Способы декора керамики

Для декоративного украшения керамики существует широкий диапазон самых разнообразных методик. Техника сграффито позволяет художнику создавать рисунок непосредственно в слое ангоба или глазури на поверхности плитки. Кроме того, художник может наносить слой ангоба с помощью резиновой «груши» с наконечником или шаблонов-трафаретов. При использовании декоративных техник художник может создавать рисунок «заподлицо» (т. е. на одном уровне) с поверхностью плитки.

Основные оксиды для окрашивания керамики

Красящие вещества-оксиды смешиваются с водой, гуммиарабиком или маслом для получения «работоспособной» консистенции и затем наносятся на необожженную, «бисквитную» или глазурованную майолику. Природные «сырые» оксиды составляют основу красок наиболее интенсивных цветов, в то время как карбонаты образуют более бледную цветовую гамму. Основными оксидами, или «сырыми» природными пигментами, служащими для окрашивания керами-ческих работ, являются следующие вещества:

• Оксид кобальта, образующий диапазон синих
• Оксид меди — основа зеленых, наносимых тонкими слоями, и черной, используемой в пастозных слоях. Кроме того, оксид меди может образовывать зеленый/синий или медный/красный в определенных щелочной или восстановительной средах
• Оксид хрома образует позитивный основной зеленый цвет, но может использоваться для создания красных, желтых, коричневых и розовых в определенных комбинациях со свинцом, цинком или оловом
• Оксиды железа составляют основу красок в диапазоне от желтых до темно-коричневых

  Сграффито на плитке с поливочным слоем ангоба

Данный способ заключается в создании рисунка непосредственно в слое белого или тонированного ангоба, который нанесен однородно по всей поверхности плитки. Слой ангоба может быть нанесен кистью в виде тонкой пленки или распылен при использовании пистолета-краскораспылителя с соответствующим соплом. Используя краскораспылитель, важно предварительно отфильтровать красочный раствор. Ангоб следует наносить тогда, когда твердость необожженной глины при высыхании достигает состояния кожи; в этом случае из ангоба отсасывается часть влаги, но он не становится слишком твердым. При нанесении на плитку ангоб образует глянцевую поверхность и остается еще довольно влажным — создание рисунка на этой стадии преждевременно. По мере испарения воды или впитывания ее нижним слоем глины покрытие ангобом становится более матовым; теперь на его поверхности можно «выскребать» рисунок. В процессе вырезания поверхности ангоба белого цвета, нанесенного на терракотовую плитку, образуется темно-красный или коричневый «контурный рисунок» на белом фоне. Но возможны любые комбинации — ангоб может быть, например, темно-синим или черным поверх плитки белого цвета, создавая эффект техники граттажа. Разно-образные эффекты достигаются в результате малейших изменений толщины слоя ангоба. Более плотный слой ангоба вызывает в рисунке несколько грубоватый эффект, а более тонкий — создает основу для выполнения изысканных и более деликатных манипуляций.

Использование шаблонов-трафаретов

Ангоб можно наносить на поверхность через бумажные шаблоны-трафареты, образуя плоские и сплошные участки однородного цвета. Бумага газетного качества особенно хорошо подходит для этой цели. Слой ангоба можно также наносить через картонный шаблон-трафарет мягкими ударами вертикально расположенной кисти.

 Использование инструментов для ангобного декорирования

Кроме того, ангоб можно наносить на поверхность плитки, используя резиновую грушу (медицинскую клизму), наполненную составом. Баллон слегка придавливают с помощью большого и указательного пальцев, в результате чего ангоб оставляет на поверхности сравнительно тонкую линию. Это — метод быстрого и беглого создания рисунка непосредственно на плитке.

img_1079

Нанесение мозаичного изображения

Изготовление мозаичной керамической плитки

Данный вид керамической плитки известен как «инкрустированные плитки», несмотря на свое название, он не имеет решительно никакого отношения к инкрустации. В данной методике используется керамическая плитка с мозаичным рисунком. Рисунок наносится составом белого ангоба на врезанную (углубленную) поверхность изображения или композиции на плитке, изготовленной из глины различных цветов. Эта техника лежала в основе создания знаменитых декоративных плиточных полов периода средневековья. По традиции рисунок выполняется белилами на красной терракотовой плитке; впрочем, нет никаких серьезных причин, из-за которых художник не мог бы воспользоваться любыми другими цветовыми комбинациями. По желанию он может также продолжить работу на завершенной плитке подглазурными и/или глазурными красками.

