В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ ИССЛЕДУЮТСЯ НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ТЕХНИК, которые обычно ассоциируются с традиционными областями в практике работы в мастерской, но уже в новом контексте и совершенно другом масштабе. Среди них можно выделить, например, наружную стенную живопись. Кроме того, эти виды техник могут применяться в комбинации с более «молоды-ми» материалами, приспособленными к самым суровым условиям использования. Примером таких материалов могут служить ламинаты — печатные или выполненные красками от руки.

  • Техника живописи Buon Fresco

    ТЕХНИКА BUON FRESCO — чистая фреска или аль фреско — была широко распространена в ранних культурах, таких, как Минойская цивилизация позднего периода, этрусская культура и Древний Рим. Художники и ремесленники широко применяли данную технику и добивались великолепных результатов, свидетельством чему стали прославленные стенные росписи в Помпеях середины первого века нашей эры.

    Однако время наибольшего расцвета фресковой живописи аль фреско в истории изобразительного искусства приходится на период с конца XIII вплоть до середины XVI века в Италии, когда большинство великих художников того времени — от Чимабуэ до Микеланджело — использовали эту технику для создания неповторимой серии высококлассных работ. Среди наиболее заметных и выдающихся произведений следует выделить фрески часовни Скровеньи (Scrovegni Chapel) работы Джотто в Падуе, флорентийские шедевры Мазаччо, такие, как Троица в Санта-Мария Новелла и декоративные украшения часовни Бранкаччи (Brancacci Chapel) в Санта-Мария дель Карминэ, возвышенные фрески необыкновенной красоты Фра Анджелико в кельях монастыря Сан-Марко.

  • Ландшафтный дизайн

    РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ от этюдника и работы в мастерской на более широкое пространство нашло выражение в экстерьерных произведениях с использованием натуральных материалов непосредственно в городе и за его пределами. С точки зрения многих художников, идеи, применимые в определенном контексте для небольших картин, могут быть удачно интерпретированы в других материалах, другом масштабе и совершенно другом контексте. Например, проект ландшафтного дизайна при определенных условиях можно воспринимать как живопись средствами цветочных растений.

  • Мозаика
    ТРАДИЦИЮ МОЗАИКИ МОЖНО ПРОСЛЕДИТЬ начиная с третьего тысячелетия до нашей эры в декоративной терракотовой керамике шумерской архитектуры. Однако более ранние примеры этой техники (вернее, те, которые мы, вероятно, отнесли бы к мо-заике) можно видеть в декорациях полов, созданных из гальки различных цветов. В Турции существуют образцы VIII века до нашей эры, которые имели явный геометрический рисунок. Возможно, наиболее яркие ранние образцы, сохранившиеся до нашего времени, были выполнены мастерами города Олинтос в V веке до нашей эры. Это пример македонской мозаики. Они выполнялись при использовании речной гальки и основаны на мифологических сюжетах, вписанных в окружение сложных геометрических фигур и форм. Наиболее эффективной в них является комбинация загадочного грубоватого материала и рисунка.

    К IV веку до нашей эры в мозаичной технике на полу происходит сдвиг — это было вызвано доступностью новых материалов и изменения природы рисунка. В городе Пелла (столице Македонии) находятся блистательные, сложные и изящные работы, выполненные при использовании таких материалов, как стеклянная мозаичная плитка и полудрагоценные камни.

    Римляне изучали и развивали мозаичную технику на полах и стенах различных видов (как в отношении рисунка, так и целей). Кроме того, начиная приблизительно с IV века нашей эры расширялась и ее функциональность (декоративная, монохроматическая мозаика на полу, выполненная с использованием только черного и белого цветов), а также повышался уровень сложности (появились более сложные полихроматические, мифологические и религиозные работы).

    Специалисты называют данный период временем начала традиции византийской мозаики, которая явилась визуальным выражением христианской веры в течение все-го следующего тысячелетия.

  • Винил и линолеум

    ХУДОЖНИКИ НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ПОИСКЕ новых материалов и видов техник, поскольку именно они могут стимулировать творчество и подвигнуть на со-здание последующих оригинальных работ. Большинство новых материалов разрабатывается с коммерческими целями, но они одновременно расширяют границы предоставляемых художнику возможностей.

    Среди материалов, которые приобрели у художников наибольшую популярность в последнее время, следует выделить самоклеящийся винил, который повсеместно заменил «рукотворные» шрифтовые надписи и изображения рекламного характера на транспортных средствах и в других видах оформительских работ.

    Возможность использования винила в качестве материала для живописи во всем «многоголосии» технических средств, предо-ставленных художнику, оказалась лишь во-просом времени; многие художники уже ус-пели создать высокохудожественные работы на основе этого материала. Среди них следует выделить творчество Джулиана Оупай, чьи рисованные (в том числе с использованием компьютерной графики) схематические портреты и натюрморты были выполнены с использованием винила на алюминии или на деревянных подрамниках.

