Процесс очистки и реставрация

Очистка картины — осторожный и поступательный процесс. В своей простейшей форме он состоит в удалении пыли с поверхности картины. Кроме того, процесс подразумевает снятие слоев лаков, обесцвеченных за долгое время, а также удаление краски с участков, обработанных реставраторами-предшественниками.

Как правило, лучшим методом удаления поверхностной пыли является разумное использование дистиллированной воды или слюны на белом ватном тампоне. Специальные очищающие средства нужно наносить маленькими тампонами только на малые участки и только один раз — необходимо проверять, что на тампоне, помимо пыли, нет пятен краски. Если это произошло, процесс очистки следует немедленно прекратить. Стоит ли говорить о том, что нельзя допускать контакт между использованным тампоном и ртом. Тампоны не подлежат повторному применению; их нужно утилизировать.

img_1199

После процесса очистки

На фрагменте картины «Послы» Ганса Гольбейна Младшего хорошо видны участки отслоившейся краски -это линии соединения отдельных секций доски.

После реставрации. Участки отслоившейся краски были заполнены шпатлевкой и, прежде чем были покрыты слоем даммарного лака, виртуозно отретушированы, используя Paraloid B72 с порошками пигментов. Весь процесс работы полностью обратим.

Очистка масляной живописи

Что касается масляной живописи, огромная часть скопившейся поверхностной пыли хорошо удаляется с помощью ватных тампонов, смоченных слюной. Можно также использовать очень малые объемы уайт-спирита на участках жировой пыли; при этом следует быть осторожным, чтобы не растворить слой лака. Это может стать проблемой для относительно недавно завершенной живописи, но старые работы, покрытые даммаровым или мастичным лаками, будут невосприимчивы к воздействию уайт-спирита.
В любом случае тампон должен быть лишь слегка смочен уайт-спиритом и сначала опробован на участках по периметру картины.

Очистка живописи в яичной темпере и энкаустике

Затвердевшая пленка яичной темперы отличается высокой стабильностью и сопротивлением пыли. Кроме того, это одна из наиболее светостойких пленок краски. Пленка энкаустических красок может притягивать пыль, если в их составе использовался только пчелиный мед (обладающий относительно низкой температурой плавления). Она становится менее чувствительной к воздействию пыли, если в краски был добавлен более твердый воск, например, карнаубский, для повышения температуры плавления. Работы в техниках яичной темперы и энкаустики можно протирать слегка влажной ватой и полировать кусочком шелковой ткани.

Очистка акриловой живописи

Пленка краски на основе акриловой дисперсии обладает относительной мягкостью, что делает ее достаточно уязвимой — она притягивает пыль. Мягкость пленки вполне обоснована: после испарения воды остаются лишь маленькие капельки полимера, которым для срастания и формирования пленки необходима определенная мягкость. В самом деле, доступность и удобство воды в качестве разбавителя уравновешивается мягкостью смолы, которая и притягивает пыль. Лучший способ решения проблемы — использовать стекло в качестве защиты. Вопрос покрытия акриловой живописи лаком обсуждается в главе Нанесение лака.

Техники очистки для консервации

Мы уже обсудили некоторые способы очистки живописи от поверхностных загрязнений: использование слюны или дистиллированной воды на ватном тампоне, а также растворителей. Тем не менее, с точки зрения реставраторов, процесс очистки неизменно включает удаление слоев старого желтого лака. Это необходимо, чтобы обнаружить во всем первозданном великолепии реальные цвета и краски, которые использовал художник в картине и которые должны были видеть зрители. В некоторых случаях цвета погасли, поблекли или изменились со временем; однако другие цвета в той же самой картине сохранились относительно неизменными (благодаря более светостойким пигментам).
Эти изменения трудно определить в количественном отношении, и подход реставраторов к проблеме снятия лака нельзя назвать единодушным. Например, специалисты Национальной галереи в Лондоне предпочитают удалять весь лак и все позднейшие наслоения краски вплоть до оригинальной пленки, в то время как реставраторы Лувра в Париже стремятся сохранить тончайший слой оригинального лака по всему пространству картины.
В музее Метрополитен в Нью-Йорке используется несколько иной подход: объем лака, снимаемый на любом участке работы, определяется представлением реставратора о тональном и цветовом балансе работы.

