Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Живопись на стекле | Витражное стекло
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Живопись на стекле

Живопись на стекле

В процессе живописи на стекле контуры изображения обычно отделяют свинцовыми полосами. Такие полосы ограничивают отдельные участки окрашенного стекла, определяя характер и форму изображения.

Традиционно отдельные элементы изображения определяются непрозрачными контурами черного цвета, а полутона и тени — участками матовых красок (см. противоположную страницу).

Стекло

Лучший вид стекла для витражных работ — так называемое «античное» или «легкоплавкое» стекло, которое изготавливается ручным способом. Оно формируется из пузыря расплавленного стекла, выдуваемого в виде длинного баллона округленной и продолговатой формы. Расплавленное стекло можно окрашивать, добавляя в его состав такие металлы, как марганец, кобальт, медь или оксиды железа. За-тем два противоположных конца «цилиндра» обрезаются, после чего форму разрезают вдоль всей длины.

Краски для витражного стекла

Краски для живописи по стеклу представляют собой смесь стеклянного порошка и оксида железа с добавлением флюса. «Кафедральные» краски, выпускаемые в диапазоне черных и коричневых тонов, тщательно перетираются в течение нескольких минут на плите с помощью шпателя и дистиллированной воды. Только после этого они готовы к использованию.

Прозрачные эмалевые краски

Эмалевые краски наносятся точно так же, как краски для витражного стекла, но подвергаются обжигу при менее высоких температурах (приблизительно 550 СС).

Эмалевые краски, как правило, создают эффект «очевидно наложенных» красок. Однако в процессе обжига при более высоких температурах происходит дальнейшее и более полное плавление, и краски приобретают гармоничный и естест-венный вид, несмотря на изменение характера цвета и более осветленные тона. Краски можно наносить на стекло трафа-ретной печатью, если они предварительно смешаны с гуммиарабиком и водой. Недавние технологические разработки в области производства прозрачных эмалей для стекла привели к созданию красок повышенной прочности и интенсивности.

img_1120

Эмалевая краска и процесс трафаретной печати

В данном примере продемонстрирована техника печати синей и желтой красками на поверхности прозрачного стекла.

Связующие вещества

Связующее вещество, которое используется в составе красок для витражных работ, выгорает под воздействием высоких температур в процессе обжига в печи. Оно служит только для стабилизации частиц краски и обеспечивает ее временное сцепление с поверхностью стекла. Связующее вещество в определенной степени снижает растворимость краски и предоставляет возможность дальнейших манипуляций красками на плоскости необожженного стекла.

Гуммиарабик

Гуммиарабик является наиболее часто используемым связующим средством в составе красок для витражных работ. Как в порошковой форме, так и в виде раствора, гуммиарабик может быть смешан с пигментным порошком и дистиллированной водой. Кроме того, пигментный порошок иногда перетирается в масле, чтобы придать смеси большую вязкость. Это позволяет значительно увеличить время работы с красками, чего нельзя добиться при использовании раствора гуммиарабика.

Живопись на стекле

Основные элементы рисунка сначала наносятся в контурах по образцу, который называется «линиями обреза» или «раскроя» (т. е. разметки); на этом образце представлены все формы в соответствии с их размерами до начала нанесения красок, покрытия эмалью или травления. Линии разметки способствуют точному расположению каждого участка стекла в пределах всего изображения; между ними образуется зазор, толщина которого соответствует толщине направ-ляющего освинцованного сердечника, который предназначен для соединения отдельных элементов изображения. Каждый элемент стекла «раскраивается» и обрезается строго по линиям рисунка-образца. Если бы стекло маркировалось и резалось за пределами линий, изображение неизбежно приобрело бы искаженные формы.

Нанесение непрозрачной линии

Наилучшим инструментом для создания простой сплошной линии является кисть с длинным волосом (филенчатая или шрифтовая). Краска должна быть достаточно жидкой, но при этом содержать значительный объем пигмента подобно жидкой плакатной краске. Кисть следует хорошо наполнить краской и нанести ее в виде «ручейка» на поверхность стекла. Если мазок выполнен слишком быстро, он станет «невесомым», а при обжиге потеряет кроющие свойства. Смешав краску для стекла с быстровысыхающим маслом, разбавленным уайт-спиритом, вы сможете создать линию обводки богатого, разнообразного тона. После высыхания краски матирование (см. ниже) может быть выполнено, покрыв ее средством на водной основе, не разрушая при этом оригинального контура.

Матирование

Методика создания градации тональных эффектов называется матированием: он формируется там, где будет нанесен разбавленный тон краски.

