Живопись на деревянной доске, на холсте

Основные проблемы, которые ассоциируются с традиционной живописью на деревянных досках: деформация, расщепление доски и отслаивание краски.

Причиной деформации может стать разница в степени расширения между задней и лицевой поверхностями доски. Лицевая сторона покрыта слоями краски, задняя — более восприимчива к перепадам влажности. Эти неравномерные процессы расширения и сокращения подвергают сжатию клетки древесного волокна на задней стороне и вызывают деформацию доски. Возможно, было бы более разумно оставить панель в слегка деформированном состоянии, чем предпринимать попытки к ее ликвидации. Ведь именно это происходило в прошлом, когда для предотвращения деформации применя-лись различные обрешетки или дощатые переборки-обшивки, которые лишь усугубляли ущерб, приносимый поверхности краски. Иногда можно использовать мягкую подкладку-задник, которая обеспечит защиту обратной стороне и окажет определенную поддержку доске. Если старая доска высохла и существенно деформировалась, ее состояние можно стабилизировать при условиях контролируемой влажности в специальной увлажнительной камере.

В процессе подготовки деревянной доски к работе художник может обеспечить стабильность ее размеров. Следует нанести на заднюю сторону и торцевые края грунт, которым покрыта лицевая сторона доски. Разрывы, трещины и расщепления замазываются клеем.
Отделы консервации музеев оборудованы столами для соединения досок. Они позволяют с высокой точностью выравнивать участки соединений, прилагая давления как по вертикали, так и по горизонтали.

Укрепление потрескавшейся и отслоившейся краски

Отслоившуюся краску можно укрепить введением слабых клеевых составов между краской и грунтовкой, а чтобы слегка прижать отслоившиеся участки, пользуйтесь теплым шпателем.
В процессе определения типа и способа использования клеевых составов следует сосредоточить внимание на следующих основных факторах:

• Насколько просто и легко материал проникает в трещину
• Площадь деформированного участка, нуждающегося в исправлении
• Будет ли подвержена воздействию носителя клеево го состава поверхность краски — некоторые виды красок отбеливаются водой; на другие вредно действуют растворители.

В самых общих чертах, краска нуждается в повторном проклеивании: кроме того, ее нужно выровнять, т. е. сделать плоской, при этом никоим образом не изменяя характер поверхности. Традиционно используются слабые желатиновые растворы; водные клеевые составы способствуют выравниваю краски или смягчению грунтовки. Также применяется воск, благодаря хорошей растекаемости под поверхностным слоем краски. Могут быть использованы более новые синте-тические смолы в растворителях или клеевые составы на основе акриловой дисперсии, которые предлагают ряд дополнительных возможностей.

Живопись на холсте: основные проблемы

Живопись на холсте имеет тенденцию к значительно более быстрому структурному разрушению, чем живопись на досках. Холст восприимчив к изменениям влажности и механическому воздействию. Напряжение и нагрузки в структуре холста, на краях планок подрамника и местах крепежа к нему (металлические элементы которого, кроме того, подвержены образованию ржавчины) становятся причиной отслоения живописи.
Нагрузки, связанные с натягиванием холста, не ограничиваются кромкой крепежа: они влияют на весь холст. Процесс разрушения происходит в течение многих лет; все это время картина испытывает напряжение, которое вызывает образование морщин и складок по всей поверхности работы. Волокна традиционных холстов, изготовленных до XIX века, разрушаются в результате окисления, но сама ткань часто сохраняет относительную стабильность. Однако холсты машинного производства XIX века были вытканы очень туго и плотно. Они имели настолько густой слой клеевого связующего, что любые изменения влажности могли привести к их сжатию и, следовательно, к отделению слоев краски от основы.
Художник может успешно справиться с относительно менее серьезными проблемами, такими, как вздутия и даже небольшие отверстия-разрывы на холсте. Более тяжелые виды ущерба, вызванные процессом старения, могут быть исправлены только высококвалифицированными реставраторами, применяющими специальное оборудование и методики.

Устранение небольших отверстий-разрывов

Иногда выполненная картина может подвергнуться структурному повреждению — например, случайному разрыву холста. Несмотря на то, что художникам было бы разумнее обратиться с этой проблемой к опытному специалисту, многие из них пытаются решить ее самостоятельно.

В этом случае основу следует предварительно подготовить: слегка увлажните поврежденный участок с задней стороны холста и выровняйте его, используя нетяжелый груз. Это позволит вам лучше оценить величину и характер ущерба, а также ближе соединить между собой разорванные волокна. Следует аккуратно подрезать любые разрозненные нити и изношенные краешки холста (бахрому). Далее процедура заключается в вырезе кусочка холста, размер которого должен превышать размер отверстия. Слегка зачистите края заплаты, чтобы впоследствии она была совершенно незаметна с лицевой стороны основы. Используя клеевой состав BEVA, наложите заплату с задней стороны холста. Этот клей выпускается в виде густой, вязкой жидкости, а также в форме пленки.

Если отверстие просматривается с лицевой стороны картины, его необходимо закрыть в уровень с остальной плоскостью холста пастой-наполнителем для тонких поверхностей производства известных торговых марок, который содержит ПВА.

Устранение поверхностной деформации

В некоторых случаях возникает необходимость удалить следы от вдавливания в поверхность краски (так называемый эффект «чашеобразного коробления») или другие виды отпечатков — впадин, вмятин и т. д., образованных в результате хранения картины более крупного формата рядом с холстом небольших размеров, который и оставил отпечаток на крупном холсте.

