Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Техника живописи Buon Fresco | Техника живописи Buon Fresco
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Техника живописи Buon Fresco

В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ ИССЛЕДУЮТСЯ НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ТЕХНИК, которые обычно ассоциируются с традиционными областями в практике работы в мастерской, но уже в новом контексте и совершенно другом масштабе. Среди них можно выделить, например, наружную стенную живопись. Кроме того, эти виды техник могут применяться в комбинации с более «молодыми» материалами, приспособленными к самым суровым условиям использования. Примером таких материалов могут служить ламинаты — печатные или выполненные красками от руки.

img_1028

Домохозяйка Джинни (2000), Джулиан Оупай

Джулиан Оупай — художник, который с энтузиазмом и искренним интересом воспринял возможности материалов и технологий последних разработок. В данном случае он работал в технике, которую применяли его предшественники, например, в поп-арте — где крупное, плоское и схематичное изображение создавалось в результате трудоемкой и кропотливой ручной работы. Компьютерно-модифицированное изображение было вырезано художником и нанесено на винил, что выразилось в несколько необычной и очень непосредственной ясности. Удивительно, что эта работа, которая на первый взгляд и на определенном уровне может показаться скучной и невыразительной (с двумя парами черных точек вместо глаз и носа), в результате производит убедительное впечатление и кажется очень человечной. Слабый наклон головы усиливает чувственный характер объекта.

Техника живописи Buon Fresco

ТЕХНИКА BUON FRESCO — чистая фреска или аль фреско — была широко распространена в ранних культурах, таких, как Минойская цивилизация позднего периода, этрусская культура и Древний Рим. Художники и ремесленники широко применяли данную технику и добивались великолепных результатов, свидетельством чему стали прославленные стенные росписи в Помпеях середины первого века нашей эры.

Однако время наибольшего расцвета фресковой живописи аль фреско в истории изобразительного искусства приходится на период с конца XIII вплоть до середины XVI века в Италии, когда большинство великих художников того времени — от Чимабуэ до Микеланджело — использовали эту технику для создания неповторимой серии высококлассных работ. Среди наиболее заметных и выдающихся произведений следует выделить фрески часовни Скровеньи (Scrovegni Chapel) работы Джотто в Падуе, флорентийские шедевры Мазаччо, такие, как Троица в Санта-Мария Новелла и декоративные украшения часовни Бранкаччи (Brancacci Chapel) в Санта-Мария дель Карминэ, возвышенные фрески необыкновенной красоты Фра Анджелико в кельях монастыря Сан-Марко.

img_1030

Noli Me Tangere (1442), Фра Анджелико

В своих фресках, написанных для монастыря Сан-Марко во Флоренции, Фра Анджелико создал замкнутые, независимые миры, в которых каждая отдельная часть композиции «дышит» — она наполнена жизнью, набожностью и самозабвенной любовью. Его работы наполнены особой теплотой и нежностью: эти качества вместе с прозрачными свойствами красок делают описываемые художником сюжеты еще более выразительными и реальными.

Традиционные методики техники аль фреско

Методика стенной росписи — живописи на стенах аль фреско состоит в нанесении пигментов (предварительно перетертых в обычной или известковой воде) на свежепокрытую штукатуркой стену. Используемые пигменты должны быть светостойкими, прочными, долговечными и щелочеупорными. Они поглощаются тонким слоем свежего известкового штукатурного раствора и связываются с ним, образуя стойкое, твердое и сплошное покрытие (как и сама известь). Благодаря тому, что пигменты не нуждаются в прочном сцеплении с грунтовкой (в отличие от большинства других методов живописи), а становятся ее неотъемлемой частью, техника аль фреско стала одним из самых «жизнестойких» видов фресковой живописи.

Фрагмент лиственного орнамента. Краски каждого мазка кисти закрепляются в слое влажной штукатурки и хорошо абсорбируются им.

 Пигменты

В живописи аль фреско могут использоваться только наиболее светостойкие пигменты; это особенно важно для выполнения наружных работ. Пигменты должны быть не только светостойкими, но и щелочеупорными, так как известь обладает выраженными щелочными свойствами. Кроме того, они должны сопротивляться воздействию кислот и других загрязняющих веществ, находящихся в атмосфере. Нельзя использовать пигменты, содержащие растворимые соли, поскольку последние имеют тенденцию выкристаллизовываться на поверхности стены, вызывая выцветание и появление участков беловатых пятен.