Использование растворителей

Старый пожелтевший лак со временем становится менее растворимым, поэтому несоответствие между его собственной растворимостью и растворимостью пленки краски снижается. Проблема состоит в том, чтобы найти верный раство-ритель или смесь растворителей для так называемой «разницы в степени растворимости» между ними, которая бы позволяла безопасно растворять слой лака, не причиняя вреда нижней пленке краски.
Идеальным примером могла бы служить ситуация, когда картина покрыта даммаровым лаком 100-летней давности, который окислился полностью; краска смешивалась с льняным или ореховым маслом без дополнительных смоляных ингредиентов и поэтому разница в степени растворимости между лаком и пленкой краски будет достаточно большой. В подобном случае можно использовать целый ряд растворителей. И каким бы ни был выбор, следует принимать во внимание проблему безопасности. Реставраторы хорошо осведомлены о получении хронических заболеваний от присутствия в воздухе органических паров растворителей и принимают разумные меры к своей защите.

Специальные очищающие реагенты

В настоящий момент для очистки живописных работ широко используются «гели-растворители» и несколько видов смоляного мыла. Эти составы хорошо поддаются контролю в работе, так как химически адаптированы для конкретного материала, который необходимо удалить из картины. Например, для даммарового лака 100-летней давности создано специальное смоляное мыло, которое легко снимает лак с поверхности работы.
Гели-растворители содержат именно тот объем растворителя, который необходим для удаления материала, ранее идентифицированного с помощью микрохимического анализа. Эти составы наносят на поверхность, оставляют на 1-2 минуты и затем смывают.

Удаление перекрашенных и ретушированных участков

Очень часто встречаются случаи, когда растворитель, предназначенный для удаления лаков, также удаляет участки ретуши. В результате могут открыться участки старой поврежденной пленки краски. Иногда старые перекрашенные участки затвердевают и становятся нерастворимыми; единственный способ их удаления состоит в использовании острого скальпеля. Процесс подобной очистки неизбежно придаст участку живописи несколько суховатый и меловой характер, поэтому сначала следует нанести тонкий слой синтетического «изолирующего» лака, а затем снова покрыть его тем же лаком для закрытия и герметизации поверхностных повреждений.

Заполнение разрывов и ретуширование

Традиционно для заполнения разрывов пленки краски использовалась смесь мела и желатина. Этот состав и сейчас применяется в живописи на досках.

В живописи на холсте используются пасты-наполнители для тонких поверхностей с содержанием ПВА производства известных торговых марок. Наполнитель наносится на поверхность шпателем и затем аккуратно вдавливается в разрывы
с помощью тампона, смоченного водой или слюной. На участок можно нанести рисунок, чтобы он повторял плетение холста; кроме того, наполнитель хорошо поддается формованию после высыхания.

Если картина очищена, поврежденные участки открыты, а разрывы заполнены, на ее поверхность наносится слой изолирующего лака. Ретуширование собственно пленки краски всегда производится поверх слоя лака, чтобы при необходимости можно было снова очистить отретушированный участок. Современные синтетические смолы, используемые реставраторами при нанесении лака, легко поддаются удалению и обладают высоким сопротивлением к образованию поперечных (межмолекулярных) связей.

Подход к практике ретуширования живописи варьируется в зависимости от страны, художественного учреждения и т. д. Например, в галерее Куртолда и Национальной галерее в Лондоне широко практикуется «обманное» или «иллюзорное» ретуширование. Его практически нельзя отличить от реальной краски, даже при близком рассмотрении.
С другой стороны, в Италии используется целый ряд систем ретуширования; они неразличимы в картине при взгляде с расстояния, но вполне очевидны вблизи.

По окончании процесса ретуширования, использования акварели или красок на основе модифицированных синтетических смол картина покрывается лаком. Весь процесс работы документально обоснован и может быть полностью обратим.