акриловый сополимер широко используется в консервации и реставрации, но он отсутствует на рынке розничных художественных материалов. Такие полимеры представляют собой смолы высокой степени вязкости с «длинными цепочками» — длинные цепочки полимеров, из которых состоят смолы, обеспечивают мобильность лака. По этой причине такие лаки увлажняют поверхность не полностью и поэтому создают менее выраженный глянец. В72 не желтеет и не меняет степень своей растворимости (в отличие от большинства смол) на протяжении длительного периода времени, а значит, материал всегда является обратимым. Он образует поверхность, по виду слегка напоминающую пластик. В72 невозможно наносить кистью, так как его консистенция близка консистенции патоки. Как правило, его распыляют в виде 2-процентного раствора. Раствор токсичен, поэтому в работе с ним следует соблюдать строгие меры предосторожности.

Даммарный лак попрежнему считается одним из лучших средств для консервации живописи. Он обладает хорошими поверхностными качествами, прост в нанесении и в достаточной степени обратим. Обычно используется лучший даммарный лак высокой очистки: принято считать, что необходимость в его замене возникнет лишь через несколько десятилетий.

Покрытие лаком масляной живописи

В главе, посвященной масляной живописи, было указано на опасность применения чрезмерных объемов смоляного лака в красках. В этом случае художник может обнаружить, например, что детализированные участки в поверхностном слое картины растворены и размазаны под воздействием смоляного лака, нанесенного на поверхность кистью. Это произошло потому, что растворитель в составе лака подверг повторному растворению смолу в слое краски. Тот же эффект может возникнуть много лет спустя, когда настанет время заменить старый, пожелтевший лак на новый: предназначенный для этого растворитель может потревожить оригинальный слой краски.

Для решения проблемы в процессе работы масляной краской следует полагаться только на быстровысыхающие масла и разбавители. Они позволяют обеспечить существенную (а значит более безопасную) разницу в степени растворимости между пленкой высохшей краски и лаком (см. выше).

 Покрытие лаком акриловой живописи

Если говорить об акриловой живописи, то разница в степени растворимости между слоем краски и лаком может быть действительно крайне малой. Поэтому при удалении слоя лака обычно возникают проблемы. С этой целью, очевидно, можно было бы применять смолу на основе растворителя, но это вызывает набухание акриловой смолы. Кроме того, такие виды смол не отличаются высокой стабильностью: они окисляются и становятся все менее растворимыми. В конце концов, для их удаления потребуются столь сильные растворители, что они почти наверняка разрушат и пленку акриловой краски.

Водорастворимые акриловые лаки известных торговых марок считаются вариантом акриловых дисперсий, которые являются связующим для самой акриловой краски. Ингредиенты, которые способствуют растворению акриловой смолы в воде, остаются в высохшей пленке, часто придавая слою лака молочный оттенок. Матовые добавки (используемые для снижения глянца акриловой дисперсии) также создают меловой эффект. Из-за мягкости акриловой пленки и ее способности притягивать пыль лучше поместить картину в застекленную раму.

Нанесение лака

Процесс покрытия картины лаком должен происходить в чистом, теплом, сухом и хорошо проветриваемом помещении. Картину следует очистить от частиц пыли и жира, а краска должна быть совершенно сухой.
Как правило, работу располагают горизонтально. Первый слой лака наносят очень тонко, при использовании плоской, широкой кисти из свиной щетины. Кисть для лакирования должна всегда применяться только с этой целью; конечно, следует содержать ее в абсолютной чистоте.

Можно выполнить несколько движений кистью. Лаки с короткими молекулярными цепочками, такие, как даммара, при продолжительном движении кисти образуют полуматовое покрытие; по мере высыхания лака кисть начинает нарушать целостность покрытия. Такие эффекты маловероятны в работе менее подвижными полимерами с длинными цепочками, но они создают и менее выразительный глянец.

Второй слой наносится кистью или распыляется (можно распылять оба слоя, но считается, что при нанесении кистью образуется более прочная связь между лаком и пленкой краски).

1 При крайней необходимости осторожно очистите картину ватным тампоном, смоченным слюной.
2 Используя кисть для лакирования, нанесите первый слой лака движениями в одном направлении, параллельно краям картины.

img_1206

3 Используйте кисть или распылитель, чтобы образовать тонкую, ровную пленку. Наносите мазки под прямым углом к мазкам первого слоя.