Художники смачивают данный участок холста с задней стороны влажной губкой, создавая, таким образом, эффект сжатия, в результате чего впадина или вздутие исчезают и холст выравнивается. Однако современные холсты изготав-ливаются на мощных ткацких станках и имеют очень тугое и плотное плетение. Поэтому они имеют естественную тенденцию к сжатию и слишком большой объем влаги на задней стороне холста усилит сжатие до такой степени, что
в конечном итоге грунтовка начнет отслаиваться от основы. Решение проблемы состоит в использовании минимального объема воды. Холст можно обрабатывать только влажной, «выжатой» губкой.
Вам поможет обычная книга, если вы подложите ее под горизонтально расположенный холст в один уровень с его поверхностью на участке обработанного дефекта; положите другую книгу на холст — это поможет вам справиться с дефектом. Но перед этим защитите поверхность основы листом прозрачной пленки.
Вакуумный стол (см. также Внутреннее укрепление холста ) представляет собой металлическую конструкцию с просверленными в ней в правильном порядке небольшими отверстиями, сквозь которые засасывается воздух, создавая, таким образом, вакуум. Он используется профессиональными реставраторами для восстановления потерявших форму холстов.

Использование защитного задника

Вы сможете просто и эффективно обеспечить дополнительную защиту живописи на холсте, прикрепив на обратной стороне работы задник из тонкой фанеры или безкислотного картона. Он создает физическую защиту от ударов и брызг воды, к которым холсты особенно чувствительны; он также защищает работу от скопления пыли, которая многократно ускоряет процесс деградации холста. Кроме того, задник создает определенный барьер в отношении изменений условий влажности.

 Восстановление пленки краски

Вакуумный стол — очень эффективный инструмент для удаления дефектов отслоившихся слоев краски на холсте. Процесс во многом повторяет описанные ранее действия по удалению трещин и расслоения краски на доске (см. Укрепление потрескавшейся и отслоившейся крас-ки).

Восстановление работы Ван Гога
«Пшеничные поля с кипарисами»

Для стабилизации отслоившейся краски в работе Ван Гога «Пшеничные поля с кипарисами» были использованы малые объемы очищенного осетрового клея. Вы видите эту работу на вакуумном столе, обеспечивающем контроль всасывания при низком давлении, влажности и тепла в течение всего процесса.

Внутреннее укрепление холста

Самый обычный способ обработки холстов высокой степени износа и деградации — их полное или частичное укрепление дублирующей тканью-подкладкой. Процесс дублирования заключается в том, что старый холст приклеивается к куску натянутой ткани, принимающей на себя основную часть напряжения и нагрузок, которые старый холст не в состоянии выдерживать в дальнейшем.

Традиционные методы внутреннего укрепления холста

В традиционных методах укрепления холста делается попытка в пределах одной операции решить следующие три проблемы:

• Замена старой изношенной основы новой
• Устранение нежеланных поверхностных деформаций на картине. Они могут быть выражены в виде открытых трещин и/или впадин и вздутий на поверхности (вмятин, которые могут находится внутри сетки трещин)
• Общее укрепление слоев, которые составляют структуру работы.

Для выполнения этих операций традиционно подготавливались смеси клея/муки или воска/смолы; теперь их применение не рекомендовано, и в соответствии с сегодняшними представлениями каждую из этих проблем необходимо решать отдельно.

Современные методы внутреннего укрепления холста

Сущность последних техник внутреннего укрепления холста лежит в концентрации на проработке индивидуальных аспектов процесса. Проблемы удаления таких дефектов, как расслоение краски или грунтовки, разрывы, коробление, вздутия, впадины и т. д., решаются (по вышеописанным методикам) в большей или меньшей степени до процесса укрепления холста. Если в прошлом весь холст подлежал повторному внутреннему укреплению, то сейчас его можно укрепить только вдоль планок подрамника, поскольку изношенный холст может оказаться слабым лишь по его периметру, куда, как правило, приходится наибольшая нагрузка. Это полосовое внутреннее укрепление, и оно не требует серьезной обработки центральной части картины.

Процесс укрепления осуществляется с применением синтетических клеевых составов, которые не пропитывают основу, а лишь устанавливают между тканью и задней частью оригинального холста связь «на уровне ворса».
Внутреннее укрепление с использованием клея-расплава. В данном методе используется клей на основе сополимера этилена и винил-ацетата (который включает микрокристаллические воски), такой, как BEVA 371. Этот вид клеевого состава требует нагрева, поэтому укрепление обычно происходит на плоской горячей металлической поверхности (так называемый «горячий стол»). Сначала старый холст и материал для внутреннего укрепления (это может быть тради-ционный льняной холст, стеклоткань или полиэстровая парусина) предварительно натягиваются. Клей BEVA вы-пускается в виде тонкой, однородной пленки на защитном листе-подложке, которую удаляют перед началом работы. Затем пленку располагают между задней стороной старого холста и материалом для укрепления. «Горячий стол» размягчает клей, а вакуумное давление прочно соединяет обе поверхности.
В первые годы практического использования этого процесса давление было слишком высоким, что выражалось в образовании на поверхности живописи характерной гофрированной фактуры. Затем давление было значительно снижено.

Повторное укрепление

Лицевую сторону живописи покрывают тонкой (папирусной)  бумагой и клеем в целях защиты. В процессе повторного укрепления, (когда разрушенную  укрепляющую ткань приходится удалять с задней стороны холста) такая защита необходима — она оказывает амортизирующее действие. Кроме того, она удержит краску неподвижно на поверхности живописи в случае ее непредвиденного отслоения.

Старый укрепляющий материал удаляют вручную узкими полосками, а остатки старого клея на поверхности холста — скальпелем или очень осторожным смыванием теплой водой.