После создания пресс-формы для предварительного прессования мозаичная плитка изготавливается ручным способом. Если размеры пресс-формы соответствуют размерам основания ручного пресса, можно отпрессовать плитку и извлечь ее из пресса перед нанесением мозаичного рисунка. Если такой пресс вам недоступен, изготовьте квадратный открытый (сквозной) короб, в основании которого расположите форму для отливки. В этом случае поверхность формы заливают тонким слоем глиняного раствора и дают ему возможность высохнуть и затвердеть до состояния кожи.

img_1080

1. Закройте края и контуры лентой, чтобы предотвратить подтеки и растекания ангоба, и вылейте его на поверхность отпечатанного рисунка.

img_1081

2. Дайте ангобу возможность высохнуть, соскоблите его до уровня поверхности плитки, открывая завершенный мозаичный рисунок.

Роберт Мэннерс Мозаичная керамическая плитка небольшого формата

Техника мозаичной керамики удачно комбинируется с визуальным рядом простейших, стилизованных образов и четким, двухцветным рисунком. В данной серии из девяти квадратных плиток со стороной 50 мм Ро-берт Мэннерс создал полуабстрактные изображения, характеризующиеся ясностью и свежестью в пределах заданного формата. Комбинация рисунков в светлых тонах на темном фоне и темно-тональных фигур на фоне светлых тонов производит удачный, выразительный эффект. Шоколадный оттенок образован благодаря предварительному окрашиванию глины.

img_1082

Знаки и символы (1989 г.), Роберт Мэннерс

Нанесение подглазурных красок

Подглазурные краски представляют собой специальные порошковые красящие вещества, которые при смешивании со связующим средством могут наносится на необожженную (зеленую) глину или пористую, «бисквитную» (т. е. обожженную, но не глазурованную) плитку. Эти краски содержат в своем составе глину, которая обеспечивает хорошие адгезийные характеристики в контакте с поверхностью плитки.
Если нанести подглазурные краски (см. 299) на неглазурованную плитку и подвергнуть ее обжигу, краски бы попросту отслаивались, поскольку не содержат достаточное количество флюсующих или стеклообразующих веществ, которые бы смогли обеспечить их клейкость. Подглазурные краски можно наносить в процессе задувания из пульверизатора или печати непосредственно на плитку.

Для того чтобы нанести подглазурные краски на поверхность «бисквитной» плитки, они перетираются или смешиваются (в зависимости от степени их фактуры) со связующим средством. Наиболее часто в этом качестве используется раствор гуммиарабика в воде, который позволяет художнику успешно манипулировать составом и разбавлять его, подобно настоящей краске, на поверхности плитки. Подглазурные порошковые краски можно также перетереть в льняном масле, которое предварительно было разбавлено терпентином. Затем красками пользуются так же, как масляными.

Процесс глазурования

Глазурь представляет собой слой стеклообразного покрытия, которое усиливает внешнюю привлекательность плитки и, изолируя ее поверхность, снижает пористость этого материала. Глазурь наносят различными способами — задуванием из распылителя, поливом или погружением плитки в раствор. Глазурь может также наноситься избирательно — только на отдельные участки плитки, в зависимости от желаемого эффекта.
Слой глазури может быть прозрачным (чистым или тонированным) и кроющим (белым или тонированным). Слои прозрачной глазури на поверхности подглазурных красок, печатного рисунка или покрытия ангобом способствуют образованию богатых, разнообразных эффектов.

