Техника рисунка и живописи

Пропитанная смолой бумага хорошо воспринимает пигменты карандаша, пастели и уголь, которые полностью сохраняются после прессования. Частицы пастели и угля можно закрепить на поверхности, нанеся слой непигментированной акриловой эмульсии с помощью распылителя. Акриловые краски — лучшее средство во всех отношениях; они находят самое разнообразное применение. Бумага обладает одним особенным качеством, которое отличает ее от других видов основ: это — высокая степень абсорбции.

Поэтому при работе тонкими заливками акриловых красок, например, нанесенный кистью мазок немедленно впитывается поверхностью бумаги, не оставляя художнику времени для смягчения контуров и краев или создания плавных переходов из тона в тон. Художник может выгодно использовать это качество (см. ниже). Впитываемость бумаги варьируется в зависимости от ее цвета и особенно ярко выражается на белой, для чего некоторые производители выпускают более толстую бумагу.

Живопись в тонких цветных заливках

Если вы разбавите акриловую краску до консистенции акварели, каждый мазок оставит свой след на впитывающей бумаге. В результате последовательного наложения красок перекрывающими слоями создается эффект разнообразной текстуры.
Портретный этюд головы римлянина (справа) демонстрирует эффект тонких заливок акриловых красок на белой бумаге. Бумага белого цвета отличается слишком высокой степенью абсорбции, чтобы обеспечить хотя бы минимальную эффек-тивность маскирующей жидкости; поэтому не следует наносить краску на те участки, которые по замыслу должны оставаться белыми. С помощью акварельной техники и использования бумаги с высокой степенью абсорбции вы сможете создать работу, в которой даже после ее завершения отчетливо виден каждый мазок кисти. Поэтому в данном случае, например, для создания заднего плана отдельно использовались очень тонкие заливки трех различных красок — голубой ФЦ, хинакридона красного и сиены жженой. Таким образом, работа приобретает более разнообразный характер: тональность заднего плана существенно отличается от общего серого фона, который был бы образован в результате физического смешивания данных красок перед нанесением их на основу.

Живопись в тонких акриловых заливках. Более глубокие и темные тона на теневых участках формы головы образованы в результате наложения более тонких заливок и сушки с помощью фона. Для создания заднего плана использовались три краски — голубая ФЦ, хинакридон красный и сиена жженая.

Живопись в плотных слоях акрила

Краска может с тем же успехом использоваться пастозно на пропитанной смолой бумаге. Например, на ламинатах применимы разнообразные пастозные техники, описанные в главе «Акрил» (см. с. 217-220). Техника сграффито (в которой контур выскабливается в плотном слое краски) может применяться на каком-либо участке рисунка. Краска, нанесенная пастозным слоем, становится более заметной после термопрессования.

Пастозная техника живописи.

В этом примере краска была распространена по поверхности бумаги пластмассовой линейкой, образовав слой толщиной приблизительно 1 мм. Процесс последующего нагревания не оказал значительного влияния на характер красок и изображения.

Более выраженный пастозный эффект.
В данном случае краска была нанесена через шаблон-трафарет еще более густым слоем (толщиной 2-3 мм). В процессе горячего прессования создан эффект «расплавленных» красок — это хорошо выражается в подтеках краски вокруг контуров формы рыбы.

 Живопись в общественных местах

Оригинальная живопись на ламинированных материалах прекрасно вписывается в интерьеры общественных мест, так как стены обладают повышенной прочностью, а их поверхность легко поддается очистке.
Работы на представленных иллюстрациях были выполнены для декоративного оформления отделения травматологии и неотложной помощи одной из больниц.

img_1057

В мастерской

Здесь показаны листы пропитанной смолой бумаги в процессе живописи на стене мастерской.

После сборки и установки на стенах
Данная «решетка» с бабочками и цветами, представленная здесь после установки, была написана для приемного помещения больницы. Можно было воспользоваться техникой трафаретной печати на ламинированных материалах; но, поскольку проект состоял лишь из трех листов ламината, был применен более экономичный, «ручной» метод нанесения красок. Работа характеризуется чистотой и яркостью цвета: эти качества достигнуты благодаря созданию подмалевка белилами на поверхности голубой, пропитанной смолой бумаги.

img_1058

Использование пистолетакраскораспылителя и аэрографа

Эта «ручная» работа на ламинированном листе выполнена при использовании краскораспылителя, аэрографа и акриловых красок. Это позволило создать в изображении ощущение пространства и воздушной перспективы. Техника заключалась в постепенном «выстраивании» тонированных участков с помощью кисти перед нанесением краски распылителем и аэрографом. Эти меры обусловили создание реальной глубины благодаря разнообразию тональных вариаций, а напыление краски способствовало смягчению контуров и краев форм, а также усилению реалистического эффекта.

