Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Переводная (переносная)и фотолитография | Литография
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Переводная (переносная)и фотолитография

Переводная (переносная) литография

В данном методе непрямой (косвенной) литографской печати изображение наносится на бумагу жировыми литографскими средствами для рисования и затем переносится на камень, с которого впоследствии производится печать. Художники применяют бумагу различной фактуры и толщины; но перед нанесением рисунка бумага должна быть предварительно покрыта водорастворимым клеем или белой краской на основе гуммиарабика. В результате образуется основа для жировых материалов рисования и, кроме того, упрощается процесс переноса изображения на камень. Важная деталь: такое покрытие гарантирует, что жирные и пробельные участки полностью изолированы друг от друга. На поверхности бумаги не должно быть жирных пятен и следов от пальцев рук — они вызывают помарки изображения на оттиске.
После переноса рисунка на камень он подвергается дальнейшей обработке; затем с него выполняется оттиск.

Перенос рисунка на камень

В процессе выполнения рисунка на переводной бумаге вы можете сделать тона более глубокими и интенсивными, чем это необходимо (учитывая, что перенесенное на камень изображение обычно несколько светлее в сравнении с оригиналом). Если перенесенный рисунок чем-то вас не устраивает или нуждается в переработке, вы можете корректировать и дорисовывать его непосредственно на камне.

img_910

1. Положите рисунок лицевой стороной вниз на подготовленный литографский камень (поверхность камня должна быть сухой).
2. Расположите еще один лист на поверхности переводной бумаги и равномерно увлажните его с обратной стороны губкой.
3. Прокатайте камень и бумагу на литографском станке, чтобы перенести изображение. Удалите влажный лист бумаги и аккуратно снимите переводную бумагу с поверхности камня.
4. Рисунок перенесен на камень.
Теперь его следует просушить с помощью фена и обработать камень в обычном порядке.

Подготовка камня и процесс печати

Если вы не защитили поля вокруг изображения гуммиарабиком, зачистите их абразивным камнем с использованием небольшого объема воды и дайте высохнуть. Припудрите камень канифолью, чтобы защитить жирные прорисованные участки от воздействия кислоты, а также порошковым тальком, чтобы обеспечить равномерное распространение протравы по всей поверхности.

Первое травление
Протрава — клеевой состав для травления — содержит раствор гуммиарабика, в который добавлено несколько капель азотной кислоты. Также в смесь могут входить фосфорная и дубильная кислоты. Объем кислоты зависит от рисунка и вида используемого камня.

После описанной обработки и травления камень становится невосприимчивым к воздействию жировых веществ на пробельных участках. Процесс адсорбции жировых участков с камнем также ускоряется в результате нейтрализующего
действия щелочи в мыльном компоненте жировых участков. Таким образом, жиры высвобождаются для образования связей с камнем.

Промывка камня и нанесение краски
Удалите жировые вещества с помощью уайт-спирита и промойте рисунок битумным раствором. В результате изображение приобретает коричневый цвет светлого, равномерного тона; кроме того, это способствует хорошей адгезии невысыхающей краски (которая наносится после промывки камня во-дой для удаления гуммиарабика) к жировым участкам.

Оттиск можно было бы выполнить и на этой стадии процесса, но рисунок еще недостаточно прочно закреплен на камне; поэтому перед вторым травлением следует покрыть его жировой, медленно высыхающей краской, который назы-
вают «печатная черная» или «невысыхающая черная». Раскатайте краску на раскаточной плите и нанесите ее на камень легкими и мягкими круговыми движениями.

В процессе нанесения  невысыхающей черной краски увлажняйте камень с помощью губки. Изображение в полном диапазоне тонов проявится не сразу— для этого потребуется некоторое время (особенно, если в рисунке был пользован большой объем черной).

Второе травление
Высушите камень потоком холодного воздуха от электрического вентилятора или фена, затем припудрите его порошком канифоли (который загущает невысыхающую черную краску) и вслед за этим порошком талька. Таким образом, камень подготовлен ко второму травлению — протравой на основе гуммиарабика или водным травящим раствором.

После окончания травления смойте протраву и покройте камень слоем гуммиарабика, если вы не собираетесь выполнить оттиск немедленно.

1. Припудрите поверхность камня тальком (подойдет также детская присыпка) и канифолью. Распространите порошки с помощью ваты и удалите их излишки с поверхности.
2. Нанесите протраву на основе Щ& гуммиарабика по всей поверхности камня. Можно использовать смеси гуммиарабика и азотной кислоты промышленного производства. Разровняйте протраву губкой, слегка приглаживая поверхность. Оставьте камень в покое приблизительно на 12 часов.

img_906

3. По истечении этого времени промойте камень уайт-спиртом, чтобы удалить остатки жировых веществ.

img_908

4. Налейте на поверхность небольшой объем битумного раствора. Втирайте его равномерным слоем, добавляя воду.
5. Промойте камень водой для удаления гуммиарабика.

img_909

6. Камень должен оставаться влажным. Раскатайте краску на раскаточнои плите, затем нанесите краску на камень тонким слоем и высушите поверхность насухо.
7. «Работая на литографском станке с ручным управлением, опустите декель, затем рейбер с помощью рычага и прогоните печатную форму через пресс.
8. Осторожно отделите выполненный оттиск от печатной формы.