Живопись на необожженной глазурованной плитке

Данная техника (которую также называют «майоликой») была впервые разработана в Испании. Слой непрозрачной глазури теплого белого тона наносят на поверхность «бисквитной» плитки. После его высыхания на необожженной глазурованной плитке выполняется рисунок при использовании основных оксидов, из которых изготавливаются керамические краски. (При этом оксид кобальта формирует на белой плитке характерный синий цвет; эта краска часто использовалась в прошлом благодаря своей надежности и доступности.) Краску смешивают с водой и наносят мягкой кистью на рыхлую поверхность необожженной глазурованной плитки.

img_1085

Использование нескольких красок на необожженной глазурованной поверхности

На слой необожженной глазури можно наносить широкий диапазон красок. Покрашенная плитка до процесса обжига имеет характерный вид матовой пастельной работы: краски на плитке приглушены. Поверхность плитки на данной стадии чрезвычайно уязвима и восприимчива. Плиточные панели в процессе живописи обычно располагают под небольшим углом к вертикали, как показано на иллюстрации.

Процесс тонкой обработки изображения кистью в данной технике довольно ограничен, но тем не менее эта методика является великолепным средством работы кистью непосредственно на крупных плиточных панелях. После обжига в результате плавления между изображением и основой образуется плотная связь, которая отсутствует в «надглазурной» технике.

Поверхность необожженной глазурованной плитки можно дополнительно укрепить, сделать более твердой и, следовательно, более пригодной для живописи, добавив небольшой объем гуммиарабика в раствор для глазурования или слегка напыляя его (из распылителя) на поверхность глазури. Таким образом, эти меры укрепляют слой глазури и способствуют снижению его рыхлости.

img_1084

Полноцветное изображение

Фигуры танцоров написаны при использовании полукруглых колонковых кистей, а часть керамических красок нанесена небольшими, повторяющимися мазками.

Понятие об обожженных и необожженных видах красок

Если вы нанесете краску на необожженную глазурованную плитку, следует провести несколько тестов на опытных образцах плиток, чтобы иметь представление о глубине тона краски до и после обжига. Оксид кобальта после обжига приобретает глубокий и густой синий тон и глянцевый вид. Для того чтобы придать этой краске значительную глубину, следует нанести ее очень густым пастозным слоем.

1. Хвост кита, изображенный на поверхности необожженной плитки.

img_1086

2. После процесса обжига бледно-серый цвет преобразуется в глубокий синий кобальт.
Техника сграффито. Изображения деревьев основаны на рисунке масляной пастелью. Оригинальный рисунок проецировался с пленки на панель из нескольких плиток, которые предварительно по необожженному слою глазури были покрыты двумя заливками оксида кобальта темного. Белые участки изображения были удалены в результате применения техники сграффито, при этом были открыты и восстановлены силуэты деревьев синего цвета. Затем плитка была подвергнута обжигу.

Процесс ручной живописи на крупных панелях

Как правило, художник может легко увеличить изображение пропорционально предварительно выполненному рисунку-оригиналу с помощью нанесенной сетки, поскольку она соответствует «естественной» сетчатой структуре, создаваемой непосредственно формой керамических плиток. Если вы работаете на стеновой панели очень крупных размеров, удобнее прорисовывать отдельные квадратные секции изображения последовательно — шаг за шагом. У вас есть возможность проверять точность совпадения отдельных элементов рисунка — отснимите на фотопленку или создайте цифровое изображение каждой такой секции и спроецируйте их на поверхность панели в процессе нанесения красок.
Предварительный рисунок. Данный набросок демонстрирует оригинальную композицию, выполненную на сетке.

img_1088

Завершенная работа: живопись на керамической плитке

Нанесение надглазурных красок

Надглазурные краски наносятся на поверхность обожженной глазурованной плитки. В процессе повторного обжига плитки пигменты вплавляются в поверхность глазури. Надглазурная эмаль (как еще называют эти краски) выпускается в форме мелкого порошка-пудры. Первоначально краски смешиваются с соответствующим связующим — наиболее часто применяются гуммиарабик, смола или маслоосновные средства и затем смесь наносят на поверхность плитки с помощью подходящего инструмента для живописи. Художнику предоставлен большой выбор красок различных цветов, так как эмаль можно смешивать в пределах определенных цветовых диапазонов.