Проект Ламинированная стеновая панель

Пространство главного коридора одной из больниц стало основой работы, предназначавшейся для декоративного оформления и оживления глухого, пустующего изгиба стены коридора. Работа имеет также и функциональное назначение: она включает систему зеркал (позволяющую больным видеть скрытые за изгибом стены, приближающиеся передвижные тележки). Кроме того, работа вызывает визуальный интерес и наполняет невыразительный участок стены живыми, привлекательными красками. Главная идея работы заключалась в том, чтобы люди, проходящие по коридору в направлении изгиба стены, могли видеть совершенно другое изображение, чем те, кто двигается по коридору в противоположном направлении. С одной стороны, на изображении видны листья растений, с другой — цветы. Этот эффект создается с помощью ряда тонких, вертикальных секций треугольного сечения, установленных вдоль изгиба стены. На одной стороне треугольника изображены листья, на другой — цветы. Третья сторона треугольника выкрашена однородной краской и обращена к стене.

Если бы подобная работа была выполнена в ручной технике на обычной доске-панели, обеспечение ее безопасности, сохранности, а также светостойкости красок в условиях оживленного движения и атмосферы общественного помещения было бы невозможным. Но ручная работа на ламинатах характеризуется устойчивостью, прочностью и долговечностью; кроме этого, ламинированный лист легко поддается очистке. В качестве основного цвета заднего плана был выбран синий. Пропитанная смолой бумага (которая использовалась для изготовления ламината) в процессе производства окрашивается в различные цвета. Поэтому было бы неразумно и нерационально покрывать все пространство заднего плана синей краской, используя основу белого цвета. Поэтому в работе в качестве основы применялась синяя тонированная бумага. Тем не менее при нанесении желтых, красных и зеленых непосредственно на поверхность синей бумаги неизбежно теряется чистота цвета (это касается даже непрозрачных, корпусных красок).

1. Модель показывает структуру работы. С одной стороны видны цветы; с другой — листья.

img_1060

2. Изображение проецируется на поверхность; затем наносится слой белой грунтовки. Кроме того, формируются участки теней.

img_1059

3. На следующей стадии наносятся краски в соответствии с контурами спроецированного изображения.

img_1061

Завершенная работа. Вид на завершенную стеновую панель с одного конца коридора.

Ламинаты и трафаретная печать

Ламинированные материалы с рисунком трафаретной печати обладают неоспоримым преимуществом перед ручными работами: после создания трафаретов вы легко можете воспроизвести изображение, так как в процессе печати не возникает проблем, которые обычно ассоциируются с уникальным ламинатом ручной работы, как было описано выше.
На представленном здесь примере изображена композиция для дверей пляжных кабинок, демонстрирующая возможный потенциал для работ данного типа. В их создании используется сравнительно простой контурный рисунок и ограниченная палитра красок чистых цветов.

1. Оригинальным рисунком для ламината стал набросок лебедя.

img_1064

2. Шаблоны-трафареты вырезают из самоклеющейся пленки и прикрепляют к прозрачной пленке, размеры которой должны соответствовать формату ламинированного листа.

3. Каждый полноформатный ламинат с трафаретным рисунком достаточно широк.

Ламинаты цифровой печати

В настоящее время художник может создать изображение с помощью компьютерных графических программ и отпечатать его цифровым способом на пропитанной смолой бумаге, после чего рисунок подлежит процессу прессования
и ламинирования. Но следует убедиться, что краски, нанесенные в процессе цифровой печати, смогут выдержать тепловое воздействие процесса термопрессования.

img_1068

Ламинаты цифровой печати

Рабочее место сестры возле детской палаты в процессе переоборудования, в котором использована данная новая технология.

После переоборудования. Художник мог бы отпечатать изображение фасадов зданий с помощью шелкографии, но в этом случае ему пришлось бы изготовить множество трафаретов для нанесения красок и создания фактуры. Этот путь неэкономичен и, следовательно, неоправдан. Наиболее эффективной и непосредственной является цифровая методика, которая позволяет более точно и лучше контролировать цветовое и тональное решение работы.