Кислотное травление стекла

Подобно живописи на стекле изображение может быть создано посредством травления поверхности стекла кислотой. В этой технике часто используется стекло ручного изготовления, которое иногда называют «накладным». Оно представляет собой белое или цветное стекло, которое покрыто с одной или двух сторон красками различных цветов. Процесс заключается в погружении пузыря расплавленного стекла в тигель, заполненный расплавленным стеклом другого цвета. Стекло протравливается раствором фтористоводородной кислоты для частичного или полного удаления цветного поверхностного слоя.

 Кислота

В процессе травления стекла, как правило, применяется раствор (приблизительно 33-47 процентов) фтористоводородной кислоты в дистиллированной воде. Помните, что кислота добавляется в воду, а не наоборот. При использовании накладного стекла, процесс травления кислотой выражается в образовании цветной пены. Стекло можно периодически извлекать из кислоты, промывать и проверять результат травления. По окончании процесса травления стекло должно быть полностью промыто. Как правило, накладное стекло требует обработки раствором одной части кислоты и трех частей воды; но при использовании смеси красок, некоторые из которых (например, зеленая и бирюзовая) тверже остальных, необходимо применять более концентрированный раствор кислоты. Многое также зависит от места происхождения накладного стекла. Стекло французского происхождения обладает относительно тонким слоем покрытия и при его использовании раствор в соотношении 1:3 вполне достаточен.

Шаблоны-трафареты

Вы можете воспользоваться самоклеящимися листами пластика (наиболее прочных видов), чтобы изготовить шабло-ны-трафареты для применения на накладном стекле. Лист пластика наклеивается на стекло, которое, в свою очередь, располагается на рисунке, выполненном черной тушью на листе белой бумаги. Рисунок хорошо просматривается сквозь стекло и пластик, который может быть обрезан скальпелем и удален с поверхности работы. Самоклеящийся пластик хорошо склеивается с поверхностью обезжиренного стекла; кислота не проникает под пленку по краям рисунка. Однако художник вынужден работать только контурами с четкими краями.

Тональные вариации на травленом стекле

Данный пример кислотного травления накладного стекла демонстрирует разнообразие тонов, полученных последовательным травлением стекла.
Кислотостойкие вещества (резерв Для точного обозначения контуров вытравливаемого изображения следует покрыть участки стекла кислотостойким резервом или так называемым «останавливающим средством» — оно сопротивляется воздействию кислоты и оставляет поверхность стекла неизменной. Существуют два основных типа резерва; каждый из них может быть использован для создания целого ряда эффектов при травлении.

«Изолирующий» лак

Данный тип лаков промышленного производства используется на обезжиренном стекле и способствует созданию более широкого спектра тональных эффектов, чем позволяют достичь пластиковые шаблоны-трафареты.
Одиночный мазок, выполненный с помощью упругой щетинной кисти, может применяться для создания на стекле линии полосчатой структуры — стекло протравливается только на тех участках, где отсутствует изолирующий лак. Кроме того, вы можете прибегнуть к технике нанесения этого средства в виде точек, что позволит создать более контролируемое по тональности изображение.

«Изолирующие» лаки промышленного производства иногда могут быть довольно хрупкими и в некоторых случаях отслаиваются от поверхности стекла. Многие художники, работающие в технике витражного стекла, используют водоотталкивающую битумную краску (лак), которая обычно продается в магазинах хозяйственных товаров и в отделах кровельного оборудования магазинов стройматериалов. Краска разбавляется уайт-спиритом. Составы для антикоррозийного покрытия автомобилей в аэрозольных упаковках представляют собой один из вариантов этого материала: они помогают художнику в создании разнообразных эффектов в виде точек и пятен.
«Изолирующая» смесь на основе одной трети пчелиного воска, одной трети животного жира и одной трети парафина отлично комбинируется со многими техниками, включая работу тонкими линиями и точками. Многие художники считают, что животный жир сам по себе является достаточно маслянистым и липким материалом — без добавления пчелиного воска.

 Кислотное травление

Стандартным методом кислотного травления является использование кислотостойкого резерва для сохранения определенных участков цветного стекла (как было описано выше). Существуют варианты этой техники: один из них включает применение на белом стекле фтористоводородной кислоты, чтобы выполнить нежное травление. Если необходимо создать эффект узора «мороз» на протравленных участках, можно использовать белую (аммиачную) кислоту. Однако наиболее простое решение заключается в использовании пескоструйной обработки.