Если надглазурные краски наносятся кистью, гладкая и глянцевая поверхность плитки будет способствовать сохранению фактуры мазка в первоначальном состоянии — со всеми характерными гребнями, бороздками и полосками. Художники, которые привыкли работать на впитывающих и полувпитывающих типах поверхностей, в данном случае встретятся с некоторым «сопротивлением» покрытия; им сначала покажется, что данная поверхность отталкивает краску.

 Печать на плитке

Существуют два основных метода печати на керамической плитке: метод прямой печати и метод косвенной или непрямой печати (его еще называют методом переноса). Вы можете наносить отпечаток на поверхность необожженной глины или обожженной «бисквитной» плитки (подглазурная печать) или на поверхность глазурованной плитки (надглазурная печать). В последнем случае после выполнения отпечатка может наносится еще один слой глазури; тогда оригинальный отпечаток оказывается между слоями глазури. При использовании обеих методик переноса отпечатка, вспомогательное средство должно выводиться в процессе медленного предварительного обжига в вентилируемой печи.

Метод прямой печати

Шелкотрафаретная печатная техника является стандартным методом прямой печа. Для достижения наилучших результатов используйте трафарет с относительно грубой сеткой. Вы можете использовать любое из вышеупомянутых связующих средств вместе со ангобом, подглазурными и надглазурными красками, чтобы обеспечить печатание сквозь трафарет. Перетрите или профильтруйте их вместе со связующим веществом до образования смеси однородной консистенции. Перед обжигом вы можете последовательно отпечатать несколько красок, если используете быстро высыхающее вспомогательное средство, которое придаст краске относительную твердость.
В данной технике может использоваться большинство методов изготовления шаблонов-трафаретов , но если изображение достаточно сложное, более предпочтителен метод переноса отпечатка. В процессе прямой печати на плитке изогнутой формы промышленного производства рисунок должен находиться в пределах плоского участка плитки.

Метод косвенной печати «Декалькомания»

В процессе косвенной печати, известной также под названием «сдвижной деколь» который наиболее эффективен для надглазурной работы, изображение печатается на переводной бумаге со специальным покрытием. Это покрытие представляет собой водоотталкивающую пленку, на которую наносится отпечаток; при этом, как правило, используется шелкотрафаретная печать, хотя могут применяться и другие печатные технологии.

Для обработки одиночных плиток обычно выполняется монотип — при использовании керамических красок на ламинате или стекле (подобно тому, как это происходит в работе с печатными или масляными красками). Затем оттиск наносится на переводную бумагу («деколь»). После высыхания рисунка покройте его изолирующим слоем промышленного производства, используя технику шелкотрафаретной печати (через чистую сетку). Дайте возможность изолирующему слою полностью высохнуть. Поместите лист переводной бумаги в ванночку с теплой водой. Бумага начнет поглощать воду и опустится на дно ванночки; изображение останется на пленке, плавающей на поверхности воды. Осторожно захватите пальцами пленку за два верхних уголка, расположите ее на глазурованной поверхности плитки и откорректируйте расположение рисунка легким скользящим передвижением пленки. Пользуйтесь резиновой гладилкой для удаления пузырьков воздуха и капель воды с поверхности — движения должны быть направлены от центра в сторону границ рисунка. На одну и ту же плитку можно наложить до трех «перенесенных» отпечатков.

 Обжиг плитки

Процесс обжига начинается в медленном режиме, чтобы подсушить работу и вывести остатки химически связанной влаги. Медленный обжиг осуществляется при температуре до 600 "С в условиях хорошей вентиляции. Достигнув этого показателя, температура быстро повышается до точки стабилизации. Не следует допускать внезапных изменений и перепадов температур; для остужения печи требуется тот же период времени, что и для ее нагрева. Помните о том,
что различные слои плитки — от самой основы до ело ев окрашенного ангоба, подглазурных красок, глазури, надглазурных красок и глянца (металлических солей, которые придают плитке отделку «металлик») — требуют для полноценного обжига различных — постепенно понижающихся — температур. Собственно глиняная плитка обжигается при температуре приблизительно 1200 °С, а слой глянцевого покрытия — при температуре приблизительно 730 °С.