Инструменты и виды техник.Трафареты для водоосновной трафаретной печати

Трафаретная печать: инструменты и виды техник

Главным элементом оборудования для трафаретной печати является плоский стол с укрепленной на нем рейкой. Приготовленная рама соединяется с рейкой посредством двух петель. Передвижная планка с одной стороны рамы служит в качестве опоры во время размещения листа бумаги на столе или его удаления. Печатные станки профессионального уровня имеют сбалансированную систему с приводом, который позволяет перемещать ракель одной рукой. В механизме могут размещаться рамы различных размеров.

 Основа и рама трафарета

Основа представляет собой сетку редкого плетения, натянутую на прямоугольный подрамник, изготовленный из древесины или металла и обычно имеет квадратное сечение. Вы можете сконструировать жесткий подрамник в домашних условиях из древесины.

Сетка
Сетка традиционно изготавливалась из шелка, но в наше время ее заменили синтетические волокна. Сетка должна обладать прочным, однородным и редким плетением, чтобы обеспечить свободное проникновение краски на поверхность бумаги. Кроме того, условием успешной работы является эластичность сетки: при этом она не должна деформироваться и искажать изображение в процессе печати.

Полиэстровая сетка из моноволокна используется практически универсально, несмотря на то, что можно применять и другие виды синтетических волокон (как, например, нейлон) — в особенности там, где необходима более эластичная и гибкая сетка. Для большинства общих, водоосновных видов печати используется сетка с обозначением 120 t, где «120» соответствует количеству нитей на один сантиметр, а «t» — стандартному диаметру нити. Сетка с обозначением 120 hd обладает сверхпрочной нитью (heavy-duty thread). В настоящее время диаметр нити часто указывается в микронах, поэтому сетка 120 t может обозначаться как 120.34. Чем тоньше нить, тем изящнее и деликатнее воспроизводимые полутона; поэтому сетка с тонким плетением используется для выполнения крайне детализированных работ.

Натягивание сетки
Вы можете натягивать сетку вручную, как в процессе натягивания холста — вдоль аналогичных линий. Но существуют и механические методы натягивания, включая систему ролика и планки, которая усиливает напряжение сетки и может устанавливать правильную величину ее натяжения. Затем раму располагают под сеткой и покрывают контактным клеем или двухсоставной эпоксидной смолой. Кроме того, вы можете применять в работе системы с резьбовым захватом или пневматические растяжные машины (для натягивания ткани).

Обезжиривание сетки-экрана
Нанесите на влажную сетку обезжиривающий раствор промышленного производства, распространите его по всей поверхности и смойте водой из душевой насадки. Затем высушите сетку в потоке холодного воздуха из осушителя.

 Виды бумаги и красок

В трафаретной печати используются недеформирующиеся виды бумаги, поскольку печать на одном и том же листе может осуществляться несколько раз; кроме того, после печати лист бумаги должен оставаться совершенно плоским. В высокохудожественной трафаретной печати применяют, главным образом, краски на водной основе, поэтому лучше работать на плотной, тяжелой бумаге — приблизительно 200 г/см2 и выше, так как краска может вызвать коробление и деформацию очень тонкого и «легкого» листа. Трафаретная печать предоставляет художнику значительную гибкость в работе и может выполняться на поверхности множества видов бумаги в зависимости от выбора и пристрастий художника. Экспериментируйте с различными видами бумаги перед тем, как отпечатать тираж своих работ.

Краска
Как правило, художники используют акриловые краски, смешанные с одним из специальных вспомогательных средств для трафаретной печати. Данное средство может замедлять процесс высыхания и уменьшает вязкость краски.

Краски: возможные проблемы
• Если краска слишком жидкая и текучая, она может «растекаться» по поверхности трафарета и проникать на участки, где она нежелательна; эти участки следует предварительно замаскировать.
• Если краска слишком вязкая, она может не отпечататься на самых мелких участках трафарета и может вызвать преждевременное высыхание, перекрывая прохождение краски через трафарет в этих точках.

После печати удалите излишки краски и немедленно промойте сетку-трафарет струей воды из шланга: в противном случае удалить краску на основе акрила впоследствии будет значительно сложнее.

Трафареты для водоосновной трафаретной печати

За исключением бумажных трафаретов, которые накладываются непосредственно на сетку, большинство трафаретов создается косвенными методиками по следующей схеме. Художник выполняет оригинальную работу на прозрачной или полупрозрачной пленке в виде рисунка или живописи; изображения, вырезанного скальпелем из пленки, или фотографического изображения (см. ниже). Сетку покрывают слоем жидкой светочувствительной эмульсии. После его высыхания работу помещают между сеткой и источником ультрафиолетового или кварцевого галоидного излучения на копировальной раме в условиях вакуума. Затем включают источник излучения и экспонируют изображение. По окончании экспонирования художник промывает холодной водой те участки эмульсии, которые были защищены от воздействия света непрозрачными элементами изображения, Это именно те участки, которые обеспечивают легкое проникновение краски сквозь сетку и образуют позитивное изображение в процессе печати.

