Факторы, влияющие на процесс разрушения

Художники могут многому научиться, глубже узнав о работе отделов консервации крупных музеев и галерей. Среди главных аспектов этой работы можно выделить последовательное «выстраивание» краски в определенных слоях или методику смешивания определенных красок с целью достижения необходимого результата. Кроме того, увидев разрушительный эффект допущенных ошибок в практике живописи прошлого, вы сможете избежать их повторения в своих работах.

img_1189

Сюзанна Бекфорд (1756), Джошуа Рейнольдс

Эта изысканная рама, строго говоря, не является «современницей» самого портрета, но ее присутствие в данном случае вызывает восхищение; в особенности если рассматривать его (как парную работу) вместе с другой картиной Рейнольдса — портретом мужа Сюзанны Бекфорд. Это происходит потому, что сам портрет несет в себе мощный изобразительный импульс, которому не «угрожает» изысканность рамы. В стройной фигуре Сюзанны Бекфорд ощущается неподдельная гордость, а ее прекрасно скроенное платье буквально излучает свет с поверхности холста. Кроме того, темный задний план создает пространство вокруг фигуры, что позволяет ясно видеть объект живописи во всем великолепии. Рейнольде использовал в своих работах некоторые экспериментальные технологии и недолговечные материалы, а также, например, невысыхающий битум. К сожалению, многие его картины в результате значительно пострадали.

Консервация

ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КОНСЕРВАЦИИ определили различные пути разрушения произведений живописи, а также многие из причин возникновения этих разрушающих процессов. В настоящее время реставраторы картин располагают постоянно растущим количеством эффективных методов снижения и даже ликвидации многих губительных явлений, возникших под влиянием процессов старения. Эти открытия, кроме того, предоставили художникам обширную информацию о безопасных методах работы, обозначив техники и материалы, которыми следует пользоваться, а также выделили те из них, которых следует избегать (если, конечно, долговечность картин является приоритетом). В данной главе описываются некоторые простейшие методики, такие, как использование слюны и ваты (также удобны тампоны и палочки для очистки ушей), чтобы очистить масляную живопись, или предупредительные меры, такие, как использование доски-задника, чтобы защитить обратную сторону работы. Вам не потребуется быть специалистом по консервации или реставрации, чтобы освоить данные несложные методы. Тем не менее более специальные техники, описанные далее, лучше оставить для экспертов.

Факторы, влияющие на процесс разрушения

Живопись разрушается двумя основными путями: может меняться структура материалов (например, обесцвечивание пигментов или усиление желтизны лаков) и может измениться структура самой картины (т. е. связь слоев между собой может ослабевать из-за перепадов температур, влажности и напряжения, существующих внутри них). Имеют значение несколько факторов.

Свет

Действие света — наиболее очевидная причина обесцвечивания и выцветания пигментов и лаков. Чем более яркому свету подвергается картина, тем значительнее губительный эффект. Под воздействием яркого солнца этот эффект существенно возрастает, благодаря присутствию ультрафиолетовых лучей. Поэтому художникам можно дать совет: хранить и выставлять свои работы в затененных местах. Это особенно актуально для акварельных (и подобных) работ на бумаге. Такая живопись более чувствительна к вредным воздействиям, так как пигменты не имеют защитной оболочки в форме вспомогательных средств для живописи: а сама бумага является относительно нестойким материалом, особенно в качестве основы, подверженной воздействию света.
В музеях применяются УФ-светофильтры, которые уничтожают ультрафиолетовые лучи, а уровень освещения поверхности картины находится под строгим контролем.

Пейзаж с охотниками и дичью (фрагмент) (1665),
Адам Пайнекер

Данный фрагмент представляет собой весьма драматичный пример губительного воздействия света на живопись. В оригинальном варианте листья растений на переднем плане были зелеными; однако художник использовал несветостойкий желтый пигмент в комбинации с синим, чтобы составить зеленый. Желтый цвет со временем обесцветился, поэтому сейчас мы видим только синий.
Относительная влажность
Уровень относительной влажности (RH) является основным фактором, влияющим на изменения напряжения и нагрузок в структуре картины. Он показывает процентное содержание влаги в атмосфере. Чем меньше содержание влаги, тем сильнее нагрузки и напряжение в слоях грунтовки и краски (результат этого эффекта на слой связующего описан в разделах Основы.
Наиболее губительное воздействие материалы испытывают в зимний период, когда холодный воздух проникает внутрь помещений и нагревается в результате воздействия центральной отопительной системы. Это может снизить показатель RH до 30 процентов, что создает огромное напряжение и нагрузки в структуре картины.

Диапазон относительной влажности между 50 и 60 процентами, существующий в современных музеях, является приемлемым для сохранения стабильности картины. На практике это означает, что художники и их менеджеры-покровители должны пользоваться увлажнителями, чтобы обеспечить своим работам достаточно хорошие условия хранения. Недорогие «ультразвуковые увлажнители» — очень эффективные инструменты для этой цели.
В условиях очень влажного климата основной проблемой является повышенная влажность, но при умеренном климате такая проблема не возникает, так как картина «предпочитает» слегка влажные условия содержания сухим.

Воздействие тепла

Вредные эффекты света и тепла имеют между собой много общего. Если вывесить картину под воздействие прямых солнечных лучей, она станет очень горячей, особенно если находится под стеклом. На поверхности картины температура может достигать 40°-50 "С. Нагрев усиливает реакции окисления в красках и лаке, а также в структуре волокон целлюлозы холста — это значительно ускоряет процесс деградации картины. Следовательно, чем ниже температура хранения картины, тем медленнее процесс ее разрушения. На практике тем не менее живопись не любит и слишком низких температур (музеи, как правило, поддерживают такую же температуру, как и галереи, — приблизительно 20 °С.

Структура картины

Независимо от того, что именно является рабочей основой живописи — деревянная доска-панель либо холст, структура слоев краски у них примерно одинакова. Основа покрыта одним или более слоями грунтовки, на которые может быть нанесен предварительный рисунок, за которым следуют несколько слоев краски и, наконец, слой лака.

img_1192

Холст Дерево

Лак
Слои краски
Рисунок
Слои грунта
Холст