Эмалирование: оборудование и материалы

Эмалирование: оборудование и материалы

В эмалировании наиболее часто используется безуглеродистая сталь, которую можно приобрести в диапазоне нескольких специфических марок. Необходимость применения безуглеродистой стали обусловлено тем, что присутствие углерода в процессе обжига вызывает образование в эмали вздутых пузырей и хлопьев.

В практике художественного эмалирования может использоваться медь. Она часто комбинируется с ювелирной эмалью, благодаря которой металл приобретает блеск, хорошо просматривающийся сквозь нанесенный эмалированный слой.

Такие же эффекты возможны в комбинациях с нержавеющей сталью и драгоценными металлами. Вы можете использовать в качестве основы алюминий. Это — удобный в работе и достаточно легкий материал.

 Типы эмали

Эмаль обычно выпускается в форме порошка, просеянного через ячейки сита определенного размера. Наиболее популярной среди художников считается эмаль с размером ячейки 80; эмаль с показателем 120 единиц более подходит для работы в технике шелкотрафаретной печати. Порошок эмали обычно смешивают со вспомогательными средствами перед нанесением кистью, распылением, поливом или способом печати. Кроме того, эмаль в порошковой форме можно профильтровать и нанести на подготовленную панель с помощью экрана-«сита».

Промышленная эмаль

Данные — традиционные — виды эмали обладают повышенной термостойкостью, а также чрезвычайно высокими кроющими характеристиками, поэтому с их помощью невозможно добиться эффектов прозрачной или полупрозрачной
глазури. Производители выпускают этот вид эмали в широком диапазоне цветов: они совершенно безопасны в использовании и относительно недороги.

Ювелирная эмаль

Этот вид эмали основан на соединениях свинца, поэтому представляет потенциальную опасность для здоровья художника во время работы. В различных странах действуют строгие трудовые законы, касающиеся всестороннего контроля при обращении с этими материалами на производстве. В настоящее время в Великобритании и США выпускаются виды эмали без содержания свинца, которые я рекомендую к использованию. По сравнению с промышленными видами эмали стоимость ювелирной эмали может быть в три-четыре раза выше.

Связующие вещества

Очень важно, чтобы связующие вещества обладали достаточной силой и прочностью для удержания эмалевой краски, обеспечения хорошего сцепления с поверхностью панели и повторного наложения краски. Их составляющие должны легко выводиться из состава эмали в процессе обжига, не оставляя осадка и не оказывая воздействия на характеристики краски и стабильность структуры обожженной эмали. Производители выпускают целый ряд вспомогательных
средств на водной основе, пригодных для использования с эмалевыми красками.

Гумми

Смесь лучших видов гуммитрагаканта или гуммиарабика с водой и эмалевыми красками обладает отличной связывающей способностью и может использоваться художником для решения многих задач. Гуммитрагакант оказывает менее выраженное воздействие на характер красок после обжига, чем гуммиарабик, несмотря на то, что для этого нет никаких химических обоснований. В работе применяются только небольшие объемы гумми.

Целлюлозная паста ( клей «Na-КМЦ» — натриевая соль карбоксиметилцеллюлозы)

Целлюлоза, подобная той, которая используется в производстве клея для высокопрочных обоев, образует основу качественного связующего, которое выгорает при обжиге и значительно дешевле натуральных смол и гумми. Пасту можно использовать в краске, которая предназначена для нанесения кистью: она не пригодна в качестве связующего в составе краски, наносимой напылением. Просеивание сухого пигмента на участки, предварительно покрытые целлюлозной пастой, дает очень хороший результат,

Эфирные масла

В качестве вспомогательных средств в эмалировании часто используются сосновое и гвоздичное масла. Эти средства дают художнику возможность свободно манипулировать краской на поверхности панели. Тем не менее они плохо выгорают в печи быстрого (скоростного) обжига и поэтому способ медленного обжига более предпочтителен.

Акриловые средства

Акриловые смолы метилметакрилатного типа составляют основу высококачественного связующего средства для эмалевых красок. Краску следует просто размешать в связующем. В результате она не обладает качествами акриловых красок, так как составляющие ее элементы не полностью связаны.

Джордж Стаббс Эмалирование на меди

Этот пример демонстрирует возможности тонкого и аккуратного контроля над полным диапазоном тонов в данной технике. Работу характеризует тщательность проработки каждой детали; все элементы композиции выполнены тончайшими мазками кисти. Картина была написана в XVIII веке и является свидетельством стойкости и долговечности использованных средств и техники. Художник повсеместно применял методику нанесения красок в виде точек легкими ударами кисти.

img_1098

Лев, нападающийналошадь(1769), Джордж Стаббс

Подготовка Металлическая пластина

Если вы готовите крупноформатную работу, например, для декора какого-либо общественного места, по всей вероятности, вы прибегните к использованию эмалированной стали. Предварительная подготовка такого листа, включая нанесение первого грунтовочного слоя (см. ниже), выполняется непосредственно производителем. Толщина стали должна быть, по крайней мере, 1,2 мм.

Размер листа, в первую очередь, будет зависеть от габаритов промышленной печи. Наиболее крупный возможный лист обычно имеет размеры приблизительно 2,4 х 1,8 м, но более часто используются листы размером 1,6 м х 90 см (они более удобны в обращении).

В конструкции панелей, предназначенных для монтажа на стенах, предусмотрено создание борта-фланца по всему периметру листа. На фланце просверливаются отверстия и панель фиксируется на стене с помощью соответствующих металлических элементов крепежа. Панель с фланцем требует лишь заднего защитного покрытия (см. ниже), в то время как обычная плоская панель нуждается в слое эмалевой краски одного и того же объема как с задней, так и с передней стороны для предотвращения деформации. Все работы, связанные со структурными изменениями панели (в частности, процессом сварки), должны выполняться до начала подготовки металла к эмалированию.

При изготовлении панелей для живописи и декоративного оформления производители должны использовать традиционные методы подготовки. В первую очередь, стальная панель подвергается обжигу в печи, чтобы полностью выжечь жировые вещества и скопления частиц пыли. Затем панель погружают в 10-процентный раствор соляной кислоты приблизительно на 15 минут. Таким образом, панель протравливается, в результате чего образуется основа прочного соединения с грунтовочным слоем. После этого панель промывают и нейтрализуют, поместив ее на 30 секунд в водный раствор кальцинированной соды. Наконец, панель промывают в буре, т. е. тетраборнокислом натрии, в течение 30 секунд для предотвращения образования ржавчины и затем высушивают при воздействии теплого воздуха.

Грунтовочный слой

После высыхания, металлическая панель полностью подготовлена к нанесению первого грунтовочного слоя — эмалированного покрытия-грунтовки, которое наносится непосредственно на поверхность «голого металла». Этот процесс должен осуществляться в специальной камере для покраски распылением. Как правило, металл после обжига приобретает темный синий, коричневый, серый или черный тон в зависимости от рецептуры и технологических особенностей процессов, используемых производителем. Состав грунтовочного слоя может значительно варьироваться, но обычно включает такие ингредиенты, как полевой шпат, кремнезем, кварц, эмалевые виды глины, бентонит и другие измельченные добавки. Они способствуют снижению деформации и увеличивают клейкость эмали. В основном прочное сцепление эмалевой краски с поверхностью металла обеспечивается благодаря присутствию глины. Подготовленная панель поступает в печь для обжига при температуре приблизительно 860 °С. Теперь панель готова к нанесению покрытия.