Стенная живопись в интерьере

Выбирая средства для стенной живописи в интерьере, художник более свободен в принятии решений, так как в данном случае может использоваться большинство известных существующих техник. Акриловые краски, вероятно, более подходят для работы на оштукатуренной поверхности (см. ниже); в то же время вы можете работать и масляными красками, если используете штукатурную пропитку. Могут применяться клеевые краски, целлюлозные краски, яичная темпера, а также краски для энкаустики.

Подготовка Процесс оштукатуривания стены

В интерьерной стенной живописи успешно применяются следующие виды штукатурки (см. ниже). Художники нередко обнаруживают на практике, что стена уже была подвергнута обработке и покрыта штукатуркой еще до того, как клиент остановил свой выбор на стенной живописи.
В данном случае художник крайне ограничен в возможностях: остается надеется, что поверхность стены не покрыта чрезмерно толстым и слишком гладким слоем штукатурки или неподходящим видом грунтовки.

Песок и цемент

Многие художники предпочитают мелкозернистую фактурную поверхность песочно-цементной штукатурки в качестве основы для интерьерной стенной росписи. Такое покрытие обычно включает связывающее на основе ПВА, а поверхность не должна быть слишком гладкой. При оштукатуривании стены по металлической сетке сперва наносится легкий слой, затем — второй грунтовочный (вы-равнивающий) слой штукатурки, после чего — заключительный отделочный слой - «накрывка». Белый портландцемент и белый песок могут быть использованы в составе завершающего покрытия, если требуется отделка белого цвета. Или, когда штукатурка полностью просохнет, нанести два слоя белой акриловой грунтовки промышленного производства.

Гипсовая штукатурка

В современных методиках оштукатуривания стен интерьера применяются быстро затвердевающие полугидраты, такие, как смеси гипса/вермикулита (имеются в продаже в форме связующего смеси и заключительного покрытия). Вермикулит — легкий заполнитель на основе слюды, который замещает песок (при этом вермикулит значительно легче и надежнее последнего) и разбухает при добавлении воды. Он более грубозернистый в связующем, чем в заключительном отделочном покрытии. Существует два различных вида вермикулитов — для разных типов основ. Если применяется металлическая сетка под штукатурку, то наносят плотное покрытие толщиной приблизительно 1-2 мм, слегка касаясь металла. На данном слое наносят насечку по сырому; затем наносится еще один слой того же раствора (и той же толщины), обрабатывается и выравнивается малкой. Покрытие затвердевает в течение 1,5-2 часов, после чего на его поверхность наносят насечку, образуя основу под тонкий, заключительный — отделочный — слой.

Похожий материал производится для впитывающих поверхностей, таких, как кирпичная кладка, нанося его прямо толщиной до 12 мм и затем заключительным , слоем толщиной 1-2 мм. Работая на бетонных или непористых поверхностях, применяйте другой вариант той же штукатурки, первый слои которой следует наносить толщиной 1-2 мм. Затем нанесите грунтовочный (выравнивающий) слой толщиной 3-4 мм. Наконец, покройте его заключительным — отделочным — слоем толщиной 1-2 мм.

Подбор краски в соответствии с характером основы

Акрил — или краски на основе винила — наиболее эффективны при работе на песочноцементной или гипсовой штукатурках. Щелочной характер этих материалов вполне совместим с щелочной природой акриловых красок, но не с более кислотными средствами на масляной основе. Тем не менее существует возможность работы масляными красками на штукатурке — необходимо использовать слой щелочеупорной грунтовки. Кроме того, масляная пленка или модифи-цированная маслом пленка на основе алкидных смол характеризуются хорошо выраженными водоизолирующими свойствами — это исключает возможность их нанесения на пористые поверхности, которые должны обеспечивать жидкости беспрепятственный выход в процессе испарения.

Крупноформатная живопись

Большинство техник живописи, описанных в предшествующих главах данной книги, можно адаптировать для крупноформатных стенных работ при использовании инструментов и кистей более крупных размеров. Щетинные кисти, как правило, более эффективны и удобны в работе на шероховатых поверхностях, таких, как песочно-цементная. Художники, предпочитающие более крупные формы живописи, хорошо осознают различия, которые существуют в ощущении и восприятии работ большого размера и небольших оригинальных этюдов, послуживших для них основой. По этой причине метод сетки, исполь-зуемый для переноса изображения с небольшого этюда на стену и допускающий незначительные изменения в композиции, в настоящее время часто заменяется проекционными системами. С помощью такого оборудования художник может быстро изменять размеры, расположение и угол (наблюдения) будущего изображения, что предоставляет ему большую гибкость и создает условия для проведения экспериментов. Например, изображение на стене больших размеров может выгодно просматриваться с нескольких оптимальных точек обзора в зависимости от архитектуры здания и пространства. Вы можете создать многоплоскостное изображение, определенная часть которого (при фронтальном обзоре) воспринимается в виде аморфной, искаженной формы, но восстанавливает правильные, неискаженные соотношения элементов при наблюдении с конкретной точки и определенного угла обзора (см. «Анаморфизм» на с. 357). Эффективность работы этого принципа можно легко протестировать с помощью проекционных методов — они помогут художнику лучше контролировать процесс и убедиться в том, что каждый элемент такой работы соответствует заданному пространству.

Стенная роспись на основе детского рисунка. В данном примере стенной росписи (выполненной для университетского спортивного зала) изображения объектов были увеличены и написаны акриловыми красками на оштукатуренных поверхностях стен и потолка.

Живопись на потолке

Предлагаемая вашему вниманию работа написана на потолке кабинета анестезиолога в одной из детских больниц. Основная мысль заключалась в том, чтобы ребенок перед погружением в сон смог увидеть что-то очень простое и, может быть, поговорить об этом. В работах подобного типа, которые характеризуются плоскими цветами и ясностью, следует обеспечить перенос рисунка как можно более умело и эффективно. Не менее важно обеспечить быстрый режим работы,
особенно если больница уже функционирует и, следовательно, могут возникнуть обстоятельства, связанные с оказанием неотложной помощи больным.
Изображение проецируется на потолок при использовании зеркала, расположенного под углом 45 градусов к плоскости объектива проектора. Это избавит от предварительного прорисовывания изображения карандашом или углем, что может привести к загрязнению потолка.

1. Проецируемое изображение на поверхности потолка.

img_1046

2. Кисть левой руки опирается на поверхность потолка, обеспечивая устойчивость в работе, в то время как правая рука наносит краску. Краски наносятся дважды, чтобы обеспечить укрывистость.

Завершенная работа. В законченной работе создан иллюзорный эффект и в точности воспроизводится изображение оригинала. Краски основных и дополнительных цветов, использованные в рисунке, были смешаны с небольшим объемом белил.