Кроме того, художник может добиться тонких, напоминающих заливок градаций тона между отдельными участками стекла, расположив ванночку с кислотой под небольшим углом к горизонтальной поверхности. Таким образом, на одной стороне ванночки собирается больше кислоты, а стеклянный лист помещается в нее с помощью щипцов. Раскачивая ванночку из стороны в сторону мягкими, периодическими толчками, художник «омывает» лист кислотой. Этот процесс проводится в стеклянном вытяжном шкафу, доступ в который открыт только для руки, одетой в резиновую перчатку.

img_1120

1. На данной иллюстрации вы видите стеклянную панель, выполненную краской бирюзового цвета на прозрачном накладном стекле. Изображение закрывается резервом вокруг цветка, чтобы бирюзовая растворилась в кислоте, оставив форму цветка чистой и прозрачной. Затем прозрачное стекло окрашивается при использовании нитрата серебра.

img_1121

2. Здесь применялся тот же процесс, но уже на поверхности накладного стекла бирюзового цвета, покрытого синей краской. Поэтому после растворения синей форма цветка остается бирюзовой. В данном случае процесс травления желтым нитратом серебра не применялся.

img_1126

Накладное стекло после кислотного травления (автор Кетрин Джонс)

В данной работе, выполненной в молитвенной комнате для представителей всех конфессий в одной из детских больниц, крупные формы цветков сбалансированы изящными контурными завитками букв. Здесь доминируют два оттенка синего цвета: один на синей стороне спектра, другой — на красной стороне. Как будто повторяя заданную цветовую схему, участки стекла желтого цвета сопоставляются с синим на этой стороне спектра, в то время как красные участки стекла соотносятся с более глубоким красным/синим. Этот баланс позволил художнику создать работу, наполненную интенсивными и разнооб-разными цветами; в то же время в ней ощущается спокойствие и уравновешенность.

Сборка

Отдельные кусочки обожженного стекла соединяются между собой свинцовыми полосами в процессе так называемой «сборки».

Стекло по линии обреза укрепляется на деревянном верстаке, а к верстаку прибиваются деревянные бруски, образующие прямой угол (для смыкания с одним из углов рисунка).

При использовании резака с изогнутым лезвием художник разрезает освинцованные направляющие на полоски соответствующей длины и подгоняются к краям кусков стекла. Угловой кусок рисунка вставляется в прямой угол, образованный на верстаке с помощью прибитых брусков дерева. Начиная с данного угла, остальные куски стекла собираются в целый рисунок.

Пайка и скрепление «швов»

После завершения процесса сборки стекло должно быть надежно закреплено в результате спайки отдельных кусочков направляющего свинца между собой и крепления их по месту. Свинец следует очистить проволочной щеткой перед пайкой газовым или регулируемым электропаяльником. Обычно используются флюс на основе животного жира и паяльная лампа — как правило, стандартный процесс пайки свинцом не приносит желаемых результатов.
По окончании процесса пайки с одной стороны витражной панели ее переворачивают и таким же образом обрабатывают с обратной стороны. Затем все «швы» покрывают скрепляющей замазкой, смесью мела, небольшого объема штукатурного раствора и льняного масла.

Процессы подгонки, сборки и пайки

Кускам освинцованных направляющих придается определенная форма, которая напоминает в поперечном сечении литеру «Н». Эта форма может варьироваться по размеру в зависимости от размеров стекла (слева).
Закрепление собранного освинцованного стекла. Смесь замазки закладывается под каждую освинцованную полосу и вокруг нее с помощью жесткой кисти или щетки, чтобы вся панель приобрела целостную структуру (верхний рисунок). Излишки замазки соскабливаются и стираются после высыхания (нижний рисунок).

 Комбинированные методики

Представленная современная работа — образец витражного стекла — демонстрирует некоторые виды вышеописанных техник. Массивные, крупные формы и тональные контрасты основных элементов рисунка панели позволяют гармонично сочетать эти техники между собой.

Комбинирование различных видов техник. Элементы композиции в верхней части витража выполнены на синем накладном листе, подвергнутом кислотному травлению. Участки желтого цвета окрашены нитратом серебра. Вода была замаскирована, когда вытравливались формы рыб. Краска для работы по стеклу, нанесенная на участки синего цвета, растиралась и соскабливалась для тонального разнообразия.

Варианты образования связи

Далеко не каждый художник приветствует практику использования свинца для соединения отдельных кусков стекла в единую панель; в настоящее время им предоставлена возможность применять новые методики соединения элементов между собой. В одной из подобных техник, отдельные куски цветного стекла объединяются в целостную панель с листом прозрачного закаленного стекла. Размер каждой законченной секции ограничивается ее весом, поэтому художники, работающие в технике витража, должны согласовывать свои действия со специалистами — производителями стекла и инженерами, специализирующимися в разработке строительных конструкций.