Изготовление бумажных трафаретов

Один из простейших методов трафаретной печати основывается на использовании вырезанного из бумаги трафарета. Он наклеивается на заднюю сторону сетки с помощью специального вспомогательного средства для печати.

img_929

Трафареты с конфигурацией листвы

Здесь вы видите отпечатки в виде листьев, выполненные с помощью бумажного трафарета, из которого были вырезаны и удалены соответствующие участки.

Использование пленки, обрезанной скальпелем

Производители предлагают пленку красного цвета на прозрачном листе-подложке. Вы можете расположить эту пленку на поверхности рисунка, вырезать и удалить участки красной пленки из листа-подложки вокруг форм, предназначенных для печати.

img_928

Резаная пленка
С помощью пленки, обрезанной скальпелем, края и контуры простых и более сложных форм на отпечатке приобретают четкость и аккуратный вид.

Выполнение изображений для трафаретов с помощью рисунка на пленке

Вы можете подготовить работу в результате непосредственного рисунка или живописи на кальке, чертежной или фактурной пленке, используя любые средства, которые создают непрозрачное изображение. Матовая поверхность таких пленок способна принимать множество материалов, включая непрозрачные, матовые виды черной туши, непрозрачные фоторетушные средства, гуашевые или акриловые краски. Черный универсальный карандаш (общего назначения) или китайский графитовый карандаш обладают вязкими свойствами, которые создают непрозрачный рисунок уникального качества.

Плоскостной рисунок для многоцветных отпечатков

Чертежная пленка особенно эффективна, если работа требует присутствия простейшего контура, проведенного, например, светостойким маркером свободным движением руки, или несложных плоских форм, образуемых несколькими наложенными слоями красок. Какую бы краску вы не использовали для печати завершенного изображения, рисунок для каждого цвета должен быть выполнен непрозрачным средством на прозрачной или полупрозрачной пленке. Если вы
хотите сделать отпечаток рисунка от руки в нескольких красках, сначала нанесите изображение на пленку для основной части рисунка и затем расположите на его поверхности новый лист пленки. Сделайте рисунок для следующего участка цвета и при необходимости повторите процесс. Рисунок для второй краски должен слегка перекрывать край первого рисунка на всем его протяжении, чтобы он точно вписался в предназначенный для него участок в завершенном оттиске.

img_931

1. Используя черную тушь и перо трубчатой формы, на листе полупрозрачной чертежной пленки были нарисованы контуры ангелов и воздушных шариков (на отпечатке будут черными).

img_932

2. Затем на новый лист пленки был нанесен рисунок для участков, которые на оттиске должны были стать синими. То же перо использовалось для создания внешних контуров; формы были покрыты черной тушью.

img_933

3. Таким же образом на новом листе пленки были нарисованы элементы изображения под участки, которые печатаются серой краской.

img_934

Завершенный отпечаток.
Вы должны изготовить трафареты для каждой краски; законченное изображение печатается черной, синей и серой.

Использование фактурной пленки

Стандартная чертежная пленка обладает гладкой поверхностью, которая препятствует созданию нежных полутональных эффектов. Для этого вам следует использовать пленку известных торговых марок (таких, как True Grain) — она характеризуется матовой, фактурной поверхностью. Такая пленка разбивает нанесенный мазок или штрих на сегменты мельчайших точек в зависимости от степени поверхностной фактуры пленки, и эти участки воспроизводятся при печати очень точно и аккуратно. Этот материал позволяет избежать применения в работе фотографических полуто-нальных методов там, где необходимо создание оригинального рисунка от руки. На зернистой поверхности пленки могут использоваться многие материалы для рисования или живописи, включая мягкие карандаши или графитовые палочки.

img_935

Эффекты полутонов

Фактурная пленка обладает способностью сохранять в отпечатке нежные полутональные эффекты.

Сложное многократное деление

Любая из описанных методик (равно как и все они вместе) могут комбинироваться в процессе создания одного и того же оттиска. Например, на плоскую форму одного цвета, нанесенную на чертежную пленку краской или вырезанную при использовании маскирующей пленки, можно повторно сделать отпечаток изображения, созданного на фактурной пленке. При этом очень важно обеспечить соответствующую приводку каждого элемента изображения, чтобы при печати они занимали верное и точное положение по отношению к нижним и последующим печатным «слоям». Наиболее простым способом точной приводки является нанесение так называемых приводных меток на каждом из четырех уголков пленок; они выравниваются перед началом печати.