ХУДОЖНИКИ МОГУТ МНОГОМУ НАУЧИТЬСЯ, глубже узнав о работе отделов консервации крупных музеев и галерей. Среди главных аспектов этой работы можно вы-делить последовательное «выстраивание» краски в определенных слоях или методику смешивания определенных красок с целью достижения необходимого результата. Кроме того, увидев разрушительный эффект допущенных ошибок в практике живописи прошлого, вы сможете избежать их повторения в своих работах.

  • Консервация
    ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КОНСЕРВАЦИИ определили различные пути разрушения произведений живописи, а также многие из причин возникновения этих разрушающих процессов. В настоящее время реставраторы картин располагают постоянно растущим количеством эффективных методов снижения и даже ликвидации многих губительных явлений, возникших под влиянием процессов старения. Эти открытия, кроме того, предоставили художникам обширную информацию о безопасных методах работы, обозначив техники и материалы, которыми следует пользоваться, а также выделили те из них, которых следует избегать (если, конечно, долговечность картин является приоритетом). В данной главе описываются некоторые простейшие методики, такие, как использование слюны и ваты (также удобны тампоны и палочки для очистки ушей), чтобы очистить масляную живопись, или предупредительные меры, такие, как использование доски-задника, чтобы защитить обратную сторону работы. Вам не потребуется быть специалистом по консервации или реставрации, чтобы освоить данные несложные методы. Тем не менее более специальные техники, описанные далее, лучше оставить для экспертов.
  • Лаковые покрытия
    ЛАК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТОНКИЙ ЗАЩИТНЫЙ СЛОЙ между пленкой краски и атмосферой. Он должен быть прозрачным и бесцветным; кроме того, он должен образовывать прочную и надежную связь с высохшей пленкой краски. В то же время необходимо, чтобы лак легко удалялся, не оказывая никакого воздействия на краску.
  • Техническая экспертиза работ
    В МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКЕ СУЩЕСТВУЮТ определенные стандартные методы исследования, которые рассказывают нам о том, как создавались картины и что с ними происходило после их создания. Для художников такая информация имеет особенно важное значение — ведь она содержит огромные практические знания о том, как создается живопись. В частности, можно многому научиться об искусстве сопоставления и наложения цвета и о поведении специфических пигментов в конкретных связывающих материалах. Нам дается четкое представление о всех стадиях построения картины, и мы чувствуем: то, что с обычной точки зрения ранее казалось невозможным, на практике становится легко достижимым. Кроме того, данные техники могут оказаться полезными, когда мы используем материалы, недоступные художникам прошлого. Некоторые из новых светостойких синтетических органических пигментов, разработанных, например, для автомобильной индустрии, обладают настолько чистыми и сильными цветами, что при использовании в манере структуры слоев картин XV или XVI веков могут дать различные и совершенно неожиданные результаты.
  • Обрамление
    ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ЖИВОПИСИ или рисунка работу обычно вставляют в паспарту и/или раму. Художники в большинстве своем не испытывают особенных затруднений при обрамлении собственных картин, но манера и стиль обрамления неизбежно оказывают серьезное влияние на восприятие ее зрителем; поэтому выбор и конструкция рамы становятся важным фактором в презентации выполненной работы.