Искусственные краски на основе оксида железа (краски марсовой группы), включая красную, фиолетовую, желтую и черную, представляют собой превосходные пигменты для работы в технике аль фреско. Синий и зеленый кобальты обладают такой же степенью светостойкости, как церулеум и марганцевая синяя. Среди зеленых я рекомендую использовать оксид хрома и его гидратную форму — виридоновую. В качестве белил, как правило, используется непосредственно гашеная известь.
Перетирайте пигменты в воде очень тщательно и как можно мельче; наносите их непосредственно на влажную штукатурку без добавления каких-либо связующих веществ. Для нанесения красок обычно используются натуральные щетинные кисти. Во избежание загрязнения смеси примесями, которые могут встречаться в обычной воде из-под крана, используется дистиллированная вода.

Подготовка Предварительная обработка стены

Перед нанесением раствора штукатурки следует тщательно очистить стену от влаги, жировых веществ и пыли. Необходимо смыть следы любого предшествующего покрытия, удалить комочки строительного раствора, а также устранить все выступающие или неровные элементы поверхности. Можно слегка огрубить поверхность, чтобы обеспечить более прочное сцепление штукатурки со стеной; однако эта мера обычно не является обязательной. Поверхность, на которой были выявлены признаки плесени или водорослей, следует покрыть противогрибковым составом, выдержать рекомендованный производителем срок и затем смыть состав со стены.

Строительный раствор

По установившейся традиции, гашеная известь смешивается с песком и/или мраморной крошкой различной величины в зависимости от того, какой из трех слоев смеси наносится на основу в конкретный момент. Песок должен быть сухим и очищенным от солей (вызывающих выцветание и образо-вание белизны) и других примесей. Песок представляет собой инертный наполнитель — химические изменения в процессе высыхания стены преобразуют штукатурку из гидрата кальция и диоксида углерода в кар-бонат кальция и воду.

Подготовка Нанесение штукатурки

В технике аль фреско существуют три стадии нанесения штукатурки на поверхность стены: Первый слой — trullisatio.
• Второй слой — arriccio.
• Заключительный слой — intonaco.

Стадия trullisatio

Поверхность стены подвергается полной обработке и очистке, после чего наносится первый слой штукатурки; его называют trullisatio, т. е. грубая штукатурка или «набрызг». Этот состав представляет собой смесь известкового теста и грубого песка/гравия в пропорции приблизительно 1:3. (Предлагаемое соотношение песка и гравия примерно 1:5.)
Для работы внутри помещения на деревянной драни (или металлической сетке, чаще используемой в настоящее время) в смеси применяются меньшие объемы песка или гравия. Нанесение первого слоя — процесс достаточно энергичный и решительный; состав не разглаживают по поверхности, а, скорее, набрасывают уверенными движениями на стену.

Стадия arriccio

Структура второго слоя, известного под названием «выравнивающего» коричневого слоя или arriccio, менее грубая по сравнению с первым, но значительно менее гладкая, чем последний, завершающий слой. Соотношение извести к песку должно составлять приблизительно 1 : 2 1/2, а в смеси песка могут содержаться как грубые, так и мелкие частицы (с преобладанием крупных и грубых частиц). Слой arriccio также наносится мощными и решительными движениями на первый, основательно смоченный слой штукатурки и затем разглаживается только до степени, позволяющей наносить краску или прорисовывать контуры композиции росписи. Этот предварительный контур известен как sinopia (подмалевок красной охрой) от названия города Синоп на Черном море, где добывалась красная охра, первоначально использовавшаяся для создания рисунка.

Стадия intonaco

Заключительный - «живописный» - слой называется intonaco и представляет собой смесь известкового теста и песка в соотношении 1:1; в составе песка часто содержится небольшой объем мра-морного песка или крошки, что способствует созданию выразительных, характерных

Подготовка стены для техники аль фреско

1. TruUisatio Известковое тесто (в среднем толщиной 1,8 см)
и крупный песок/гравий в соотношении приблизительно 1: 3 (толщиной примерно 3 мм)

2. Arriccio Известковое тесто и смесь крупного и мелкого песка в пропорциях приблизительно 1:2 или 1:2,5 (в среднем толщиной 1,8)

3. Intonaco Известковое тесто и  песок с добавлением мраморного песка или крошки в пропорциях 1:1 (средняя толщина смесь крупного и мелкого песка слоя — 1,5 - 3 мм)

Нанесение intonaco требует профессиональных штукатурных навыков, которые способствуют формированию гладкой поверхности — необходимого условия для живописи. Тем не менее гладкость поверхностного покрытия должна быть умеренной, чтобы предотвратить «закрытие» (т. е. изоляцию) пор слоя.
Слой intonaco последовательно наносится на участки стены, которые можно расписать в течение нескольких часов — между первыми стадиями процесса высыхания (когда штукатурка затвердевает, но еще остается влажной) и второй стадией (когда начинается процесс естественного насыщения углекислотой и поверхность стены прекращает абсорбировать пигменты). Поскольку этот участок intonaco соответствует площади стены, которую художник может расписать за один день, каждая новая секция нанесенной штукатурки intonaco получила название gionata — такие секции штукатурки обычно имеют неправильную форму, соответствующую формам, например, фигур визуального ряда фрески. Любой участок intonaco, который остался нерасписанным (в результате полного высыхания или завершения очередного сеанса живописи), срезают, чтобы впоследствии покрыть его свежей штукатуркой при возобновлении работы.