    Оупай радостно приветствует возможность «физического» воплощения компьютерного изображения, столь уникального для винила.

  • Лазерная и водоструйная резка
    НЕПРЕРЫВНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ и дальнейшее развитие технологий, систем и методов производства предоставляют художникам возможность применять специализированное оборудование. В прошлом художник, желавший вырезать работу сложной формы из плоских листовых материалов, прибегал к использованию ручных инструментов. Это была длительная и трудоемкая работа.
  • Витражное стекло
    ХУДОЖНИК МОЖЕТ СОЗДАВАТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ на поверхности стекла, работая кистью и красками, окрашивая плоскости стекла пигментами или протравливая их кислотой. Стекло как материал образуется в процессе нагревания кремнезема (в форме кремнистого песка, кристаллов кварца или кремнистого галечника) с флюсом (таким, как кальцинированная сода) для обеспечения процесса плавления.
  • Эмалирование
    ЭМАЛИРОВАНИЕ — МЕТОД ЖИВОПИСИ или печати на металлической пластине. Пластина с нанесенным изображением обжигается (иногда несколько раз с покрытием различными красками), в результате чего рисунок вплавляется в поверхность металла. Эмалированная панель отличается повышенной устойчивостью и сопротивляемостью воздействию неблагоприятных атмосферных условий, поэтому часто используется в работах, связанных с наружным декором. Эмалированные панели стали чрезвычайно популярным элементом декоративных схем в общественных местах, где необходимо обеспечить высокий уровень прочности, эластичности и стойкости. Эмалированные работы не-больших размеров можно выполнять в домашней мастерской, используя печи для обжига.
  • Керамическая плитка

    ВЫ МОЖЕТЕ НАНОСИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ на поверхность керамической плитки красками вручную, в процессе печати и штампования — многими способами и на различных стадиях процесса производства плитки. Существует возможность создания как очень сложных изображений, которые требуют многократного обжига, так и более простых, непосредственных рисунков, подвергающихся лишь одноразовой обработке.

  • Окрашенные и печатные ламинаты

    С СЕРЕДИНЫ 30-Х ГОДОВ XX ВЕКА широкое распространение приобрело использование слоистых пластиков — ламинатов для декоративного оформления стен, а архитекторы смогли определить и выработать систему цветов, красок и фактур для покрытия стен и рабочих поверхностей на основе широкого выбора продукции, предлагаемой производителями в настоящее время. Преимущества ламинированных покрытий очевидны: это прочные, устойчивые и «моющиеся» материалы, что делает их использование особенно эффективным в общественных местах. Существует несколько видов поверхностной отделки ламинатов — от глянцевых до матовых и однородных, очень грубых, зубчатых и вдавленных типов фактур. В прошлом ламинаты массового производства не отличались разнообразием цвета или фактуры; как правило, они были окрашены в простые, однородные цвета и представляли собой имитацию древесной текстуры или тканных материалов. В настоящий момент диапазон цветов и фактурных рисунков значительно расширен.

    Однако многие из нас и сегодня не догадываются о том, что художники могут создавать на ламинатах собственные оригинальные работы.

  • Техника живописи «по сухой стене»
    ПОМИМО УБЕЖДЕННЫХ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ ТЕХНИКИ АЛЬ ФРЕСКО, следует упомянуть о большом числе художников, предпочитающих традиционные методы подготовки поверхности стен перед процессом письма на слое влажной известковой штукатурки.

    В действительности, если сегодня художнику заказывают фреску, то, вероятнее всего, поверхность стены к началу работы будет уже оштукатурена с применением более современных штукатурных материалов. В настоящее время художнику предоставлен огромный выбор возможностей и средств, включая краски на основе акриловых смол (полиакрилатов) и светостойких пигментов. Эти краски были разработаны сравнительно недавно, но уже нашли самое широкое распространение и пользуются большой популярностью среди художников. В прошлом техника фреско а секко применялась на стене, покрытой слоем высохшей известковой штукатурки. За день до начала процесса живописи стену тщательно смачивали известковой водой и повторяли процесс на следующее утро.

  • Свет и освещение

    ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ НЕПРЕРЫВНО РАСШИРЯЮЩАЯСЯ ПРАКТИКА изящных искусств привели художников к выбору новых средств, на которые они ранее не обращали внимания или которые были для них еще просто недоступны. Одна из областей — разработка и использование света как средства искусства. Среди тех, кто применяет в работе естественный свет, — художник Джеймс Таррелл. Он выполняет инсталляции, которые приоткрывают крыши галерей или создают альтернативное пространство в противовес прямоугольнику неба.

    Подобные работы можно наблюдать и оценивать только «из первых рук», но как все хорошее искусство они производят экстраординарный эффект на участников таких событий. Они испытывают ощущение, что знакомятся с частью мира впервые. Что же касается искусственного света, то в этой области художникам предоставлен целый ряд передовых технологий освещения, включая флуоресцентный свет. В 60-х годах XX века его выбрал для себя в качестве художественного средства Дэн Флэвин.