Мозаика

ТРАДИЦИЮ МОЗАИКИ МОЖНО ПРОСЛЕДИТЬ начиная с третьего тысячелетия до нашей эры в декоративной терракотовой керамике шумерской архитектуры. Однако более ранние примеры этой техники (вернее, те, которые мы, вероятно, отнесли бы к мо-заике) можно видеть в декорациях полов, созданных из гальки различных цветов. В Турции существуют образцы VIII века до нашей эры, которые имели явный геометрический рисунок. Возможно, наиболее яркие ранние образцы, сохранившиеся до нашего времени, были выполнены мастерами города Олинтос в V веке до нашей эры. Это пример македонской мозаики. Они выполнялись при использовании речной гальки и основаны на мифологических сюжетах, вписанных в окружение сложных геометрических фигур и форм. Наиболее эффективной в них является комбинация загадочного грубоватого материала и рисунка.

К IV веку до нашей эры в мозаичной технике на полу происходит сдвиг — это было вызвано доступностью новых материалов и изменения природы рисунка. В городе Пелла (столице Македонии) находятся блистательные, сложные и изящные работы, выполненные при использовании таких материалов, как стеклянная мозаичная плитка и полудрагоценные камни.

Римляне изучали и развивали мозаичную технику на полах и стенах различных видов (как в отношении рисунка, так и целей). Кроме того, начиная приблизительно с IV века нашей эры расширялась и ее функциональность (декоративная, монохроматическая мозаика на полу, выполненная с использованием только черного и белого цветов), а также повышался уровень сложности (появились более сложные полихроматические, мифологические и религиозные работы).

Специалисты называют данный период временем начала традиции византийской мозаики, которая явилась визуальным выражением христианской веры в течение все-го следующего тысячелетия.