Если изображение на стекле состоит из контуров и тональных участков, сначала наносятся контурные линии; при этом можно использовать уксусную кислоту, чтобы обеспечить затвердевание краски контуров. Затем осуществляется процесс матирования. Для нанесения столь жидкой краски могут применяться практически любые виды кистей. Прорабатывая участки крупных размеров, художники предпочитают щетинные кисти более мягким, так как они обеспечивают более эффективный результат в нанесении красок.

Тем не менее, несмотря на тщательный и осторожный подход к работе, краска образует весьма неоднородное покрытие, поскольку стекло не обладает пористостью и фактурой для удержания частиц пигмента. Если необходимо создать градиентный тон, то используются больше пигмента на участках глубоких тонов. Создавая эффект равномерного тонального покрытия, разровняйте краску после ее нанесения подобно тому, как это делается при создании плавного тонального перехода цвета в масляных заливках сухими кистями. Поэтому на следующей стадии необходимо слегка «взбить» или «отциклевать» матированный слой легкими, скользящими движениями сухой мягкой кисти по поверхности стекла. Кисть при этом едва касается поверхности, но создает привлекательные мягкие тональные градации или однородный, равномерный тон.

Нанесение краски в виде точек

В условиях теплых температур мастерской содержащаяся в краске вода испаряется, а пленка краски высыхает. Если тон по-прежнему остается неравномерным или требуется тональный эффект несколько другого характера, вы можете расположить кисть вертикально и наносить мазки в виде точек легкими движениями руки.

Сграффито

Вышеописанная техника матирования, может быть несколько адаптирована с использованием смеси более густой краски, чтобы создать на поверхности стекла равномерный слой кроющей краски. Затем в этом слое процарапывается или проскабливается изображение. Могут использоваться любые инструменты, включая иглы, гвозди, отвертки, стальные гребни-расчески, кисти, проволочная «вата» и, наконец, ногти. Вы можете также пользоваться кончиками пальцев, чтобы удалить нанесенную краску мягкими стирающими движениями. Пока краска остается влажной, вы можете впрессовать в нее материалы с различной фактурой, чтобы оставить на поверхности стекла выразительный рельефный отпечаток.

Окрашивание (травление) стекла. Полосы желтого и оранжевого цветов образованы нитратом серебра при обжиге.
движениями. Пока краска остается влажной, вы можете впрессовать в нее материалы с различной фактурой, чтобы оставить на поверхности стекла выразительный рельефный отпе-аток.

Нанесение краски напылением

Как правило, используемые в витражных работах пигменты перетираются достаточно мелко, поэтому могут быть нанесены на поверхность в процессе напыления из традиционного оборудования для распыления краски. Вы можете применять аэрограф, но более мощный пистолет-краскораспылитель (где краска подается самотеком) способствует созданию более убедительных, плотных и последовательных эффектов. Он позволяет добиваться однородного и градиентного матирования любой глубины тона.

Окрашивание стекла травлением

В отличие от красок для стекла нитрат серебра является единственным и по-настоящему надежным средством его окрашивания методом травления. Это вещество проникает в структуру стекла, чего не могут сделать обычные краски. Нитрат серебра имеет желтый цвет и протравливает поверхность в процессе обжига при температуре 620 °С. Чем выше температура обжига, тем более изменяется цвет нитрата серебра — он становится более оранжевым и красным. Вещество выпускается в порошковой форме; перед использованием его смешивают с водой.

Пескоструйная обработка

Пескоструйная обработка, в процессе которой используется специальное оборудование (пескоструйная машина), является оперативным и относительно безопасным средством долговременного декорирования (узором «мороз») и матирования участков стекла.

 Сграффито

Предназначенные для обжига куски стекла располагают на металлических поддонах, покрытых ровным слоем сухого штукатурного порошка. Это позволяет безопасно перемещать лист стекла в печи. Поддоны предварительно выдерживают в разогревающей камере печи при температуре не менее 620 °С. Если обжигу подвергаются несколько поддонов одновременно, их следует расположить в печи как можно быстрее и, что очень важно, как можно осторожнее.

После того, как температура в печи достигнет требуемой температуры, процесс обжига занимает несколько минут. Если температура превысит 700 °С. на краях стекла может начаться процесс плавления, и кроющие свойства краски будут потеряны, а сама краска станет восприниматься как неотъемлемая часть стекла.

После завершения процесса обжига следует как можно быстрее переместить поддоны в охлаждающую камеру. Стекло необходимо охлаждать как можно медленнее — желательно в течение одной ночи. Если процесс охлаждения стекла происходит слишком быстро, термический «шок» неизбежно вызовет образование трещин на поверхности. Данный метод подходит для обжига листов стекла небольшого размера; но более крупные листы следует обжигать в специальных многоцелевых газовых печах скоростного обжига — они позволяют быстро и качественно обрабатывать материалы, а также подвергать обжигу все покрашенные куски стекла одновременно, расположив их на днище печи. Такие печи могут использоваться для обжига краски и плавления стекла