 Перенос рисунка на стену

Композиция всей росписи должна быть нанесена на второй слой — arriccio. Необходимо обозначить, по крайней мере в целом, все основные контуры изображения на предпоследнем слое штукатурки, поскольку в противном случае будет крайне сложно проработать все необходимые детали сюжета на каждой секции слоя intonaco.
Рисунок обычно выполняют свободным движением руки — например, кистями, укрепленными на длинной ручке. Но есть и другой, более эффективный способ: перенесите изображение с тщательно подготовленного рисунка (так называемый «картон»), который выполнен на рулоне тонкой, твердой бумаги — например, карандашной кальке. Размер картона должен совпадать с размером самой фрески, несмотря на то. что обычно он выполняется на крупных отдельных кусках-секциях. Рисунок картона увеличивается с меньшего оригинала при помощи модульной сетки. Очень важно правильно зафиксировать расположение вертикальных и горизонтальных линий как на картоне, так и на поверхности стены, чтобы предотвратить искажение завершенного рисунка. Используя металлические гвозди, закрепите на стене концы тонкого нейлонового шнура. Разотрите углем или мелом шнур по всей длине, оттяните хорошо натянутый шнур пальцами и отпустите его: при ударе о стену шнур оставит на ее поверхности четкую, видимую линию.

Припорох или «перфорирование»

Традиционным способом переноса изображения с картона на стену является нанесение проколов иглой вдоль контуров рисунка («перфорирование») и протирание тампоном с порошковым пигментом или древесным углем по полученным отверстиям. С этой целью можно приобрести специальный инструмент (с наконечником в виде колесика-перфоратора); при удалении листа с шаблоном-рисунком «булавочные» отверстия оставляют пигмент, формирующий на поверхности стены контуры изображения. Данная методика может применяться на стадии arriccio и позднее — на участках слоя intonaco (здесь изображение будет еще более четким).

Отпечаток вдавленных контуров

Некоторые художники используют альтернативный, более «чистый» способ переноса соответствующей части рисунка на участки intonaco, продавливая контуры композиции острым инструментом сквозь бумагу на влажную штукатурку.
Свободный рисунок по клетчатой сетке
Другой способ переноса крупного, но менее точного и детализированного рисунка на слой arriccio заключается в нанесении сетки на поверхность стены с помощью меленого шнура и отвеса и последующего рисования свободным движением руки от одного квадрата к другому. Проработка более детальных участков происходит на стадии intonaco.

Проекция изображения

В настоящее время художник имеет возможность исключить из практики продолжительные и трудоемкие методы, заменив их на процесс проецирования пленки с рисунком (или отдельных его секций) непосредственно на стену. Если же площадь стены очень большая и рисунок приходится фотографировать отдельными секциями, нанесенная поверх оригинала сетка должна быть воспроизведена на стене в точном соответствии с масштабом. Кроме того, для съемки каждого слайда следует использовать камеру с одним и тем же объективом.

Живопись в технике аль фреско

Процесс впитывания пигмента влажной поверхностью стены очень напоминает аналогичный процесс, происходящий на абсорбирующем левкасном грунте в яичной темперной живописи. В каждом мазке чувствуется та же завершенность, поскольку после нанесения удалить его практически невозможно (если, конечно, физически удалить кусок штукатурки и нанести свежий состав). В обоих видах техник вы можете накладывать слои красок, усиливая глубокие тона и цветовые качества. В методике аль фреско степень прозрачности мазка или заливки, возможно, даже несколько выше; при этом мазок или заливка не образуют подтеков и не подвержены растеканию по поверхности.

Диего Ривера
Пример из двадцатого столетия

Мексиканский художник Диего Ривера (1886-1957 гг.) был одним из наиболее продуктивных и верных художников — последователей техники фресковой живописи аль фреско XX века. Он применял масштабность и непосредственность этого средства живописи для выражения своих — иногда крайне жестких — общественно-политических идей. В представленной работе, которая, кажется, способна украсить Художественный институт Сан-Франциско, художник «играет» более с иллюзорными сторонами техники — он выстраивает перспективу с одной точки и сопоставляет фигуры, написанные непосредственно на фреске, с фигурами людей, выполняющих эту фреску и находящихся на рудиментарных строительных лесах.

img_1035

Создание фрески (1931), Диего Ривера