Свет и освещение

За последние годы непрерывно расширяющаяся практика изящных искусств привели художников к выбору новых средств, на которые они ранее не обращали внимания или которые были для них еще просто недоступны. Одна из областей — разработка и использование света как средства искусства. Среди тех, кто применяет в работе естественный свет, — художник Джеймс Таррелл. Он выполняет инсталляции, которые приоткрывают крыши галерей или создают альтернативное пространство в противовес прямоугольнику неба.

Подобные работы можно наблюдать и оценивать только «из первых рук», но как все хорошее искусство они производят экстраординарный эффект на участников таких событий. Они испытывают ощущение, что знакомятся с частью мира впервые. Что же касается искусственного света, то в этой области художникам предоставлен целый ряд передовых технологий освещения, включая флуоресцентный свет. В 60-х годах XX века его выбрал для себя в качестве художественного средства Дэн Флэвин.

«Монумент», посвященный В. Татлину (1969), Дэн Флэвин

Инсталляции в условиях города

Художники постепенно обнаруживают новые пути для своих световых произведений в городском окружении. Эти пути могут варьироваться от изящных трансформаций архитектуры зданий в ночное время суток при использовании искусственной иллюминации различных типов до видео-и кинопроекции на стенах здании или внутри них. В настоящее время существуют мощные световые источники, включая ксеноновые проекционные установки мощностью 5 киловатт, которые способны проецировать в качестве временных работ в ночное время изображения размером 30 м.

Эстер Ролинсон Видеопроекция

Здесь представлена временная видеоинсталляция, которая имела место в День Британского Совета Объединенного Королевства в Берлине (июнь 2002 года). В течение 6 минут видеотехника с цифровым управлением демонстрировала абстрактный сюжет сквозь полупрозрачный фасад здания. Изображение «путешествовало» по листам гофрированной стали, волнообразной сетке, каркасу, а также сквозь пыль и поднимающиеся ввысь пары воздуха.

img_1182

Гибкая твердость (2002), Эстер Ролинсон

Галоидное освещение

Галогенное освещение комбинирует высокую световую энергию с длительным сроком службы ламп. Оно широко используется во всех видах наружного освещения, создавая поток более холодных тонов по сравнению с оранжево-желтыми тонами натриевых ламп.

Лампы галогенного света используются в проекционных установках различных типов, включая проекторы для оптико-волоконного освещения (см. с. 326). Представленная ниже работа рассчитывалась на временную демонстрацию, однако спустя семь лет после инсталляции она по-прежнему функционирует.

img_1183

Наизнанку

Для данной «ночной» скульптурной композиции потребовалось установить под пирсом около 30 мощных галогенных прожекторов, чтобы они с близкого расстояния освещали крупную конструкцию из бетона и стали (цвета: зеленый, оксид железа коричневый и охра). Освещение создает уникальную атмосферу, которая меняется в зависимости от настроения моря, когда волны с шумом разбиваются о бетон. Если посмотреть на скульптуру с вершины отдаленного холма, галоидное освещение создает холодное, синеватое, фосфоресцирующее сияние. Работы подобного рода должны соответствовать строгим требованиям безопасности.

 Волоконная оптика

Развитие оптико-волоконных технологий предоставило художникам еще одно новое средство создания световых работ. Данная технология в действительности достаточно проста, но существует множество способов ее применения.
Принцип оптико-волоконного освещения состоит в элементарной передаче светового сигнала посредством проекционной установки по волоконно-оптическому кабелю. Ширина кабеля может варьироваться; сам кабель может быть жестким или гибким (состоящим из жгута тонких полупрозрачных или прозрачных пластиковых волокон, собранных в прозрачную оболочку). Его еще называют кабелем бокового свечения или бокового излучения, поскольку вдоль всей его длины излучается свечение. Кабель бокового свечения может использоваться для «рисования» световых контуров различной сложности практически в любых условиях — интерьерах, экстерьерах и даже под водой. Если источник света надежно защищен, сам кабель (в сущности, простой инертный пластик) может действовать повсюду.

Мощный свет на конце кабеля называют концевым свечением или излучением и некоторые волоконно-оптические кабели используются исключительно для создания эффектов концевого свечения. Поэтому кабель имеет непрозрачную, черную, пластиковую оболочку, в которую заключены волокна. Кабель концевого свечения может применяться для освещения тех участков, на которых сложно установить источник питания, необходимый для традиционного осветительного оборудования.

Проектор с волоконно-оптическими кабелями: прозрачный фильтр
Проектор с волоконно-оптическими кабелями: зеленый фильтр
Проектор с волоконно-оптическими кабелями: малиновый фильтр

img_1187

Создание волнистых линий

В данной крупноформатной скульптурной композиции, образованной волоконно-оптическим светом, функционируют 22 растяжки в форме серии волн над четырьмя главными улицами в прибрежном городском центре Девона (графство в Англии).

Каждая серия волн состоит из трех волокнисто-оптических кабелей бокового свечения толщиной 16 мм, укрепленных на тонких подвесках из нержавеющей стали непосредственно над дорогой. Кабели освещаются двумя проекторами, вмонтированными в стену (по одному на каждой стороне улицы).

Каждый проектор оборудован вращающимся четырех цветным колесом, поэтому растяжка может излучать до восьми отдельных цветов, пульсирующих по спирали кабеля. Изменения цветов асинхронны: в каждой из растяжек они слегка смещены и модулируют в близких гармониях по мере того, как растяжки удаляются в цветовом спектре вдоль улицы.
Медленная пульсация цветовых изменений сквозь волны растяжек как будто повторяет движения морских волн за городом; но кроме того, волны напоминают зрителю о длине цветовых волн в пределах самого света.