Процесс связывания элементов заключается в использовании двухкомпонентной силиконовой смолы. Этот вид смолы обладает определенной степенью эластичности, которая допускает колебания в структуре панели, обусловленные процессами сжатия и расширения между слоями стекла.

Стеклооснова, на которое приклеиваются куски цветного стекла, располагается горизонтально, а по всему периметру стекла создаются бортики — их «выстраивают» с помощью полосок обычного стекла и пластилина. Стенка препятствует сливу жидкой смолы с краев стекла.

В то же время верх поверхности кусков цветного стекла покрывают раствором латексной резины (например, торговой марки Copydex) и оставляют на некоторое время для полного высыхания. На один угол стеклянного листа-основы выливают смолу и укладывают на поверхность первый кусок цветного стекла. При вдавливании стекла в клей на краях появляются и исчезают воздушные пузырьки. Таким же образом на поверхность панели укладывается следующий кусок стекла и на участке стыков примыкающих кусков выступают излишки смолы. Вот почему фрагменты витража сверху защищают слоем резинового раствора, так как после высыхания клея резиновый раствор стирают с поверхности стекла, а вместе с ним удаляется и слой высохшего силикона — поверхность цветного стекла остается абсолютно чистой. Существует известная доля риска, когда работа выполняется в первый раз. Именно поэтому многие художники для изготовления своих витражных работ предпочитают пользоваться услугами специализированных мастерских, обладающих огромным опытом в осуществлении крупных аналогичных проектов.

При создании работ в меньшем формате (когда художник объединяет небольшие кусочки стекла в целостную панель более крупных размеров) может использоваться прозрачный силиконовый клей-герметик, обычно применяемый для герметизации и защиты соединительных швов от влаги. Следует учитывать, что данный материал обладает очень густой консистенцией и не способен пропускать пузырьки воздуха.

Патрик Хэрон Крупноформатное склеенное стекло

При входе в галерею Тейт, где установлена данная крупноформатная работа на соединенных между собой стеклянных листах, взгляду открывается серия смелых и простейших форм, выполненных интенсивными и насыщенными цветами. Работа производит на зрителя мощнейший эффект, который основан на сопоставлении примыкающих цветовых участков (между формой оранжево-красного цвета, «выплывающей» из верхнего левого угла композиции и треугольной формой фиолетового цвета, поднимающейся от нижней границы). Эти две формы расположены на фоне темного синего цвета, который разрывает формы контрастирующих желтого и голубого цветов.

img_1127

Витраж галереи Тейт (1992-1993), Патрик Хэрон

 Витражное стекло между двумя глазурующими элементами

В настоящее время многие художники обычно прибегают к созданию двустороннего покрытия витражных стеклянных панелей, которые устанавливаются в новых зданиях. Стандарты теплосбережения здания требуют приведения в соответствии с ними стандарты художественного произведения. Изготовление «сэндвича» не представляет значительных сложностей: он состоит из двух кусков прозрачного стекла или закаленного стекла (в соответствии со спецификацией) с вложенной между ними декоративной панелью. Размеры каждого элемента должны соответствовать формату панели в раме, предусмотренной проектом здания.

Элементы рамы для каждой панели собираются на расстоянии приблизительно 7 мм от внешнего края
стеклянной панели, используя алюминиевые внутренние планки переплета промышленного производства. Элементы прикрепляются к стеклу с помощью двусторонней клейкой ленты. Декоративную стеклянную панель располагают внутри рамы, затем на его поверхность кладут верхний лист стекла и укрепляют его с помощью двусторонней клейкой ленты. Зазор величиной 7 мм между внутренними планками переплета и краем стеклянной панели заполняется и герметизируется соответствующим заполнителем промышленного изготовления. После этого декоративное стекло оказывается надежно и герметично закрытым в пределах двойного стекла; каждый подобный сборный элемент отправляют мастерам-стекольщикам для подгонки в оконные рамы.

 Процесс сплавления стекла

Один из способов создания богатых фактурных эффектов в листе прозрачного стекла заключается в следующем: дно печи покрыть ровным слоем гипсовой штукатурки толщиной 2-3 мм, затем создать фактуру на ее поверхности и положить на штукатурку кусок стекла толщиной, например, 10 мм.

Далее печь разогревается до температуры 800 °С и выше, после чего остужается в течение длительного времени. Поверхность стекла отпечатывает фактурный рисунок штукатурки.

img_1128

Фактурные эффекты

В данном примере форма листа, созданная на поверхности гипсовой шту-катурки, была перенесена и воспроизведены на прозрачной стеклянной пластине.