Обработка литографской пластины-формы

Данный метод очень близок процессу обработки камня. Основное различие заключается в составе химикатов, используемых для травления.

Первое травление
Пластина сначала обсыпается тальковым порошком и затем покрывается протравой гуммиарабика с помощью губки. Это может быть раствор промышленного производства, предназначенный исключительно для травления пластин (соединение коллоида с дубильной кислотой и фосфатом). Период времени, необходимый для обработки пластины протравой, существенно варьируется. Работы, выполненные литографским карандашом, обычно протравливаются в течение получаса; но травление более деликатных и тонких рисунков требует значительно более продолжительного времени. Воздействие протравы на основе гуммиарабика не может продолжаться бесконечно, и высохшие пластины, оставленные даже на несколько дней, не испытывают ущерба. Жирный рисунок затем промывается уайт-спиритом
сквозь слой гуммиарабика и после этого гуммиарабик смывается водой. Если рисунок смывается неохотно, увлажните пластину водой и скипидаром. После очистки рисунка и удаления гуммиарабика на влажную поверхность пластины наносится битумный раствор так же, как при обработке камня. Затем на влажную пластину накатывается невысыхающая краска.

Второе травление
Перед вторым травлением пластина высушивается и покрывается порошками канифоли и талька. Рецептура травильного раствора может существенно варьироваться. Можно использовать раствор декстрина или чистый гуммиарабик. Иногда применяется смесь калийных квасцов/азотной кислоты и воды или состав на основе дубильной кислоты и воды. Это очень сильное вещество — травление не должно продолжаться более 2 минут. Наносите состав мягкой щетинной кистью, постоянно разравнивайте его по пластине и затем смойте состав с поверхности.
(с неперевернутым изображением) рядом с листом бумаги — сторона формы к стороне листа. Резиновый цилиндр, приводимый в движение электромотором, прокатывается по поверхности пластины, воспринимает краску и далее переносит ее на лист бумаги.

Выполнение оттиска

Если при печати с камня лист бумаги обычно смачивают водой (как в процессе травления), оттиск с пластины часто выполняется на сухой бумаге.

Завершение работы
Если вы используете ручной пресс, осторожно положите лист печатной бумаги на поверхности камня или на талер, покрытый несколькими листами упаковочной бумаги. Опустите накатанную печатную форму вниз лицом на бумагу, сверху закройте декелем, затем опустите рейбер пресса с помощью рычага и прогоните движущийся талер с печатной формой через пресс.

По окончании процесса печати вы можете сохранить пластину или камень для дальнейшего использования и повторной печати; в этом случае следует удалить краску уайт-спиртом сквозь слой воды. Нанесите на поверхность краску (невысыхающую черную), затем гуммируйте ее, как было описано выше.

Если камень больше не используется, его поверхность можно снова отшлифовать.
При использовании машины для офсетной литографской печати положите печатную форму.

Таблица пропорций в составах для травления
Это — ваш «проводник» и ключ к оценке силы состава для травления, которая необходима в работе с различными видами камня и в зависимости от качеств рисунка. Количество указано на 25 мл гуммиарабика.

Фотолитография

Удивительная легкость создания работ в полутонах — в живописи или рисунке на зернистой пленке (например, марки True Grain) или в растровых изображениях, выполненных с помощью компьютера и лазерной печати на пленке, — привлекает все большее число художников к технике фотолитографии.

Создание печатных форм на пластинах в фотолитографии

Вы можете приобрести готовые позитивные офсетные формы-пластины для экспонирования на специальной копировальной установке в ультрафиолетовых лучах. Изображение наносится от руки на прозрачную, зернистую пленку (черной) краской-пастой. Пленку располагают в правильном положении эмульсионной стороной к поверхности пластины, затем опускают резиновую крышку и включают вакуумный режим экспонирующей установки. Рама установки начинает вращаться, после чего включается ультра-фиолетовое излучение в течение приблизительно 60-70 секунд (время экспонирования варьируется в зависимости от плотности изображения).

img_914

1. Пластину располагают лицевой стороной вверх к поверхности резинового вакуумного листа. На поверхность пластины кладут пленку и накрывают стеклянной крышкой. После этого включается вакуумный режим установки.

img_916

2. Пластину помещают в кювету и выливают в нее проявитель (метасиликат натрия), протирая губкой по всей поверхности пластины равномерным слоем.

img_917

3. После смывания проявителя на экспонированной и проявленной пластине появляется изображение.
4. Пластина-форма покрывается раствором гумми для травления и обрабатывается обычным способом.
5. После окончания обработки на пластину-форму накатывают краску валиком и выполняют оттиск на офсетной (литографской) печатной машине.

Фотолитография на литографском камне

Бен Гэмбл исследовал и разработал технику, исключающую применение растворителей: негативное полутональное изображение наносится непосредственно на камень методом трафаретной печати. В этой методике используется гуммиарабик густой консистенции. Затем изображение покрывается жировым компонентом, таким, как раствор битума. Эти участки формируют на оттиске позитивные элементы рисунка.

img_918

Пути к избавлению (фрагмент) (2002), Бен Гэмбл